Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, реферат
Данное социологическое исследование посвящено осуществлению мониторинга состояния и тенденций развития системы общего среднего образования в Санкт-Петербурге путем проводения анкетирования педагогов по проблемам реформирования школы и выявляя отношения к данным проблемам. Результаты данного исследования, отражающие конкретную ситуацию в Санкт-Петербурге, позволят представить в какой-то мере общую картину процессов, происходящих в сфере образования Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….3
Практические исследования по проблеме реформирования средней школы….5
Программа исследования………………………………………………………….11
Описание результатов исследования……………………………………………..12
Вывод……………………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………...24
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт
региональной экономики
и управления
Реферат
на тему:
«Проблема
реформирования средней
школы»
Санкт-Петербург
2011 г.
содержание
Введение…………………………………………………………
Практические исследования по проблеме реформирования средней школы….5
Программа исследования………………………………………………
Описание результатов
исследования…………………………………………….
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
введение
Развитие средней школы на современном этапе проходит в сложных условиях реформирования всей системы образования. В настоящее время идет поиск наиболее оптимальных путей замены прежней школьной системы на новую, ориентированную на обучение и воспитание активной, творческой личности. В связи с этим пересматриваются цели и содержание среднего образования, структура средней школы.
В развитии средней школы в России складывались свои тенденции и закономерности, определявшиеся ходом исторического развития, потребностями общества, которые необходимо учитывать при разработке и проведении реформ в настоящее время.
Данное социологическое исследование посвящено осуществлению мониторинга состояния и тенденций развития системы общего среднего образования в Санкт-Петербурге путем проводения анкетирования педагогов по проблемам реформирования школы и выявляя отношения к данным проблемам. Результаты данного исследования, отражающие конкретную ситуацию в Санкт-Петербурге, позволят представить в какой-то мере общую картину процессов, происходящих в сфере образования Российской Федерации.
Объектом данного исследования является средней школы в России.
Предмет исследования – проблемы реформирования средней школы.
Источники исследования: научно-педагогическая и методическая литература, учебники и учебные пособия для средней школы, общая и педагогическая периодика, архивные документы.
Методы исследования: опрос педагогов школ.
Практическая
значимость результатов исследования
состоит в том, что изучение общественного
мнения педагогов по всем рассмотренным
в данном социологическом исследовании
вопросам позволит лучше понять их настроения,
характер и степень осознания ими проблем,
стоящих перед системой образования. Это
мнение - своеобразное зеркало, в котором
отражается их восприятие реформ, осуществляемых
в данной системе, отношение к различным
аспектам происходящих здесь преобразований.
Практические
исследования по проблеме
реформирования средней
школы
Тема реформы системы образования уже набила оскомину российской общественности.
Идея переформатирования некоторых аспектов школьного образования уже была высказана, и за год накопились не только инициативы у президента, но и многочисленные обсуждения проекта в педагогических кругах.
Выделяют пять направлений модернизации российской средней школы:
- введение комплексной оценки академических достижений ученика, его компетенции и способностей;
-
создание на базе школ центров
развития физического и
-
расширение самостоятельности
-
законодательное
- модернизация системы педагогического образования.
Инициатива "Наша новая школа" обсуждается учителями на специализированных форумах еще с прошлого года (именно в прошлогоднем послании президент впервые упомянул о готовящемся проекте). Мнение квалифицированных специалистов в области школьного образования и является наиболее ценным для тех, кто будет разрабатывать и реализовывать проект. Подчеркну, мнение учителей, а не мало что понимающего в школьной системе безликого "гражданского общества".
В Послании, впервые за последние несколько лет, сформулированы задачи, стоящие перед новой российской школой - это "раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире". К этой, риторичной на первый взгляд, цели прилагаются довольно конкретные пояснения. Государство наконец-то сказало школе, что ему от нее нужно. Теперь вопрос стоит обратным образом: а что государство готово дать школе, чтобы она выполняла поставленные перед ней задачи? Обеспечение школ оборудованием нового поколения уже практически завершено и это - реальные дела, а не "красивые слова на бумажке". В ходе реализации нацпроекта "образование" государство впервые смогло доказать школе, что оно может не только обещать, но и выполнять свои обещания. Это огромный шаг вперед. Сегодня государство готово заняться кадровым обеспечением школ – подготовкой и повышением квалификации молодых учителей. Да, скептиков и пессимистов, не верящих в возможность реализации идей Дмитрия Медведева, хватает как среди учителей, так и среди не связанных напрямую с системой образования граждан, но с каждым новым годом (а точнее, с каждым новым грантом, комплектом парт, ремонтом в школах) их становится все меньше и меньше.
Помимо целевой установки, учителей беспокоит несистемный характер реформ, ведущихся сегодня федеральными и региональными властями.
Даже самые крупные проекты, по мнению учителей, похожи на "латание дыр". "Наша новая школа" призвана решать именно эту проблему – проблему бессистемности, несогласованности действий властей разных уровней.
Реформирование существовавшей системы образования уже начато. Стоило ворошить это советское наследство или нет обсуждать уже поздно, сегодня нам нужно принять неотвратимость перемен как данность. Не отменится ЕГЭ, не сменится обратно учебные планы, так же как никто не приедет и не заберет назад оборудование и средства, выделенные на повышение квалификации преподавателей. Сегодня нам нужно еще более конкретизировать те задачи, которые поставил в послании президент Медведев, и приступать к их решению. Комплексный подход и системность в проведении реформ даст возможность заниматься не решением сиюминутных школьных проблем, а действовать с перспективой на будущее.
По итогам обсуждения были приняты тезисы:
-
Важным слагаемым успешного
-
Необходимо создать
-
В центре повышенного внимания
должны оказаться дети с
-
В качестве дополнительных
-
Краеугольный камень
Таким образом, анализ хода перестройки, реформирования и модернизации системы среднего образования, как своеобразных социальных экспериментов, свидетельствует о спонтанном и незавершенном характере преобразований. В исторической ретроспективе повторяются отвергнутые обществом концепции на предыдущих исторических этапах масштабных реформации и нововведений, которые отрицательно сказались на формировании и востребованности кадрового потенциала системы российского образования. В конечном итоге это сказывается на снижении доверия общества к политике органов государственной власти по отношению к трансформации системы общего образования, а также ее кадровой составляющей.
Социальные эксперименты, проводимые в системе общего образования, введение в педагогическую практику не прошедших апробацию нововведений не обеспечивают решения ключевых проблем развития системы образования и, прежде всего, улучшения кадрового обеспечения образовательных учреждений различного типа.
Кадровая деятельность в системе общего образования до сих пор не определяется целенаправленностью, научной обоснованностью и эффективностью государственной образовательной политики.
Модернизация российского образования, включающая такие социальные особенности, как повышение доверия к образованию, научно-обоснованную государственную политику в области общего образования, сформированные в процессе обучения базовые ценности, необходимые для социализации личности учеников и учителей, слабо влияет на преодоление несоответствия между общественной ролью и социальным статусом педагога.
Социологический анализ проблем реформирования в системе общего образования через призму ее реформирования до сих пор не выполнялся глубоко и всесторонне, их исследование проводилось разнонаправлено и эпизодически.
Для
социологического анализа особый интерес
представляют работы российских ученых
в области социологии и философии
образования, которые определяют статус
данной области знания и предметно изучают
возможности ее развития. Из фундаментальных
трудов данного плана автором выделены,
прежде всего, монографии и публикации
Б.С. Гершунского, Ф.Г. Зиятдиновой, В.Я.
Нечаева, Ф.Р. Филиппова, В.Д. Шадрикова.
Их монографии содержат теоретические
обоснования исследования процессов и
влияния системы образования на развитие
социальных процессов в условиях реформ.
Особенно следует выделить выводы П.Сорокина,
который считал институты воспитания
и образования средствами вертикальной
социальной циркуляции и отмечал возрастающую
социальную значимость общеобразовательных
школ. Ученый считал, что для них открывается
возможность либо приносить большую общественную
пользу - в случае хорошей организации,
либо в противном случае, огромный вред.
Из научных работ этого цикла выделяются
монографии и публикации западных ученых
Ф. Бэкона, Д. Кэмпбелла, Дж.С. Милля, Р. Оуэна,
отечественных ученых В.В. Глущенко, И.И.
Глущенко, B.C. Карпичева, В.А. Лукова, А.И.
Пригожина. Однако, при всей теоретической
значимости этих научных работ, в них лишь
Гершунский Б.С. Философия образования
для XXI века.-М, 1998; FqiinyHCKmi Б.С. Готово ли
современное образование ответить на
вызовы XXI века? // Педагогика. - 2001. - № 10;
Зиягдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования.
— М.: РГГУ, 1999; Шадриков В.Д. Философия
образования и образовательной политики.
— М., 1993. В их трудах с разных аспектов
рассмотрены особенности реформ системы
образования, встречается и взгляд на
результативность и социальную значимость
нововведений, в том числе кадровые изменения.
В определенной мере к теме исследования
относятся публикации по проблемам современного
образования таких авторов, как Е.А. Белый,
В.И. Жуков, Л. Зарецкий, Э.Ш. Камалдинова,
А.М. Новиков, АН. Тихонов. Блонский ILIl Трудовая
школа.—Тифлис, 1921 // Вопросы истории педагогики
в СССР и за рубежом. —М., 1974, Блонский П.П.
Азбука труда.-М., 1922//Вопросы истории педагогики
в СССР и за рубежом. — М., 1974; Беспалько
В.П; Реформируется ли образование//Мир
образования (пробный номер); Богуславский
М., Фишер М. Реформы российского образования:
блеф или реальность? // Мир образования.
—1996. — № 4; Луначарский А.В. О народном
образовании. АПН РСФСР. - М., 1956 // Вопросы
истории педагогики. В СССР и за рубежом.
— М,, 1974, Пинкевич А.П. Советская педагогика
за 10 лет.-М.: «Работник просвещения», 1927//Вопросы
истории педагогики в СССР и за рубежом.
—М, 1974.