Основные фс проблемы и школы в Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Веды: собрание древнеиндийских источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. В современном виде оформились после 2000г до н.э. Бомбейские учёные утверждают их возраст на основе астрономических исследований ~ в 25тыс лет. Включали 4 сборника.

Работа содержит 1 файл

школы др индии.docx

— 25.09 Кб (Скачать)

21. Основные фс проблемы и школы в Древней Индии

Философия древней Индии

Веды: собрание древнеиндийских источников, сборников гимнов, передававшихся тысячелетиями устно. В современном виде оформились после 2000г до н.э. Бомбейские учёные утверждают их возраст на основе астрономических исследований ~ в 25тыс лет. Включали 4 сборника.

Фил. упанишад: Закл. часть вед  - философские трактаты – упанишады. Из 150  на сегодняшний день сохранилось 20. В них развивается тематика вед: космическая тема, поиск причинпоследственных связей. Основное внимание уделялось не внешней, а внутренней стороне бытия. Главное внимание – изучению человека; его нравственному совершенствованию. В качпервоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало из которого рождается весь мир. Эта универсальность достигается им через познание самого себя. Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – теория индивидуальной души. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возврат к Брахману.

Учение  о законе жизни  и воздаяния: человеческая жизнь – цепь рождений, которая не имеет конца. Определяется будущее развитие законом причин наследственных связей. Воздаяние – это и награда и наказание. Рождение определяется предыдущими жизнями. Важнейшая задача -  нравственное совершенствование и освобождение от страстей, до растворения Брахмана в Атмане.

Смысл индийской философии: В фил упанишад  - человек не рассматривается во взаимосвязи с другими людьми. Его жизнь мыслится так: человек не венец творения бога и не обладателя одной единственной жизнью. Смысл индийской фил в том, что в отличие от западной, она направлена на внутренне нравственное самосовершенствование.

Буддизм: Общее описание: Есть 2 основных теории – Хинояма, малый круг(индокитай, бирма, цейлон + индия) и Макаяна, большой круг( монголия, бурятия, калмыкия, япония, китай). Будда утверждал значение знаний и труда. Самым главным грехом он считал незнание, но отрицал существование бога, вечной души, выступал против собственности. Понятие Будда означает – знающий, нравственный, одарённый. Сам Будда никогда не утв своего всезнания, которым был наделён своими учениками. Буддийская община: Гаутама стремился создать наилучшие условия для тех, кто твёрдо решил работать над развитием своего сознания. Он посылал учеников в мир с вестью о мировой Общине. От учеников он требовал постоянный контроль над мыслями и поступками. Для поступающих в общину сущ 2 усл: 1. Нравственная чистота; 2. Полный отказ от собственности. 4 благородных истины и путь к великой истине: 1. Страдание воплощённого бытия имеют причину в постоянном возобновлении рождений и смертей. 2. Причина всех страданий в омрачённости, в жажде земных удовлетворений. 3. Прекращение страданий закл в остановке круговорота бытия. 4. Путь прекращения страданий в самосовершенствовании. Этот путь к великой истине разделён на 8 частей: правильное постижение законопричинности, правильное мышление, правильная речь, правильное действие, правильная жизнь, правильный труд, правильная бдительность и самодисциплина, правильная концентрация. Идеал совершенного человека: итог развития достижение 6 качеств – сострадание, нравственность, терпение, мужество, концентрация, мудрость. Будда указывал 10 великих препятствий: иллюзия личности, сомнение, суеверие, телесные страсти, ненависть, привязанность к земле, желание успокоения и наслаждения, гордость, самодовольство, невежество.  

Древне-Индийская фил., ее черты и особенности.

Зарождение индийской фил относится к 10-9 веку д.н.э. В индии формирование фил пролегало через аппозицию брахманизму религия в древней индии в период становления рабовладения. Она сохранила ведический ритуал. Веды - древнеиндийские памятники религ. Состоят из нескольких книг. Оправдывают сущ. в древней инд. касты: жрецы (брахманы), шатры (высшая аристократия), вайшьи (землевлад, ремесленники, торговцы), мудры (низшая бесправная каста).

Все фил сис-мы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные

1-е - Признают  авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья)

2-е  -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака)

Общие черты  инд. фил сис-м

1) Фил рассотр, как руководство к жизни

2) Начальной  стадией фил учений выступ  пессимизм.

3) Во всех сис-мах кроме чарвака господствует вера в вечный нравственный закон в карму (все, что происходит с человеком результат его собственных деяний. Карма влечет за собой сенсору (цель перерождения). Причина зависимости от кармы - незнание, неведение.)

4) Важнейшая  задача ч-ка самоконтроль над своим собственным Я.

5) Цель ч-ка нирвана (блаженство, мания, счастье)

Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души, источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением.

