Проблемное обучение в биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

     Применяемые формы деятельности:

     -фронтальная;

     -индивидуальная;

     -коллективная;

     -парная.

     Методы  обучения:

     -частично-поисковый;

     -иллюстративный;

     -методы  самостоятельной работы учащихся  по осмыслению и усвоению материала;

     -словесный  (беседа, объяснения);

     -наглядный  (демонстрация, наблюдение);

     -практический (выполнение упражнений).

     Общие дидактические методы:

     -объяснительно-иллюстративный;

     -проблемный;

     -частично-поисковый.

     Приемы  обучения:

     -разъяснение;

     -рассуждения;

     -общая  характеристика;

     -самостоятельная  работа с учебником;

     -просмотр  видеофильма;

     -работа  в тетрадях;

     -работа  с таблицами.

     Средства  обучения:

     -демонстрация  видеофильма;

     -нестандартное  задание для домашних работ;

     -комплекс  упражнений для снятия утомления;

     -демонстрационный  материал.

     Оформление  классной доски:

     -на  доске записана тема урока;

     -на  центральной стороне нарисован  ланцетник;

     - на обратной стороне крыла  доски подготовлены варианты  ответов для заполнения таблицы.

     Содержание  урока

     I. Организационно-мотивирующий этап:

           1. Организация начала  занятия.

     Приветствие. Подготовка учащихся к уроку.

           2. Целеполагание,  мотивация.

     Просмотр  фрагмента мультфильма.

           3. Актуализация опорных  знаний.

     II. Операционно-познавательный этап.

     1. Вступительное слово учителя.  Индивидуальная работа учащихся  с учебником, стр.110-111.

     Заполните пробелы.

     Хордовые  животные обладают общими чертами организации.  
Для них характерна  хорда     . Это  хрящеподобный стержень   , расположенный вдоль спинной стороны тела. Главная функция хорды -  опорная  .

     Центральная нервная система имеет вид    нервной трубки   , передний конец которой расширяется и образует головной мозг   . Нервная трубка располагается  над  хордой.

     Под хордой находится пищеварительная  трубка. Передний конец ее -   

     глотка   - имеет  жаберные щели   .

     Кровеносная система  замкнутая   . Сердце расположено на  брюшной стороне.

     Проверка  правильности заполнения таблицы. Учащиеся заканчивают фразы учителя.

     Тип хордовые подразделяется на три типа.

     Хордовые

       
 

                 Бесчерепные  Черепные  Позвоночные 

     2. Учащиеся получают раздаточный  материал (рисунок ланцетника). На  основании только что изученного  материала учащиеся вместе с  учителем обозначают на схеме  основные части строения ланцетника.

     3. Сравнительная характеристика сходств  ланцетника с кольчатыми червями  и с хордовыми животными. Учащиеся  по вариантам заполняют таблицу,  используя знания по ранее  изученным темам и материал  данного урока. Затем сверяют  свои ответы с правильным вариантом  на доске. (Самокоррекция).

     Сходства  ланцетника с кольчатыми червями      Сходства  с хордовыми животными
     однослойный эпителий      наличие хорды
     червеобразные движения тела      наличие нервной трубки
     замкнутая кровеносная система      жаберные  щели
     наличие выделительной системы      замкнутая кровеносная система
            кровеносные сосуды с брюшной стороны

     4. Физкультминутка.

     5. Учащимся предлагается демонстрационный  материал (скелеты) для определения  их принадлежности к видам  животных. Учитель предлагает построить  логическую цепочку: наличие головного  и спинного мозга - совершенствование  органов чувств – группировки  особей – защищённость от врагов - снижение гибели от неблагоприятных  факторов среды – расселение  позвоночных животных на планете.

     6. Обобщение изученного материала.  Просмотр видеофильма.

     III.Контрольно-оценочный этап.

     1.Экспресс-контроль  «Весёлый калейдоскоп».

     Учащимся  предлагается 2 варианта из 15 слов. Учащиеся должны классифицировать предложенные термины по типам «беспозвоночные» и «хордовые».

     Веселый калейдоскоп.

     Вариант – 1.

     Беспозвоночные

  1. Комар.
  2. Червяк
  3. Краб.
  4. Медуза.

     Хордовые

  1. Ворона.
  2. Гадюка.
  3. Бегемот.
  4. Жаба.
  5. Жираф.
  6. Щука

     Вариант – 2.

     Беспозвоночные

  1. Бабочка.
  2. Аскарида.
  3. Улитка.
  4. Гидра.

     Хордовые

  1. Утка.
  2. Карась.
  3. Конь.
  4. Удав.
  5. Попугай.
  6. Обезьяна.
  7. Ланцетник.

