Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2].
Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней.
Способом создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность.
Средством создания проблемной ситуации может являться проблемная задача, формализованная в текстовых данных.
Механизмом,
вскрывающих проблемность, является
проблематизация объекта и
Единицей процесса является проблема – скрытое или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира [6].
Проблемность
- главное условие развития объекта
(мир и субъекта) человек может
быть рассмотрена как диалектическая
категория, рядоположенная с другими,
или как главный признак данных
категорий в развитии, или как
главный принцип их действия, деятельности,
или как необходимость
Проблемная
ситуация – способ вскрытия объективно
существующей проблемности, выраженной
эксплицитно или имплицитно, которое
проявляется как психическое
состояние интеллектуального
Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и возможности объекта.
Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.
Проблема – противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен. Роль учителя состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал ее сам, захотел решить проблему, решил ее [12, С. 18].
Процесс решения проблемы зависит от характера проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные и только решение последних дает возможность решить главную проблему.
Трудность решения проблемы двоякая. Одна заключается в том, что для решения необходимо активизировать какую-то часть прежнего опыта, именно того без которого решение не возможно. Другая состоит в необходимости одновременно находить новые, не известные ученику элементы (звенья), позволяющие решить проблему.
Важным является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема.
Существует
дидактическая классификация
область и место возникновения;
роль
в процессе обучения;
общественная и политическая значимость;
способы организации процесса решения.
Проблемная
ситуация является начальным моментом
мышления, вызывающая познавательную
потребность ученика и
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения:
столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
использование учебных и жизненных ситуаций возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления и поиск путей его практического применения.
побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представителями и научными понятиями об этих фактах.
выдвижение гипотез формулировка выводов и их опытная проверка.
побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.
организация межпредметных связей [3, С. 114].
Выделяют
три вида проблемного обучения по
типу реализуемой творческой деятельности:
научное творчество; практическое творчество;
художественное творчество [3, С. 146].
Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.
Таким
образом, можно выделить признаки проблемного
обучения. Первая и важнейшая особенность
— это специфическая
Четвертой
особенностью проблемного обучения
является систематическое применение
учителем наиболее эффективного сочетания
разнообразных типов и видов
самостоятельных работ
Пятая
особенность определяется дидактическим
принципом индивидуального
Шестая
особенность состоит в
Седьмая
особенность заключается в
Восьмая
особенность проблемного
Первые
три особенности проблемного
обучения имеют социальную направленность
(обеспечивают прочность знаний, глубину
убеждений, умение творчески применять
знания в жизни). Остальные особенности
носят специально-
Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать. В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения [15, С. 164] Виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:
-
научное творчество —
-
практическое творчество —
-
художественное творчество —
художественное отображение
Все
виды проблемного обучения характеризуются
наличием репродуктивной, продуктивной
и творческой деятельности обучаемых,
наличием поиска и решения проблемы.
Однако первый вид проблемного обучения
чаще всего используется на теоретических
занятиях, где организуется индивидуальное,
групповое или фронтальное
Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;