Проблемное обучение в биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

     5. Проведенный теоретический анализ  использования проблемного обучения  на уроках биологии, результаты  констатирующего эксперимента и  опыт работы автора в качестве  учителя биологии позволил нам  выработать собственный взгляд  на исследуемую проблему и  сформулировать основные концептуальные  положения, которые послужили  основой для создания методики  разработки  и использования личностно–значимых  проблемных ситуаций на уроках  по разделу «Животные».

     6. Разработана методика разработки  и использования личностно–значимых  проблемных ситуаций на уроках  по разделу «Животные»,  в которую  входят следующие компоненты: тематическое  планирование уроков биологии  раздела «Животные», позволившее  определить для каждого урока  способы создания личностно-значимой  проблемной ситуации и учебные  задачи, решаемые с помощью создания  личностно-значимой проблемной ситуации; способы создания личностно–значимой проблемной ситуации с описанием этапов  совместной деятельности учителя и учащихся, предполагающей смену лидерской позиции учителя и ученика; чередование используемых приемов на уроках раздела «Животные» в соответствии с содержанием учебной темы; механизм преобразования проблемной ситуации в личностно–значимую для учащегося.

     Проведённое нами исследование и данные статистической обработки полученных результатов  подтверждают эффективность разработанной  методики использования личностно–значимых проблемных ситуаций на уроках биологии раздела «Животные», позволяющей  формировать устойчивый познавательный интерес к биологии и мотивацию  к проблемной деятельности учащихся, повышение качества их знаний.

     Полученные  результаты свидетельствуют о достижении цели исследования, которая состояла в научном обосновании и разработке методики разработки и использования  личностно–значимых проблемных ситуаций, повышающих познавательный интерес  школьников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

     
  1. Жарикова, Н.В. Способы повышения познавательной активности школьников при использовании проблемного обучения на уроках биологии [Текст] / Н. В. Жарикова, В. Н. Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - Томск, 2008. - Вып. 2 (76). - С. 133-136. - Библиогр. : с. 136-141.
  2. Жарикова, Н. В. Методические приемы организации проблемной ситуации на уроках зоологии [Текст] / Н. В. Жарикова В. Н. , Долгин // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. Сер. :  Естественные и точные науки. - Томск, 2006. - Вып. 6 (57). - С. 133-136. - Библиогр. : с. 136-141.
  3. Жарикова, Н. В. Организация занятия по повышению квалификации в рамках программы «Обучение проблематизации как совместному действию» [Текст] / Н. В. Жарикова // Школа совместной деятельности : разработка образовательных программ в развивающейся школе / под ред. Г. Н. Прозументовой. - Томск : Дельтоплан, 2002.  - Кн. 5. - С. 94-99.
  4. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. -  М., “Просвещение”, 1968 г.
  5. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И.Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 367с.
  6. Коноваленко, И.Г. Создание проблемных ситуаций на уроках биологии /И.Г.Коноваленко. “Биология в школе”, 1971. №2.
  7. Зверева, Н.М. Практическая дидактика для учителя: учебное пособие,- М. Педагогическое общество России, 2001. - 256 с.
  8. Леонтьев, А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000..» Концепции, Программы, Технологии, Вып. 2 – М.,1998 г.
  9. Лернер, И.Я. Учить творчески, воспитывать личность / И.Я. Лернер // Биология в школе. – 1988. -  № 4.
  10. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшин. - М., 1972 г.
  11. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя/ Е.Л.Мельникова. – М., 2002г.
  12. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / Н. А. Алексеев. Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 333 с.
  13. Андреева, Н. Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе Текст. : автореф. дис. . д-ра пед. наук / Андреева Наталья Дмитриева. СПб., 2000. — 66 с.
  14. Амиранашвили, И. И. Внеклассная работа по биологии Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 / Амиранашвили Игота Иванович. -Тбилиси, 1976.
  15. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев.— М. : Наука, 2000.-351 с.
  16. Анастасова, Л. П. Развивающее обучение : суждение методиста Текст. / Л. П. Анастасова // Биология в школе. 1996. - № 5.
  17. Асеев, В. Г. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие / В. Г. Асеев ; Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск : ИГПИ, 1989. - 193, [2] с. - Библиогр. в конце тем.
  18. Афанасенко, О. Б. Методика создания и использования намека как приема педагогического воздействия Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01 / Афанасенко Ольга Борисовна. Екатеринбург, 2002.
  19. Бабанский, Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований Текст. : дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. - 192 с. - Библиогр. : с. 188-190 (69 назв.).
  20. Багоцкий, С. В. «Зоология» : суждения заинтересованного Текст. / С. В. Багоцкий // Биология в школе.
  21. Балл, Г. А. Теория учебных задач Текст. : психолого- педагогический аспект / Г. А. Балл. М. : Педагогика, 1990. - 183, 1. с.
  22. Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. / Г. С. Батищев, [вступ. ст. В. А. Лекторского, с. 5-20 ; послесл. В. Н. Шердакова]. -СПб. : Рус. христиан, гуманитар, ин-т, 1997. 463 с.
  23. Башурова, Т. И. Игровые задания по теме « членистоногие» Текст. / Т. И. Башурова // Биология : еженед. прилож. к газете «Первое сентября». -2007.-№ 17.- С. 10-13.
  24. Битинас, Б. П. Структура процесса воспитания Текст. : (методологический аспект) / Б. П. Битинас. Каунас : Швиеса, 1984. - 190 с.
  25. Биологический эксперимент в школе Текст. : кн. для учителя / [А. В. Бинас и др.]. М. : Просвещение, 1990. - 190, [2] с. : ил. - (Библиотека учителя биологии).

