Проблемы содержания начального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:35, реферат

Описание работы

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству начального профессионального образования (НПО), предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества практически невозможно без совершенствования НПО, без его перехода на новый уровень. Начальные профессиональные учебные заведения становятся одним из основных каналов подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны.

Содержание

Введение
1. История развития начального профессионального образования
2. Система начального профессионального образованием (НПО)
3. План развития начального профессионального образования в Государственном национальном проекте «Образование»
Заключение

Работа содержит 1 файл

педагогика!!!.docx

— 29.96 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Российский государственный  профессионально-педагогический университет

Кафедра педагогики

 

 

 

 

Реферат 

 

 

 

по дисциплине: «Педагогика»

на тему: Проблемы содержания начального образования

 

 

Исполнитель:

студентка группы

ЗГП 211

Давыдова Олеся                                                                                          

 

                                                                    

 

Екатеринбург

2012

 

 

Введение 

1. История развития начального  профессионального образования

2. Система начального профессионального образованием (НПО)

3. План развития начального профессионального  образования в Государственном  национальном проекте «Образование»

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие  требования к качеству начального профессионального  образования (НПО), предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества практически невозможно без совершенствования  НПО, без его перехода на новый  уровень. Начальные профессиональные учебные заведения становятся одним  из основных каналов подготовки молодого поколения квалифицированной рабочей  силы, воспроизводства дипломированных  работников, выступая, как составная  часть общей системы образования  и как звено народнохозяйственного  комплекса страны.

Решение проблем жизнеобеспечения заставляет руководителей учебных  заведений обменивать изготовленную  продукцию на необходимые материалы  и оборудование, что часто приводит к невыплатам заработной платы учащимся за проделанную работу. Учреждения начального профессионального образования  вынуждены заниматься предпринимательской  или иной, приносящей доход, деятельностью. Это оказание платных образовательных  и транспортных услуг, сдача в  аренду помещений, доход от собственной  столовой и др. Все заработанные средства расходуются в основном на поддержание жизнедеятельности  учреждения: оснащение учебно-воспитательного  процесса, материально-техническое  обеспечение, хозяйственно-коммунальные нужды, заработную плату и материальную помощь сотрудникам.

В постоянно меняющихся социально-экономических  условиях возникают проблемы не только финансово-экономического обеспечения  учреждений образования, но и проблемы соответствия перечня профессий  требованиям рынка труда и  образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения. В основном все из них зависят  от внутреннего потенциала системы  образования в целом и входящих в нее учреждений.

В настоящее время в условиях социальной нестабильности, утраты духовной ориентации особенно важной становится роль учреждений начального профессионального  образования (НПО), как своеобразной начальной ступени в формировании общественной нравственности личности.

Начальная профессиональная школа  призвана удовлетворять текущие  потребности общества в специалистах, обладающих не только широким общим  кругозором, но и профессиональной мобильностью, умением быстро адаптироваться к новым условиям производства.

В «Концепции модернизации российского  образования на период до 2010г.» подчеркивается: «развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения  в ситуации выбора, быть мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать развитым чувством ответственности  за судьбу страны».

Таким образом, от НПО зависит уровень  развития личности молодого рабочего, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Цель работы: Исследование состояния, функционирования, и развития системы  начального профессионального образования.

Задачи:

1. Охарактеризовать современное  состояние системы начального  профессионального образования.

2. Выявить основные проблемы  НПО и попытаться найти пути  их решения.

3. Выделить основные направления  развития начального профессионального  образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История развития начального  профессионального образования

В России история развития начального профессионального образования  складывается в середине 17 века с  появлением посольских школ. Начальное  профессиональное образование в  современном его понимании - заслуга  Петра I. После своих заграничных  поездок Петр I предпринимает активные действия по созданию профессиональных школ различного типа и направления  подготовки. Профессиональное образование  в петровской школе отличалось направленностью  на подготовку корабельных инженеров, артиллеристов и т.п.

Уже как особая ступень история  развития начального профессионального  образования продолжается и формируется  в начале 20 века под влиянием развития крупного машинного производства. Учреждения начального профессионального образования  в России в это время испытывали отраслевую диспропорцию и территориально располагались достаточно неравномерно. К началу Октябрьской революции 1917 года в России насчитывалось примерно 250 коммерческих училищ и около 20 сельскохозяйственных учреждений начального профессионального  образования.

История развития начального профессионального  образования в СССР началась в 1929 году, с открытия первой школы фабрично-заводского ученичества в г. Астрахани. В  свое время эту школу окончил  Маршал авиации Скоморохов Николай  Михайлович. Официально история развития начального профессионального образования  на начальном этапе была закреплена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 г. «О государственных  трудовых резервах Союза ССР». Этим приказом при получении начального профессионального образования  вводилось двухлетнее обучение в  ремесленных и железнодорожных  училищах.

За годы советской власти в стране развилась достаточно стройная система  начального профессионального образования, в которую входили профессионально-технические  училища и начальные специальные  учебные заведения. История развития начального профессионального образования  характеризуется к этому моменту  организацией фундаментальной практической подготовки по выбранной специальности. Система начальной профессиональной подготовки помимо теоретического изучения материала, включала в себя и учебную  и производственную практику на базах  промышленных предприятий соответствующего профиля.

К настоящему моменту история развития начального профессионального образования  продолжается. Начальное профессиональное образование в России реформируется  наряду с другими уровнями профессионального  образования. Начальное профессиональное образование обеспечивает получение  доступного массового профессионального  образования, которое направлено на подготовку специалистов начального звена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Система начального профессионального образованием (НПО)

Начальное профессиональное образование - это основание всей пирамиды подготовки кадров.

Начальное профессиональное образование  имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно  полезной деятельности на базе основного  общего образования.

По отдельным профессиям начальное  профессиональное образование может  базироваться на среднем (полном) общем  образовании.

Начальное профессиональное образование  может быть получено в образовательных  учреждениях начального профессионального  образования (профессионально-технических  и иных училищах данного уровня)

Система начального профессионального  образования - это социальный институт, который имеет свою специфику  в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально  культурологическую предысторию, свою логику развития.

Основной целью данной системы  является подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно - полезной деятельности на базе неполного или основного  общего образования.

Главная задача учреждений НПО заключается  в создании необходимых условий  для удовлетворения потребностей личности в получении начального профессионального  образования, достижения специальности. Также учреждения НПО призваны обеспечивать качественную подготовку конкурентоспособных  кадров в условиях рыночных отношений.

Система начального профессионального  образования призвана:

- удовлетворить потребности личности  в профессиональных образовательных  учреждениях;

- обеспечить потребности экономики  в квалифицированных кадрах.

В изменяющихся социально-экономических  условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессио-нального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в целом и входящих в нее учреждений.

В настоящее время департамент  образования продолжает работу по следующим  основным направлениям:

развитие интеграционных процессов  между профессиональными учебными заведениями всех уровней;

налаживание социального партнерства  в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики;

регламентация деятельности учреждений НПО;

переход на обновление качества начального профессионального образования  в соответствии с требованиями государственных  стандартов нового поколения;

перепрофилирование учреждений НПО, создание новых типов учебных  заведений, открытие подготовки по новым  профессиям.

Обучение в учреждениях НПО  осуществляется более чем по 70 профессиям и специальностям. Преобладает доля профессий производственной (из них наибольшее количество профессий машиностроения) и сельскохозяйственной сфер, а также автомобильного транспорта, строительного профиля.

К современным учреждениям начального профессионального образования  относятся:

профессиональные училища;

профессиональные лицеи;

технические школы.

Профессиональные училища:

осуществляют реализацию образовательных  программ начального профессионального  образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением среднего (полного) общего образования.

Профессиональные училища являются основным типом учреждения начального профессионального образования, в  котором осуществляется наибольшая массовая подготовка квалифицированных  кадров рабочих и служащих.

Профессиональный лицей: центр  непрерывного профессионального образования, осуществляет реализацию интегрированных  образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования.

Учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение профессионального образования:

осуществляют программу переподготовки, а также подготовки рабочих и  специалистов по ускоренной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. План развития начального  профессионального образования  в Государственном национальном  проекте «Образование»

Продолжается переход на новый  Перечень профессий, который разработан на основе современных принципов  формирования общегосударственной  номенклатуры профессий с учетом структурных изменений в экономике  РФ, необходимости интеграции профессионально-квалификационной структуры рабочих, подготавливаемых в России, и аналогичных структур в промышленно развитых странах  мира. Подготовка специалистов в учреждениях  НПО предусматривает возросшую  самостоятельность органов управления образованием субъектов РФ, образовательные  учреждения в решении вопросов содержания и организации начального профессионального  образования на региональном уровне.

Информация о работе Проблемы содержания начального образования