Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
Применяемые формы деятельности:
-фронтальная;
-индивидуальная;
-коллективная;
-парная.
Методы обучения:
-частично-поисковый;
-иллюстративный;
-методы
самостоятельной работы
-словесный (беседа, объяснения);
-наглядный (демонстрация, наблюдение);
-практический (выполнение упражнений).
Общие дидактические методы:
-объяснительно-
-проблемный;
-частично-поисковый.
Приемы обучения:
-разъяснение;
-рассуждения;
-общая характеристика;
-самостоятельная работа с учебником;
-просмотр видеофильма;
-работа в тетрадях;
-работа с таблицами.
Средства обучения:
-демонстрация видеофильма;
-нестандартное задание для домашних работ;
-комплекс
упражнений для снятия
-демонстрационный материал.
Оформление классной доски:
-на доске записана тема урока;
-на центральной стороне нарисован ланцетник;
-
на обратной стороне крыла
доски подготовлены варианты
ответов для заполнения
Содержание урока
I. Организационно-мотивирующий этап:
1. Организация начала занятия.
Приветствие. Подготовка учащихся к уроку.
2. Целеполагание, мотивация.
Просмотр фрагмента мультфильма.
3. Актуализация опорных знаний.
II. Операционно-познавательный этап.
1.
Вступительное слово учителя.
Индивидуальная работа
Заполните пробелы.
Хордовые
животные обладают общими чертами организации.
Для них характерна хорда
. Это хрящеподобный
стержень , расположенный вдоль
спинной стороны тела. Главная функция
хорды - опорная .
Центральная нервная система имеет вид нервной трубки , передний конец которой расширяется и образует головной мозг . Нервная трубка располагается над хордой.
Под хордой находится пищеварительная трубка. Передний конец ее -
глотка - имеет жаберные щели .
Кровеносная система замкнутая . Сердце расположено на брюшной стороне.
Проверка правильности заполнения таблицы. Учащиеся заканчивают фразы учителя.
Тип хордовые подразделяется на три типа.
Хордовые
Бесчерепные
2.
Учащиеся получают раздаточный
материал (рисунок ланцетника). На
основании только что
3.
Сравнительная характеристика
Сходства ланцетника с кольчатыми червями | Сходства с хордовыми животными |
однослойный эпителий | наличие хорды |
червеобразные движения тела | наличие нервной трубки |
замкнутая кровеносная система | жаберные щели |
наличие выделительной системы | замкнутая кровеносная система |
кровеносные сосуды с брюшной стороны |
4. Физкультминутка.
5.
Учащимся предлагается
6.
Обобщение изученного
III.Контрольно-оценочный этап.
1.Экспресс-контроль «Весёлый калейдоскоп».
Учащимся предлагается 2 варианта из 15 слов. Учащиеся должны классифицировать предложенные термины по типам «беспозвоночные» и «хордовые».
Веселый калейдоскоп.
Вариант – 1.
Беспозвоночные
Хордовые
Вариант – 2.
Беспозвоночные
Хордовые
Коррекция – учащиеся сверяли свои ответы с эталонами, которые представлены учителем на доске.
2.Подведение итогов урока.
IV.Информация о домашнем здании и инструктаже по его выполнению.
&29 учебника. Ответить на контрольные вопросы 1, 3, 4.
Нестандартное задание:
Вспомнить и записать пословицы и поговорки, в которых фигурируют хордовые животные.
V.Рефлексивный этап.
Организуя ситуацию для рефлексии, учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
-о чём бы мне сегодня хотелось рассказать дома после этого урока?
-так
в чём удобнее измерять удава?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведённого теоретического и экспериментального исследования научной проблемы в соответствии с поставленными целями и задачами подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы.
1.
Цели и задачи современного
биологического образования,
2.
Теоретический анализ
Анализ практики использования проблемного обучения на уроках биологии выявил ряд затруднений, возникающих у учителей, одним из которых является отсутствие разработанных способов создания проблемных ситуаций мотивирующих школьников к проблемной деятельности, убеждает нас в актуальности проводимого исследования.
3.
В результате анализа
Нами
была определена структура личностно–значимой
проблемной ситуации, условия ее создания,
а также цель использования на
уроках биологии. Все это послужило
теоретической основой для
4.
Проведенный анализ
Раздел
«Животные» обладает широкими возможностями
для создания личностно-значимых проблемных
ситуаций в каждой теме: изучение представителей
разных систематических групп
Однако,
наряду с этим, в методической литературе
по биологии и разделу «Животные»
этап создания проблемной ситуации практически
не разработан. Введение в проблему
рекомендуется осуществлять с помощью
проблемного вопроса или