Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования: изучения теоретических и практических аспектов проблемного обучения.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить сравнительный анализ традиционного и проблемного обучения;
• Рассмотреть способы и правила создания проблемных ситуаций, процесс решения, факторы, препятствующие решению проблемных задач;
• Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……..3
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения………………………………………...….6
1.2 Методы проблемного обучения…………………………………………….10
1.3 Сравнительный анализ проблемного обучения и традиционного………..17
Глава 2 Практические аспекты проблемного обучения
2.1 Способы создания проблемных ситуаций…………………………………19
2.2 Правила создания проблемных ситуаций……………………………...…..21
2.3 Процесс решения учебной проблемы…………………………………..…..24
2.4 Факторы, препятствующие успешному решению проблемы…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….……………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Теоретические аспекты проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения………………………………………...….6
1.2 Методы проблемного обучения…………………………………………….10
1.3 Сравнительный анализ проблемного обучения и традиционного………..17
Глава 2 Практические аспекты проблемного обучения
2.1 Способы создания проблемных ситуаций…………………………………19
2.2 Правила создания проблемных ситуаций……………………………...…..21
2.3 Процесс решения учебной проблемы…………………………………..…..24
2.4 Факторы, препятствующие успешному решению проблемы…………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30
Введение
Актуальность исследования: Продуктивность, эффективность проблемного обучения неоспоримо доказана. Накоплен также значительный опыт использования его элементов в педагогической деятельности лучших учителей.
Цель исследования: изучения теоретических и практических аспектов проблемного обучения.
Задачи исследования:
• Осуществить теоретический анализ литературы по теме курсовой работы;
• Осуществить сравнительный анализ традиционного и проблемного обучения;
• Рассмотреть способы и правила создания проблемных ситуаций, процесс решения, факторы, препятствующие решению проблемных задач;
• Сделать выводы.
Предмет исследования: проблемное обучение.
Объект исследования: научная литература.
Глава I
Теоретические аспекты проблемного обучения
1.1 Сущность проблемного обучения
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление.
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмилля у Ж.Ж.Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К.Д.Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг
подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».
История собственно проблемного обучения начинается с введения так
называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи.
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л.Рубинштейном, Д.Н.Богоявленским, Н.А.Менчинской, А.М.Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М.А.Данилов, М.Н.Скаткин. Много этими вопросами занимались Т.В.Кудрявцев, Д.В.Вилькеев, Ю.К.Бабанский,
М.И.Махмутов и И.Я.Лернер. Исследования в этой области ведутся сейчас и другими представителями педагогической науки.
Задачей школы является формирование гармонически развитой личности. В современной педагогике исследуются вопросы общего развития детей в процессе обучения. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей.
Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных
способностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой
практики и теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этомуявлению.
Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний» .
Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы».
Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского .
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических
исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности
учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» .
Исследование природы научного творчества и его развития - актуальнейшая проблема сегодняшнего дня, потребовавшая в педагогической науке начать поиски новых дидактических путей формирования творческих способностей молодежи. Один из них ученые видят в сближении методов и средств обучения с методическими приемами, в которых отражается творческая деятельность ученого.
Общеизвестно, что изучение одного и того же по своему научному содержанию материала можно осуществлять по-разному с точки зрения применяемых методов, средств и организационных форм. В зависимости от применяемой дидактической технологии можно получить различный развивающий и воспитательный эффект. Так, систематически применяя прогрессивные методы активизации познавательной деятельности, позволяющие включать обучаемых в процесс творческого усвоения знаний, можно способствовать развитию творческих способностей учащихся. Наоборот, в случае ограничения изложения материала традиционными приемами без создания проблемных ситуаций потенциальные развивающие возможности занятий используются не в полной мере.
Реализация на практике идеи взаимосвязи обучения с научным поиском породила своеобразную дидактическую систему, которую назвали проблемным обучением, так как основные ее элементы - учебная проблема и проблемная задача.
Анализ показывает, что проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере на само содержание излагаемого учебного материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую свою особую технологию.
Проблемное обучение - это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности. включающая сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска.
Творческое усвоение знаний и способов деятельности обучающимися предполагает:
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
видение новых проблем в знакомых стандартных условиях;
видение структуры объекта, подлежащего изучению;
видение новой функции знакомого объекта;
умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;
умение комбинировать ранее известные способы решения в новый способ;
умение создавать оригинальный способ решения при известных других и т.д.
Творчество требует оригинальности, умения отказаться от стереотипов деятельности.
Любая дидактическая система имеет свою специфическую технологию обучения, т.е. проектирование и воспроизведение на практике научно обоснованных алгоритмов действий преподавателя и студентов, особым образом скомпонованного содержания учебной информации, методов и средств педагогического взаимодействия.
Технология проблемного обучения - это специально созданная система специфических приемов и методов, которые способствуют тому, чтобы обучающийся самостоятельно добывал знания и учился самостоятельно их применять в решении новых познавательных и практических задач, а не получал знания в готовом виде или решал задачи по образцу.
Нередко дебатируется вопрос: относится ли проблемное обучение к инновационной технологии? Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, если внимательно присмотреться к тем приемам и методам, которые в совокупности характеризуют проблемное обучение как таковое, то нетрудно обнаружить, что они, как правило, известны. Педагогам давно известно также, что при прочих равных условиях учебный материал усваивается прочнее и глубже, если обучаемых заинтересовать изучаемой темой и в течение всего занятия поддерживать этот познавательный интерес, т.е. известна главная идея проблемного обучения. В этом смысле проблемное обучение не является новым педагогическим явлением. Но, с другой стороны, осознание этого аспекта учебно-воспитательного процесса широкими кругами педагогической общественности как единой по своим целям, методам и формам дидактической технологии, а также закрепление за ней особого наименования - проблемное обучение - произошло относительно недавно. К тому же разработка методики и широкое внедрение проблемного обучения еще только осуществляется. С этой точки зрения проблемное обучение -- новое педагогическое явление.
Необходимо также подчеркнуть, что проблемность является неотъемлемой чертой педагогического процесса. Однако проблемным является не всякое занятие. Все зависит от того, каков объем методов и организационных форм, свойственных проблемному обучению, используется на занятии.
Структура проблемного обучения
Структурными элементами проблемного обучения выступают следующие методические приемы:
актуализация изученного материала;
создание проблемной ситуации;
постановка учебной проблемы;
построение проблемной задачи;
Умственный поиск и решение проблемы (формулирование гипотезы или нескольких гипотез, основанных на допущениях и уже известных фактах; доказательство гипотез, анализ возможных ошибок, предсказание естественных следствий из каждой гипотезы, обобщение); проверка решения проблемы и повторение.
"Проблемная ситуация", "учебная проблема" и "проблемная задача" -основные понятия данной дидактической технологии.
Проблемная ситуация - осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуация - источник мышления. Но из этого не следует, что всякое психологическое затруднение непременно побуждает мышление. Так, если человека, не изучавшего электротехнику, спросить: "Будет ли ротор асинхронного двигателя с разомкнутым фазным ротором вращаться при подключении обмотки статора к сети?" - процесс мышления не возникнет, потому что у субъекта нет для этого необходимых исходных данных. Чтобы проблемная ситуация стала источником мышления, она должна быть принята субъектом к решению. А это возможно, если у субъекта имеются достаточные исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации.
Кроме того, проблемная ситуация может возникнуть:
когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью; вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования;
если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.
Учебная проблема - это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения.