Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 04:49, реферат
Потребность в формировании нестандартного подхода к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся. В настоящее время происходит эволюция образовательного пространства, включающая в себя многочисленные элективные курсы для учащихся старшего и среднего звена, систематические курсы факультативных занятий, многочисленные авторские программы. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность.
. Особенности преподавания физики в школе 3
1.1 Физика в городских школах 3
1.2 Физика в сельских школах 5
1.3 Физика в гимназиях 8
2. Проблема оснащения школ установками 11
2.1 Причины 11
2.2 Перечень способов решения 14
2.2.1 Внутри школы 14
2.2.2 Вне школы 20
Выводы 22
Литература 25
Приложение 1 26
Уральский государственный педагогический университет
Институт
физики и технологии
Реферат:
«
Проблемы преподавания
физики в школе
»
Исполнитель: Арефьева Екатерина
Лысенко Анатолий
Студенты 202 группы
Проверил:
Свириденкова Н.Г.
Екатеринбург 2010
Содержание
1. Особенности преподавания физики в школе 3
1.1 Физика в городских школах 3
1.2 Физика в сельских школах 5
1.3 Физика в гимназиях 8
2. Проблема оснащения школ установками 11
2.1 Причины 11
2.2 Перечень способов решения 14
2.2.1 Внутри школы 14
2.2.2 Вне школы 20
Выводы 22
Литература 25
Приложение
1 26
Проблема преподавания курса естественных наук и, в частности физики, была актуальной всегда, а сегодня - особенно. Физика - не только совокупность конкретных научных результатов, приведших к изобилию наукоемкого продукта, но и развитие специфического взгляда на природу, мировоззрение, отношение к действительности, не имеющее аналогов в других сферах интеллектуальной деятельности.
Изучение физики необходимо для развития основ полноценного мировоззрения и интеллекта учащегося на школьном этапе его образования и воспитания.
Потребность в формировании нестандартного подхода к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся. В настоящее время происходит эволюция образовательного пространства, включающая в себя многочисленные элективные курсы для учащихся старшего и среднего звена, систематические курсы факультативных занятий, многочисленные авторские программы. В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение ими исследовательских методов, развитие навыков структурирования этапов выполнения задания, проектная деятельность. Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию.
В настоящее время программа обычных школ ограничивается общеобразовательным стандартом.
Необходимость изменить традиционную систему преподавания физики в средней школе вызвана изменением формы итоговой аттестации.
Содержание экзаменационной работы соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) образования по физике, профильный уровень.
Чтобы открыть в старшей школе класс профильного изучения физики, необходимо, чтобы учащиеся не только выбрали этот профиль (а для этого необходим стойкий интерес к предмету), но и могли освоить предмет на выбранном уровне.
Система
дополнительного образования
Цель
таких занятий – развитие и
активизация творческого
Уже доказано, что творческие способности учащихся развиваются следующими формами учебно-познавательной деятельности:
- углубленное изучение физики на уроках;
- семинары, элективные курсы, факультативы, индивидуальные занятия с учащимися по физике;
- участие в олимпиадах, выполнение домашних заданий;
- выступление учащихся на научно-практических конференциях;
- обучение в летней физико-математической школе.
Только при таком подходе учащиеся приобретают умения: решать основные типы задач в требуемой системе единиц; отделять главное от второстепенного; решать оценочные и экспериментальные задачи; грамотно производить измерения; формулировать гипотезы, уверенно себя чувствовать на экзаменах, олимпиадах, конкурсах; моделировать физические процессы, физические явления; проводить обобщение, систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи; сознательно выбирать профессию.
Стратегия развития сельской школы неотделима от проблем российской общеобразовательной школы, однако, в силу социальных и экономических особенностей имеет ярко выраженную специфику. Недостаточное материально-техническое и кадровое обеспечение в сочетании со значительным количеством малокомплектных учебных заведений создает значительные трудности в разработке концепции обучения сельских школьников.
Что из себя представляет сельская школа? Учебно-воспитательная работа с сельскими школьниками проводится в специфической, отличающейся от городской среде, обусловленной особенностями менталитета, производственной деятельности и быта населения, а также задачами подготовки сознательных тружеников сельского хозяйства.
В отличие от городских сверстников сельский ученик не имеет возможности обучаться в различных школах с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах в вузах.
Несомненно, нужно стремиться к тому, чтобы уровень ориентации на продолжение образования, степень развития познавательного интереса, объем функциональных умений, информационная компетентность учащихся сельских школ не были ниже, чем у учащихся городских.
Размышляя над состоянием и перспективами вариативного образования на селе, исследователи (Н.Е. Астафьева, Т.А. Антюфеева, Н.К. Солопова), рассматривая объективные факторы, оказывающие влияние на учебно-воспитательный процесс в сельской школе, назвали доступность качественного образования.
Доступность качественного образования непосредственно связана с уровнем оснащенности общеобразовательных школ современным учебным оборудованием. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими школами с малочисленными классами, расположенными в труднодоступных и отдаленных районах. Многие из них практически не укомплектованы необходимым учебным оборудованием из-за недостаточного финансирования.
Более 15% сельских школ расположены в отдаленных и труднодоступных районах. Именно такие школы находятся в самом тяжелом положении с точки зрения оснащения учебным оборудованием.
В городских и сельских средних школах физика преподается по единым государственным программам. Поэтому и материальная основа (учебные пособия, приборы и технические средства), применяемая в преподавании, должна оставаться одинаковой для всех школ независимо от места их расположения.
Средние школы в больших населенных пунктах, центральных усадьбах колхозов и совхозов обычно имеют параллельные классы с достаточной наполняемостью учащимися. Кабинеты физики таких школ по своему оборудованию не должны отличаться от кабинетов физики городских школ. Однако некоторые сельские школы в связи с небольшой наполняемостью классов учащимися (до 20 человек) и малой недельной нагрузкой по физике (16 ч в неделю) имеют в планировке и оборудовании кабинета физики специфические особенности.
Рассмотрим возможные особенности оборудования кабинета физики. В литературе наиболее часто представлены две точки зрения на проблему создания кабинета физики.
Согласно первой позиции для малокомплектных восьмилетних школ, имеющих до 400 учащихся, наиболее целесообразным является оборудование объединенного кабинета физики, химии и математики. При этом кабинет будет иметь полную нагрузку; значительная часть учебных средств по этим предметам окажется общей; в данном сочетании создаются наиболее благоприятные условия для осуществления связи в преподавании этих родственных дисциплин.
Однако при оборудовании объединенных кабинетов необходимо учитывать, что при неправильном размещении учебных средств по этим предметам, а также неправильном хранении химических реактивов отдельные виды учебного оборудования могут быстро выходить из строя. Чтобы не допустить этого, для оборудования объединенного кабинета необходимо иметь три помещения. В одном из них, имеющем большую площадь, оборудуется класс-лаборатория. В этой комнате проводятся все виды учебных занятий по физике, химии и математике. Во второй комнате оборудуется лаборантская комната по физике и математике, а в третьей—отдельная по химии.
Если объединенный кабинет организуется по физике, химии и биологии, то лаборантские в нем оборудуются для каждого предмета отдельно.
Согласно второй точки зрения, нет необходимости в создании объединенных кабинетов. Необходимы кабинеты отдельные, а если уж и соединять, то уж никак не физику и химию (если нет двух лаборантских). Можно создавать кабинет физики и математики, так как обычно в школе нет чисто учителя физики, а есть учитель физики и математики. Это позволить закреплять кабинет за одним человеком, который и будет отвечать за его сохранность и внешний вид. Сторонники этой позиции указывают, что в этом случае вполне уместна одноместная посадка учеников на уроке. Это особенно важно при проведении лабораторного практикума, фронтальных опытов, при проведении различного вида самостоятельных работ.
Это вполне удачно вписывается в концепцию разноуровневого обучения школьников в условиях малочисленного класса. Учитывая, что на уроках разноуровневого обучения учащиеся разных типологических групп будут заниматься часть учебного времени по различным пособиям, выполнять совершенно разные виды работ, заниматься различной учебной деятельностью, то такой вариант посадки оправдан.
Это позволит определенным образом оформить рабочее место ученика, по-новому подойти к подготовке и проведению уроков.
Любая школа - муниципальная или частная, гимназия или лицей - реализует общеобразовательную программу обучения ребенка, направленную на его общее развитие, и проходит лицензирование, аттестацию и аккредитацию. Однако есть существенные отличия:
-
гимназия - это школа с углубленной
учебной программой
-
лицей - это школа, ориентированная
на углубленное изучение
-
частная школа может обучать
как гуманитариев, так и "физиков",
но почти индивидуально: в
Общее для лицеев, гимназий и частных школ: