Проектные задачи в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.
Задачи исследования:
Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
Составить комплекс проектных задач на уроках математики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6
Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения…… …………………………………………………………………….6
Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22

Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27
2.1 Анализ опыта учителей начальной школы по использованию «проектных задач» на уроках математики…………...………………………………………27
2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32
Заключение……………………………………………………………………….47
Литература……………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!.docx

— 132.11 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

                  Факультет дошкольного и начального образования  Кафедра теории и методики   
                  начального и дошкольного 
                  образования
                   
                   
                   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

Специальность 050707.65 - Педагогика и методика начального образования 

                  Студентки 5 курса очного отделения

                  Сухаревой Татьяны Александровны

                                                                                     Научный руководитель:

                  Мендыгалиева Алтынай Кенесовна -

                  кандидат  педагогических наук,

                  доцент, заведующая кафедрой

                  ТиМНиДО  
                   
                   
                   
                   

Оренбург

2011 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 

Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников............................................................................................................6

    1. Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе  обучения…… …………………………………………………………………….6
    2. Использование «проектных задач» в начальной школе в процессе изучения математики……………………………………………………………14
    3. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности.…………………………………………………………………….22
 

Глава II. Организация проектной деятельности младших школьников на уроках математики…………………………………….………………………...27

2.1 Анализ  опыта учителей начальной школы  по использованию «проектных  задач» на уроках математики…………...………………………………………27

2.2 Комплекс проектных задач по математики для учащихся начальной школы………………………………………………………………………….....32 

Заключение……………………………………………………………………….47 

Литература……………………………………………………….………………49 

Приложение………………………………………………………………………51 
 
 
 
 
 

     Введение  

      В настоящее время начальное и  среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это  связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными  шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых  разнообразных источников.  А учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями, навыками. А как следствие результатов образования на выходе из начальной школы – неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.

     При разработке федеральных государственных  стандартов второго поколения приоритетом  начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения [8; с.172].  

   Все более актуальным становится  использование в образовательном  процессе приемов и методов,  которые формируют умение самостоятельно  добывать новые знания, собирать  необходимую информацию, умение  выдвигать гипотезы, делать выводы  и умозаключения. Общая дидактика  и частные методики в рамках  учебного предмета призывают  решать проблемы, связанные с  развитием у школьников умений  и навыков самостоятельности  и саморазвития. А это предполагает  поиск новых форм и методов  обучения, обновление содержания  образования. 

       В последние годы эту проблему  в начальной школе пытаются  решать, в частности, через организацию  проектной деятельности. Метод проектов  составляет основу проектного  обучения, смысл которого заключается  в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.  

      Проектная  деятельность не является новшеством. Она связана с именем американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

       Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с  начальной   школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных  задач . Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем [2; с.4-5].

    Объект  исследования: процесс изучения математики в начальной школе

    Предмет исследования: возможности использования проектных задач на уроке математики.

    Цель исследования: изучить возможности использования проектных задач в процессе изучения математики.

    Задачи  исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования;
  2. Раскрыть сущность понятия «проектная деятельность», «проектные задачи» в психолого-педагогической литературе;
  3. Изучить опыт учителей начальной школы по использованию проектных задач;
  4. Составить комплекс проектных задач на уроках математики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы проектной деятельности младших школьников

1.1 Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения

    Приоритетными задачами начального общего образования  являются развитие личности ребенка, его  творческих способностей, интереса  к учению, формирование желания и  умения учиться. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Для достижения обозначенных задач важно создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования его активной жизненной позиции. В связи  с этим возникает необходимость включения в практику продуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения. Среди последних достаточно успешной является проектная деятельность, многоаспектная эффективность которой доказана опытом зарубежных и отечественных педагогов. Являясь средством организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, проектная деятельность способствует расширению кругозора учеников, формирует у них умение работать с информацией, развивает творчески [11; с.26].  

    Метод проектов не является принципиально  новым в мировой  педагогике. Он возник еще в  1920-е годы в США. Родившись из идеи свободного воспитания, он становится в настоящее время  интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной  системы образования. Но суть этого  метода остается прежней – стимулировать  интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

    Метод проектов привлек внимание русских  педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов [12; с.17-28].

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия  «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при  решении той или иной практически  или теоретически значимой проблемы. Этот  результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить  детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для  этой цели знания из разных областей, способность  прогнозировать результаты и возможные  последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся  выполняют в  течении определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой  - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

    В последнее время метод проектов становится в нашей стране не просто популярным, но и «модным». Теперь часто  приходится слышать о широком  применении этого метода в  практики обучения. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателей, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся [18; с.64-67].

    Использование данного метода учителями начальной  школы, работающими в инновационном  режиме, обуславливается, в первую очередь, реализацией деятельностного подхода. В процессе осуществления проектной деятельности обучающимся предоставляется возможность выхода из роли пассивного участника образовательного процесса. Ученик пробует собственные силы на пути добывания новых знаний, учится самостоятельно решать возникающие перед ним проблемы, что позволяет,  в свою очередь, раскрыть новые качества и свойства личности [9; с.26-27].

    Проектная деятельность носит корпоративный  характер, объединяя как группы учащихся, так и – что особенно характерно для междисциплинарных проектов- группы школьников и учителей. Таким образом проектная деятельность школьников обусловлена двусторонним процессом: деятельностью ученика, разрабатывающего личностно и социально значимый проект, и деятельностью координатора проекта, оказывающего необходимую консультационную помощь и следящего за изменениями в компетентностях и познавательных интересов учащихся [10; с.8].

    Среди основных функций проектная деятельность принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерны конструктивность, т.е нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.

    Проектная деятельность предусматривает овладение  оперативными знаниями и действиями в процессе социализации школьников. Под принципами проектной деятельности, вслед за И.А.Колесниковой, подразумеваются  общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к проектной сфере.

    Принцип прогностичности обусловлен самой природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании проектирования для создания инновационных образцов. В этом смысле проект может быть определен как пошаговое осуществление потребного будущего.

Информация о работе Проектные задачи в начальной школе