Проблемы работы психолога в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – проблемы работы психолога в школе.
Задачи исследования:
1. Проблемы собственно профессионального плана, связанные в
Основном с очень широким спектром психологической работы и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.
2. Организационные проблемы, связанные с организацией своей
профессиональной деятельности в условиях школы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
Основные направления деятельности школьного психолога…..…7
Роль психолога в школе……………………………………………...…..7
Основные виды работы школьного психолога……………………..…..9
Выводы по первой главе…………………………………………………...….12
2. Направления консультирования и просвещение школьников, их
родителей и педагогов……………………………………………….....13
2.1. Проблемы с которыми сталкивается психолог в школе……………....13
2.2. Стереотипные представления о школьном психологе………… …….20
Выводы по второй главе………………………………………………………22
Заключение…………………………………………………………………..….23
Список используемой литературы………………………………………..…26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 166.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждения

высшего профессионального  образования

«Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Балашовский институт (филиал)

 

Факультет  социальная работа

 

Кафедра  социальная педагогика

 

 

 

«Проблемы работы психолога в школе»

 

 

Курсовая работа по педагогической психологии

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: студентка 4 курса

                                                                     Заочной формы обучения

                                                            Мазитова Анастасия

                                            Валерьевна

                                                                     Научный руководитель:

                                                                               Кандидат педагогических наук,

                                                                           доцент, кафедры социальной

                                                                             педагогики Смотрова Любовь

                                              Николаевна

                                                                            _________________(подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашов - 2012

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

  1. Основные направления деятельности  школьного психолога…..…7
    1. Роль психолога в школе……………………………………………...…..7
    2. Основные виды работы школьного психолога……………………..…..9

Выводы по первой главе…………………………………………………...….12

     2.   Направления консультирования  и просвещение школьников, их            

           родителей и педагогов……………………………………………….....13

     2.1. Проблемы  с которыми сталкивается психолог в школе……………....13

     2.2. Стереотипные  представления о школьном психологе………… …….20

Выводы по второй главе………………………………………………………22

Заключение…………………………………………………………………..….23

Список используемой литературы………………………………………..…26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Введение

       В настоящее время мы являемся свидетелями интенсивного внедрения психологии в систему образования. Многие образовательные учреждения имеют собственные психологические службы, издается огромное количество специальной литературы, проводятся многочисленные конференции, посвященные работе психолога в школе, в интернате, в детском саду. Профессия становится массовой, требуется соответствующее кадровое обеспечение.

       Деятельность психолога в школе достаточно автономна. Не потому что независима, а потому что представляет собой целостную самостоятельную систему со своими целями и задачами.

        Но, далеко не каждый психолог готов сегодня, работая в школе, развернуть свою работу как целостную психолого-педагогическую систему. Многие либо ограничивают свою деятельность определенными направлениями работы (только диагностика и выдача общих рекомендаций, только индивидуальная работа с «трудными» и т. д.) либо «тонут» в море школьных проблем, превращаясь в психологическую «скорую помощь», специалистов «на подхвате», массовиков-затейников либо просто учителей.

        Психологу необходимо обладать значительным серьезным профессиональным и личностным ресурсом для того, чтобы реализовать психологическую работу в ее целостной и последовательной форме.

        Нужна организованность и хорошо структурированное, тренированное мышление, развитая наблюдательность. Необходим и высокий эмоциональный потенциал, собственная психологическая проработанность, позволяющая включаться в решение чужих проблем, не проецируя собственных. Список можно продолжать.

         Несомненно, в определенном смысле психологическая работа в школе — это призвание, но прежде всего — это результат специальной качественной профессиональной подготовки

         Вряд ли и психолог, и школа могут сегодня надеяться на варианты, близкие к идеалу. И тем, и другим предстоит развиваться, накапливать новые знания и представления, искать пути сотрудничества, но при наличии доброй воли, понимания большого смысла осуществляемых усилий, а также некоторой теоретической базы совместной работы, возникающие трудности могут быть устранены.

         Сегодня дети попадают в школу, как правило, минуя все  возможные варианты подготовки. Тогда  основная нагрузка по подготовке дошкольника  к процессу обучения ложится на педагогов  начальных классов и школьных психологов.

        Психологическая  поддержка молодых   учителей и организация наставничества  в школе

     Многие  молодые учителя жалуются, что  после напряженных педагогических  ситуаций, с которыми им, как и всем современным педагогам, приходится часто сталкиваться, они чувствуют себя разбитыми, подавленными, у них снижается работоспособность, они чаще теряют самообладание, контроль над своими эмоциями. А ведь профессиональный долг педагога требует взвешенных поступков и решений. Он обязывает преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния.

     Профессия  педагога предъявляет серьезные   требования к эмоциональной стороне   его личности. Это "работа сердца  и нервов", писал Сухомлинский. Тем не менее современная статистика такова: учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются болезни сердечнососудистой системы, язвенные заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Особенно тяжело приходится молодым учителям, которые только адаптируются к новым условиям, входят коллектив, знакомятся с учениками. [21] [И.В. Дубровиной – 528с.]

     Практика  показывает, что учителю в большей   мере нужны не лекарственные  препараты, а социально-психологическая  поддержка, целью которой является  организованная помощь в выработке  необходимых  профессиональных качеств, умений и  навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение адаптации к напряженным ситуациям в работе.

     К сожалению  в наше время, лишь в  очень  маленьком числе школ силами  психологов и социальных педагогов  для учителей проводятся практические занятия, развивающие культуру педагогического общения, обучающие навыкам конструктивного решения целого ряда проблемных педагогических ситуаций. Кроме того, психологи помогают учителям овладеть способами профилактики и преодоления эмоциональной напряженности. В основной же массе российских школ педагоги предоставлены самим себе. А ведь молодым учителям крайне необходима помощь и поддержка в их нелегком труде.

     В решении  данной проблемы может помочь  организация психологической поддержки  со стороны психолога и наставничества.

      Цель – изучение проблем работы психолога в школе разработка методичных коррекции психологической готовности дошкольников и обучению в школе.

       Гипотеза исследования: затронуты такие важные темы как  методология деятельности психолога, его роль и  задачи  в  системе  образовательной  школы,  проблемы профессионального  плана,  организационные,  связанные   с   интеграцией   в педагогический коллектив, эмоциональные, а также стереотипные  представления подростков о психологе как профессии.

       Объект исследования - психолог.

       Предмет исследования – проблемы работы психолога в школе.

       Задачи  исследования:

           1. Проблемы  собственно  профессионального     плана,     связанные  в

Основном  с  очень  широким     спектром    психологической     работы    и необходимостью хорошо ориентироваться в педагогике школы.

           2. Организационные     проблемы,    связанные с организацией  своей

профессиональной деятельности в условиях школы.

           3.   Проблемы       интеграции       в      педагогический       коллектив,

Взаимодействия   и   взаимопонимания  с учителями и с администрацией.

           4.  Эмоциональные    проблемы,    связанные   с     освоением   новой

социальной роли.

         База исследования: подготовительная группа «Б» детского сад № 11 г. Павлодара.

     

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

           1. Основные направления деятельности школьного психолога

           1.1. Роль психолога в школе

 

           Зачем     нужен    психолог    в   школе?  Работа  психолога   в   школе

неразрывно связана  с образовательным процессом. Для  начинающего  специалиста школа - хорошая возможность  приобрести  ценный  опыт  работы  с  людьми,  с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но  школа  -  это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а  также и  с  педагогами  и  родителями.  Нередко   в   школе   работают   несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле  деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога  в школе.

           Кроме  уроков  психологии  (а  такие  есть  в  ряде   школ),   в компетенцию психолога входят диагностирование и  коррекционная  работа.  Это может  быть  и  диагностика  познавательных  процессов  (память,   мышление, внимание),  и  диагностика   эмоциональной   сферы   ребёнка.   При   низких показателях  диагностических  методов,  с  ребёнком  проводят  коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы  игры  и  рисуночные  методы  (в зависимости  от  возраста  ребёнка).  Проведение   внеклассных   мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.

           Составление  психолого-педагогической  характеристики   ребёнка,

которая раскрывает развитие всех сфер  и  психических  процессов,  здоровья. Также  характеристика  даёт  полную  картину  семейного  климата,  интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет  очень  важную  роль:  каждый родитель или педагог имеет право обратиться к  психологу  с  проблемой,  или просить о помощи относительно ребёнка.

           Школа для ребёнка является  центром освоения социума. Первый  опыт

межличностных отношений, усвоения  знаний,  и  многого  другого  - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо  выработать  единую  линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при  взаимном  принятии решений, при единых целях, школа может   претендовать  на  звание  социального института знаний.

           Психолог помогает ребёнку усвоить  весь этот     опыт   через  освоение

поведения,  и  построение  собственной  позиции,  при  которой   у      ребёнка

вырабатывается осознанное восприятие  мира.  Многие  ошибочно  считают,  что психолог занимается только тестированием, а  уроки  психологии  проходят  на уровне факультативных занятий и не представляют ничего  ценного  для  знаний ребёнка. Главной  позицией  психолога  служит  создание  для  детей  условий жизненных систем и выбор  этих  систем.  У  ребёнка,  при  слаженной  работе психолога и педагогического коллектива,  формируются  условия  для  создания личностной  позиции  (осознание  собственного  Я,  уверенность,  собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами,  которое  необходимо  для  решения  интересов  и  возможностей школьников.

           От  успешной  работы  психолога    зависят    условия     формирования

педагогических  задач.  Психолог  может  выявить   причины   неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с  родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их  родители? Успешное  сотрудничество  психолога,  родителей  и  учителей   школы   часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.

           Бывают ситуации, когда ребёнку  необходима  помощь  более    узкого

специалиста,  чем  школьный  психолог.  Тогда   психолог   в   школе   может

рекомендовать другого  специалиста.

 

 

 

 

    1.2. Основные виды работы школьного психолога.

Информация о работе Проблемы работы психолога в школе