Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
- новый уровень познавательных потребностей учения;
-
новый уровень
Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности обучаемых. Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни. Условно выделяется четыре уровня проблемного обучения:
Уровень
обычной несамостоятельной
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень
самостоятельной активности предусматривает
выполнение самостоятельных работ
репродуктивно-поискового типа, когда
обучаемый самостоятельно работает
по тексту учебника, применяет усвоенные
знания в новой ситуации, конструирует
решение задачи среднего уровня сложности,
путем логического анализа
Уровень
творческой активности характеризует
выполнение самостоятельных работ,
требующих творческого
Уровни
проблемного обучения отражают не только
разный уровень усвоения учащимися
новых знаний и способов умственной
деятельности, но и разные уровни мышления.
Каждый уровень проблемного обучения
может иметь различные варианты
организации, в зависимости от разных
факторов психолого-педагогического
характера. Перевод учащихся с первого
на более высокий уровень является
результатом проблемного
1.3
Методы и виды
проблемного обучения
Методы
проблемного обучения. Можно говорить
о шести дидактических способах
организации процесса проблемного
обучения, представляющих собой три
вида изложения учебного материала
учителем и три вила организации
им самостоятельной учебной
1.
Метод монологического
Учитель
сообщает факты в определенной последовательности,
дает им необходимые пояснение, демонстрирует
опыты с целью их подтверждения.
Использование средств
Проблемные
ситуации если и создаются, то только
с целью привлечения внимания
учащихся, заинтересовать их. После
ее создания ответа на вопрос «почему
так, а не иначе?», от учеников не требуется,
а сразу идет сообщение фактического
материала. При использовании
При
такой организации процесса усвоения
нового знания учитель соблюдает
все основные требования к уроку,
реализует дидактические
2. Рассуждающий метод обучения
Если учитель ставит цель показать образец исследования постановки и решения целостной проблемы, то он использует рассуждающий метод. При этом материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные противоречия содержания, но сам же и разрешает использовать предложения повествовательного и вопросительного типа, информационные вопросы (то есть такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование ведется в форме лекции.
Способ
перестройки материала для
В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает М.И. Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя учеников следить за диалектическим движением мысли к истине» [13], он не только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы, показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.
Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность которого заключается в том, что он «включает сообщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых понятий с помощью слова, наглядности и практических действий» [13].
3. Диалогический метод изложения
Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже известному в новом материале, он, используя то же построение содержания, дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают учащиеся.
Использование
диалогического метода обучения обеспечивает
более высокий уровень
4. Эвристический метод изложения
Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий [4].
Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.
5. Исследовательский метод
Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я. Лернер, который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач, адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности, постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и методы познавания» [9].
При проведении урока исследовательским методом опять используется такое же построение материала, и берутся элементы структуры эвристического метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
6.
Метод программированных
Метод
программированных заданий
Виды
проблемного обучения. Проблемное обучение
не может быть одинаково эффективным
в любых условиях. Практика показывает,
что процесс проблемного
Виды
проблемного обучения правильнее всего
различать по соответствующим видам
творчества. На этом основании можно
выделить три вида проблемного обучения.
Первый вид («научное» творчество) –
это теоретическое
Второй вид (практическое творчество) – поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации, конструирование, изобретение. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем.
Третий вид (художественное творчество) – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и так далее. Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на лабораторных, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях [14].