     ПРИЛОЖЕНИЕ

     ПЛАН  – КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ

     8 класс

     Тема:     Общие признаки хордовых животных.

     Применяемая технология – технология проблемного обучения.

     Подготовка  к уроку – Разработана структурно-логическая схема учебного материала раздела «Тип хордовые». Составлен календарно-тематический план, в котором учебный материал разбит по темам. Составлена технологическая карта урока. Разработаны проблемные ситуации.

     Место урока – первый урок по теме.

     Урок  нацелен на выработку умений систематизировать  единицы животных, характеризовать  строение хордовых животных, обосновывать взаимосвязь особенностей строения организмов и условий среды обитания, распознавать изучаемых животных в  природе и коллекциях, находить признаки сходства и различия типов животных.

     Тип урока – урок изучения нового материала (проблемно-развивающий).

     Обучающие цели: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

     1. знать общие признаки хордовых  животных,

     2. уметь классифицировать животных,

     3. уметь характеризовать общие  черты организации,

     4. уметь находить признаки сходства  и различия разных типов животных,

     5. уметь обосновывать причины более  высокой организации изучаемого  типа.

     Задачи  воспитания и развития учащихся:

     -содействовать  развитию познавательной активности  учащихся;

     -способствовать  воспитанию положительного отношения  к процессу учения, целеустремленности  и самостоятельности;

     -создать  условия для анализа каждым  учеником своей познавательной  деятельности.

     Личностно-формирующая  направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, умения преодолевать трудности.

     Применяемые формы деятельности:

     -фронтальная;

     -индивидуальная;

     -коллективная;

     -парная.

     Методы  обучения:

     -частично-поисковый;

     -иллюстративный;

     -методы  самостоятельной работы учащихся  по осмыслению и усвоению материала;

     -словесный  (беседа, объяснения);

     -наглядный  (демонстрация, наблюдение);

     -практический (выполнение упражнений).

     Общие дидактические методы:

     -объяснительно-иллюстративный;

     -проблемный;

     -частично-поисковый.

     Приемы  обучения:

     -разъяснение;

     -рассуждения;

     -общая  характеристика;

     -самостоятельная  работа с учебником;

     -просмотр  видеофильма;

     -работа  в тетрадях;

     -работа  с таблицами.

     Средства  обучения:

     -демонстрация  видеофильма;

     -нестандартное  задание для домашних работ;

     -комплекс  упражнений для снятия утомления;

     -демонстрационный  материал.

     Оформление  классной доски:

     -на  доске записана тема урока;

     -на  центральной стороне нарисован  ланцетник;

     - на обратной стороне крыла  доски подготовлены варианты  ответов для заполнения таблицы.

     Содержание  урока

     I. Организационно-мотивирующий этап:

           1. Организация начала  занятия.

     Приветствие. Подготовка учащихся к уроку.

           2. Целеполагание,  мотивация.

     Просмотр  фрагмента мультфильма.

           3. Актуализация опорных  знаний.

     II. Операционно-познавательный этап.

     1. Вступительное слово учителя.  Индивидуальная работа учащихся  с учебником, стр.110-111.

     Заполните пробелы.

     Хордовые  животные обладают общими чертами организации.  
Для них характерна  хорда     . Это  хрящеподобный стержень   , расположенный вдоль спинной стороны тела. Главная функция хорды -  опорная  .

     Центральная нервная система имеет вид    нервной трубки   , передний конец которой расширяется и образует головной мозг   . Нервная трубка располагается  над  хордой.

     Под хордой находится пищеварительная  трубка. Передний конец ее -   

     глотка   - имеет  жаберные щели   .

     Кровеносная система  замкнутая   . Сердце расположено на  брюшной стороне.

     Проверка  правильности заполнения таблицы. Учащиеся заканчивают фразы учителя.

     Тип хордовые подразделяется на три типа.

     Хордовые

       
 

                 Бесчерепные  Черепные  Позвоночные 

     2. Учащиеся получают раздаточный  материал (рисунок ланцетника). На  основании только что изученного  материала учащиеся вместе с  учителем обозначают на схеме  основные части строения ланцетника.

     3. Сравнительная характеристика сходств  ланцетника с кольчатыми червями  и с хордовыми животными. Учащиеся  по вариантам заполняют таблицу,  используя знания по ранее  изученным темам и материал  данного урока. Затем сверяют  свои ответы с правильным вариантом  на доске. (Самокоррекция).

     Сходства  ланцетника с кольчатыми червями      Сходства  с хордовыми животными
     однослойный эпителий      наличие хорды
     червеобразные движения тела      наличие нервной трубки
     замкнутая кровеносная система      жаберные  щели
     наличие выделительной системы      замкнутая кровеносная система
            кровеносные сосуды с брюшной стороны

     4. Физкультминутка.

     5. Учащимся предлагается демонстрационный  материал (скелеты) для определения  их принадлежности к видам  животных. Учитель предлагает построить  логическую цепочку: наличие головного  и спинного мозга - совершенствование  органов чувств – группировки  особей – защищённость от врагов - снижение гибели от неблагоприятных  факторов среды – расселение  позвоночных животных на планете.

     6. Обобщение изученного материала.  Просмотр видеофильма.

     III.Контрольно-оценочный этап.

     1.Экспресс-контроль  «Весёлый калейдоскоп».

     Учащимся  предлагается 2 варианта из 15 слов. Учащиеся должны классифицировать предложенные термины по типам «беспозвоночные» и «хордовые».

     Веселый калейдоскоп.

     Вариант – 1.

     Беспозвоночные

  1. Комар.
  2. Червяк
  3. Краб.
  4. Медуза.

     Хордовые

  1. Ворона.
  2. Гадюка.
  3. Бегемот.
  4. Жаба.
  5. Жираф.
  6. Щука

     Вариант – 2.

     Беспозвоночные

  1. Бабочка.
  2. Аскарида.
  3. Улитка.
  4. Гидра.

     Хордовые

  1. Утка.
  2. Карась.
  3. Конь.
  4. Удав.
  5. Попугай.
  6. Обезьяна.
  7. Ланцетник.

     Коррекция – учащиеся сверяли свои ответы с эталонами, которые представлены учителем на доске.

     2.Подведение  итогов урока.

     IV.Информация о домашнем здании и инструктаже по его выполнению.

     &29 учебника. Ответить на контрольные  вопросы 1, 3, 4.

Информация о работе Проблемное обучение в биологии