Буддизм возникает  в 6-5 в д.н.э Основатель Будда. благородные истины открытые Буддой:

1)жизнь есть  страдание;2) причины страданий - наши желания;3) чтоб избавиться  от страданий, надо избавиться  от желаний;

Чарвака возникает в середине 1 т. д.н.э. Это материальное учение. Весь мир состоит из первоэлементов. (воды, земли, воздуха и огня). Миманса и веданта опираются на тексты вед. Остальныесис-мы строятся на своей собственной основе, хотя и признают авторитет вед.

Философия древней Индии

В философии  индии вделяют три основных этапа:

1) ведийский  период (1500—500 до н. э.),

2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.) и

3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).

Дхарма –  учение, доктрина, в нашем понимании  философия. На востоке дхарма – это  философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека. Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии. Веды подразделяются на две категории шрути и смрити. Категория шрути – считаются богооткровенными писаниями без автора, вечное трансцендентное знание, запись звуков истины. Истина передавалась в устной форме со времён появления вселенной. Примерно 5000 лет назад индийский мудрец Вйасадева записал Веды для людей. Он разделил Веды на четыре части по видам жертвоприношений: Риг, Сама, Йаджур, Атхарва. 1) Риг-веда – веда хвалы, состоит из 1017 гимнов в стихотворной форме, большая часть стихов прославляет Агни, бога огня и Индру, бога дождя и райских планет. 2) Само-веда – веда песнопений, описание молитвы при жертвоприношениях 3) Йаджур-веда – веда жертвоприношений, описание ритуала жертвоприношения. 4) Атхарва-веда – веда заклинаний, описания заклинаний, содержит различные песни и обряды, в большинстве предназначенные для излечения болезней

После этого, для  людей с низким интеллектом - женщин, рабочих и недостойных потомков высших каст Вйасадева составил 18 Пуран и эпос “Махабхарату” которые относятся к категориисмрити. Мантры (священные гимны индуистов, которые требую точное воспроизведение звуков), Брахманы (тексты для жрецов), Араньяки ( священные писания индуизма, которые описуютритулы жертвоприношений для ограниченного использования), 108 Упанишад (услышанное от учителя), и некоторые другие веды - составляют ведическую литературу. Рита – мировой ритм, порядок вещей, мировой закон бытия, универсальный космический закон, истина в широком смысле слова. Понятие риты является философской основой концепции дхармы. Боги – подчиняются Рите. Анрита – нарушение мирового ритма.

Карма – это  закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы. Майя – философская категория, которая  постулирует утверждение что  все, что окружает человека, является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление  о мире, именно это представление  и является майей. Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется. Атман – отождествляется с брахманом, и является вечной неизменной духовной сущностью. Философия индии начинает формироваться в период упанишад. Этот период характеризуется отходом от варн. Как известно, переход из одной варны в другую, при жизни человека - невозможен, это вызывало протест людей и как следствие развитие – уход несогласных людей в джунгли, именно там, в джунглях они думали над достижением абсолюта. Абсолют – бог или первопричинная основа бытия всего мира. Итак, мир гармоничное целое элементов, баланс в котором поддерживается Дхармой. Поведение и действия человека оцениваются с точки зрения соответствия их Дхармой, поступки влияют на карму, карма влияет на вечный курс перерождения человека – круг сансары. Акты реинкорнации происходят до тех пор, пока не достигается цель каждого индуиста – мокша. Мокша означает освобождение от мирского существования и начала пребывания в боге.

Пути достижения абсолюта или мокши:

Джняна-марга - “путь знаний”. Предполагает размышления, обретение знания Единого Абсолюта - Бога. Развитие интеллектуальных способностей и сверхчувственной интуиции, стремление постичь высшую мудрость Вед.

Карма-марга - “путь деяний”, человек должен следовать своей дхарме, исполнять свой долг бескорыстно, не думая о результатах.

Бхакти-марга - путь всепоглощающей преданности своему богу, безграничное вверение себя ему. Любовь и Преданность очищают сердце и направляют мысль к высшему знанию.

В старейших  ортодоксальных философских школах древней Индии утверждается, что  всё в мире происходит по причине  взаимодействия пуруши (духа или души) и пракрити (материи, творческой потенции, энергии). Материи, присущи три основных качества(гуны): устойчивость (саттва), действие (раджас), и бездействие (тамас), которые известны как три гуны материальной природы, т.е. три качества материи.

Традиционные  философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.

Ортодоксальные  школы Древней  Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует. Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществомакаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в ведах.

4) Санкхья – признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные  школы индийской  философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то, что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

а) Жизнь –  страдание

б) причина страданий  – желания и страсти

в) от страданий  можно избавиться путем отказа от желаний

г) венец всему  – освобождение от уз сансары.


Информация о работе Основные фс проблемы и школы в Древней Индии