Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:30, реферат
В последнее время опять в сельских школах стали появляться классы в которых, одновременно обучаются дети разных классов 1-3, 2 - 4 есть и другие варианты
В малых населенных пунктах еще длительное время будут сохранены малокомплектные школы, где один учитель одновременно работает с двумя и даже с тремя классами.
При объединении учащихся в комплекты используют разные варианты:
- разновозрастной: первый- третий; третий- четвертый;
Особенности обучения в малокомплектной школе.
В последнее время опять в сельских школах стали появляться классы в которых, одновременно обучаются дети разных классов 1-3, 2 - 4 есть и другие варианты
В малых населенных пунктах еще длительное время будут сохранены малокомплектные школы, где один учитель одновременно работает с двумя и даже с тремя классами.
При объединении учащихся в комплекты используют разные варианты:
- разновозрастной: первый- третий; третий- четвертый;
- смежный: первый – второй; третий – четвертый;
- комбинированный: первый – четвертый; второй – третий
Выбор первого варианта учителя объясняют тем, что ученики старшего класса лучше подготовлены к выполнению самостоятельной работы, а с младшими детьми учитель больше может заниматься сам. Выбор второго варианта учителя обосновывают тем, что появляется возможность проводить часть учебных занятий коллективно с учениками двух смежных классов, используя незначительные различия их возрастных особенностей и близость программных требований. Подобная организация уроков облегчает деятельность учителя, повышает «удельный вес» занятий под его руководством в общем объеме учебной работы. А использование третьего варианта связано с равномерным распределением учащихся по классам – комплектам. Суть работы в нем сводится к первым двум вариантам.
Целесообразная
организация учебного процесса в
малокомплектных начальных
Малочисленные
классы имеют свои преимущества и
недостатки. Преимуществом является
то, что в таких классах очень
тесен контакт между учителями
и учащимися. Педагог зачастую хорошо
знает особенности каждого
• Многие сельские школьники имеют низкие познавательные интересы;
• Самостоятельность в овладевании знаниями недостаточная;
• Слабо развиты
коммуникативные качества.
Всё это приводит к тому, что успеваемость и качество образования уступает учащимся городских школ. Часто дети имеют низкую технику чтения, что также влияет на уровень обученности.
Всем известно, что начальная школа – начало всех начал. Как хочется нам, сельским учителям, работающим в малокомплектных школах, не « смазать « это начало. Важно правильно планировать свою работу, учитывая все способности, ведь нескольким этапам работы в одном классе иногда соответствует лишь один этап работы в другом. Работать параллельно сложно. Где взять лишние минутки урока которые так необходимы?
Без сомнения, методы и приемы обучения учащихся одного класса существенно отличаются от методов и приемов работы с группой учащихся объединенных классов. Малые школьные классы порождают большие педагогические проблемы. Одна из самых главных трудностей, с которой сталкиваются учителя, работающие в таких классах, - отсутствие четких методических рекомендаций по построению и проведению уроков в данных условиях. Приходится искать, пробовать, отбирать методы и приемы для работы в таких классах
В условиях работы с двумя классами около половины урока ученик должен работать самостоятельно Готовя любое задание для самостоятельной работы, учитель должен ясно представлять себе, за сколько минут оно может быть выполнено большинством учащихся.
Важное значение имеют навыки проверки самостоятельной работы. Определенную роль в приобретении навыков контроля имеют самопроверка и взаимопроверка. Например:1.Учащиеся по словарю проверяют слова с непроверяемыми безударными гласными. 2. Ученик выписывает на доске слова с пропущенной орфограммой и т. д. Очень важен момент на уроке - подведение итогов работы.
Перед учителями малокомплектной школы стоят задачи не только дать учащимся знания по предмету в соответствии с государственными стандартами, но и развивать умение общаться с детьми разного возраста в процессе учёбы, самостоятельность, умение быстро адаптироваться в новых условиях.
Условия работы учителя малокомплектной школы таковы, что они требуют ежедневного проведения самостоятельной работы каждого из классов. Так как темп работы не у всех учащихся одинаков , надо заранее записать на доске или на карточках дополнительные задания, которые ученики могут выполнять без особых напоминаний учителя. Большую помощь в этом оказывают тетради на печатной основе
Основной отличительной чертой уроков в малокомплектной школе, в условиях работы учителя одновременно с двумя – тремя классами, является самостоятельная работа учащихся. Самостоятельная работа обязательно включается в однопредметные уроки, проведение которых - один из путей повышения успеваемости учащихся в малокомплектной школе. В этом случае есть возможность организовать однотемные уроки и фронтальную работу с разными классами на отдельных этапах работы Например , на уроке русского языка можно проводить одновременную коллективную работу написания словарных слов. С учащимися 2,3,4 классов удобно проводить фронтальную работу в разборе слов по частям речи и т
В малокомплектной начальной школе остро стоит вопрос: как составить план урока? Нет методической литературы , которая бы показала , каким образом построить урок в разновозрастном классе, дала бы образцы построения таких уроков. ..
Учитель , ведущий урок в малокомплектной школе должен распределить время так, чтобы полностью охватить предусмотренный программой материал. Каждый этап – определенный период урока, когда один класс занимается с учителем, а остальные – самостоятельно Чтобы самостоятельную работу успешно выполнили все дети, и сильные и слабые, необходимо тщательно готовить задания. Правильная организация и проведение самостоятельной работы повышает качество знаний учащихся, предупреждают неуспеваемость, с первых годов обучения воспитывает у детей привычку не терять ни одной минуты.
Большая доля самостоятельной работы на уроках в малокомплектных начальных школах приводит к дефициту общения учащихся, а коллективные формы работы ( групповые, командные ), позволяющие компенсировать речевое развитие используется редко.
Сложность организации учебного процесса в условиях малокомплектной начальной школы усугубляется и тем, что есть дети с отклонениями в развитии, требующие из урока в урок системной индивидуальной работы.