     Коррекция – учащиеся сверяли свои ответы с эталонами, которые представлены учителем на доске.

     2.Подведение  итогов урока.

     IV.Информация о домашнем здании и инструктаже по его выполнению.

     &29 учебника. Ответить на контрольные  вопросы 1, 3, 4.

     Нестандартное задание:

     Вспомнить и записать пословицы и поговорки, в которых фигурируют хордовые животные.

     V.Рефлексивный этап.

     Организуя ситуацию для рефлексии, учитель  предлагает учащимся ответить на вопросы:

     -о  чём бы мне сегодня хотелось  рассказать дома после этого  урока?

     -так  в чём удобнее измерять удава? 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Результаты  проведённого теоретического и экспериментального исследования научной проблемы в  соответствии с поставленными целями и задачами подтверждают основные положения  гипотезы и позволяют сделать  следующие выводы.

     1. Цели и задачи современного  биологического образования, такие  как получение школьниками качественных, осознанных знаний по основам  биологии, развитие способностей  учащихся творчески мыслить, общаться, усвоить путь научного познания, социализация, развитие самостоятельности,  повышение познавательной активности  и т.д., могут быть реализованы  при широком использовании в  образовательном процессе проблемного  обучения на основе личностно  ориентированного подхода.

     2. Теоретический анализ различных  подходов к пониманию проблемного  обучения позволил нам уточнить  дефиницию понятия «проблемного  обучения» как образовательного  процесса, в котором совместная  деятельность учителя и учеников  направлена на создание проблемных  ситуаций и решение учебных проблем. Проблемное обучение беспечивает развитие познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности; определить функции проблемного обучения, которые лягут в основу определения задач экспериментальных уроков; выявить структуру организации учебной деятельности в проблемном обучении, в которой создание проблемной ситуации занимает важное место; определить методы проблемного обучения, которые будем использовать при разработке методики экспериментальных уроков биологии.

     Анализ  практики использования проблемного  обучения на уроках биологии выявил ряд  затруднений, возникающих у учителей, одним из которых является отсутствие разработанных способов создания проблемных ситуаций мотивирующих школьников к проблемной деятельности, убеждает нас в актуальности проводимого исследования.

     3. В результате анализа литературы  мы уточнили понятие личностно–значимой  проблемной ситуации как ситуации  эмоционального включения учащегося  в проблемную деятельность, учитывающая  интересы ученика, его желания,  потребности, возможности и проявляющаяся  в наличии у него проблемных  вопросов. На основе данного определения  проводили свое исследование.

     Нами  была определена структура личностно–значимой проблемной ситуации, условия ее создания, а также цель использования на уроках биологии. Все это послужило  теоретической основой для разработки способов создания личностно–значимых проблемных ситуаций, а также методики по ее организации и системному использованию  на уроках биологии в разделе «Животные».

     4. Проведенный анализ методической  литературы показал, что проблемное  обучение, по мнению большинства  авторов, выступает как одно  из важнейших условий, обеспечивающих  возникновение и укрепление познавательного  интереса учащихся на уроках  биологии,  побуждая школьников  к вопросам, возникающим в связи  с созданием проблемной ситуации.

     Раздел  «Животные» обладает широкими возможностями  для создания личностно-значимых проблемных ситуаций в каждой теме: изучение представителей разных систематических групп осуществляется в последовательности, соответствующей  эволюционного развития организмов; многообразие животных рассматривается  в причинно-следственной связи строения животного организма и экологической  ниши, которую он занимает; при изучении животных особое внимание уделяется  их значению в жизни человека; животные как объект изучения вызывают разнообразные  эмоции - от умиления, удивления до брезгливости; условием развития познавательных способностей подростка является наличие личностного  смысла и мотивации обучения; обязательным условием изучения раздела «Животные» является организация и проведение лабораторных и практических работ по изучению живых объектов; в образовательном процессе возможно использование большого количества  дополнительной научно-популярной, специальной и художественной литературы.

     Однако, наряду с этим, в методической литературе по биологии и разделу «Животные» этап создания проблемной ситуации практически  не разработан. Введение в проблему рекомендуется осуществлять с помощью  проблемного вопроса или задачи. Чаще всего использование проблемных вопросов и задач на уроках биологии и раздела «Животные», в частности, решает задачи обобщения, проверки и  использования знаний на практике. Изучение нового материала большинством авторов предполагает только проблемное изложение. Придание проблемной ситуации личностной значимости для учеников рассматривается с позиции подбора  проблемных ситуаций, раскрывающих актуальность изучаемого учебного материала и  значение отдельных видов животных для человека, как положительное, так и отрицательное.

Информация о работе Проблемное обучение в биологии