Проблемное обучение в биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

     К основным понятиям проблемного обучения относятся: «проблемная ситуация», «проблемная задача», «проблема», «проблемность», «проблематизация» [2].

     Усвоением реализации цели обучения является проблемность присущая любому жизни «способному» объекту и избытку, которая может  в скрытом и выраженном виде, то есть быть внутренней и внешней.

     Способом  создания проблемности является проблемная ситуация, фиксирующая момент присвоения избытком объекта, содержания проблемность.

     Средством создания проблемной ситуации может  являться проблемная задача, формализованная  в текстовых данных.

     Механизмом, вскрывающих проблемность, является проблематизация объекта и субъекта, то есть процесс вскрытия внутренних и внешних противоречий, присущих объекту, проблем.

     Единицей  процесса является проблема – скрытое  или явное противоречие, присущее явлениям материального и идеального мира [6].

     Проблемность - главное условие развития объекта (мир и субъекта) человек может  быть рассмотрена как диалектическая категория, рядоположенная с другими, или как главный признак данных категорий в развитии, или как  главный принцип их действия, деятельности, или как необходимость действовать.

     Проблемная  ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которое  проявляется как психическое  состояние интеллектуального затруднения  при взаимодействии субъекта и объекта. 

     Проблемная  задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную  в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и  возможности объекта.

     Проблематизация – механизм, лежащий в основе вскрытия проблемности объекта субъектом, материализованной в данной проблемной задаче.

     Проблема  – противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая  процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен. Роль учителя  состоит в том, что бы ученик почувствовал трудность практического или  теоретического характера, уяснил проблему, поставленную учителем, или сформулировал  ее сам, захотел решить проблему, решил  ее [12, С. 18].

     Процесс решения проблемы зависит от характера  проблемы и сложности ее решения. Характер проблемы определяется степенью ее сложности. Помимо простых проблем  имеются и такие, которые до начала решения необходимо расчленить на частные  и только решение последних дает возможность решить главную проблему.

     Трудность решения проблемы двоякая. Одна заключается  в том, что для решения необходимо активизировать какую-то часть прежнего опыта, именно того без которого решение  не возможно. Другая состоит в необходимости  одновременно находить новые, не известные  ученику элементы (звенья), позволяющие  решить проблему.

     Важным  является то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема.

     Существует  дидактическая классификация учебных  проблем, которая строится на следующих  переменных:

     область и место возникновения;

     роль  в процессе обучения; 

     общественная  и политическая значимость;

     способы организации процесса решения.

     Проблемная  ситуация является начальным моментом мышления, вызывающая познавательную потребность ученика и создающая  внутренние условия для активного  усвоения новых знаний и способов деятельности [10, С. 56].

     Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения:

     столкновение  учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.

     использование учебных и жизненных ситуаций возникающих при выполнении учащимися  практических заданий.

     постановка  учебных проблемных заданий на объяснение явления и поиск путей его  практического применения.

     побуждение  учащихся к анализу фактов и явлений  действительности, сталкивающих их с  противоречиями между житейскими представителями  и научными понятиями об этих фактах.

     выдвижение  гипотез формулировка выводов и  их опытная проверка.

     побуждение  учащихся к сравнению, сопоставлению  и противопоставлению фактов явлений, правил, действий, в результате которых  возникает познавательное затруднение.

     побуждение  учащихся к предварительному обобщению  новых фактов.

     ознакомление  учащихся с фактами, носящими как  будто бы необъяснимый характер и  приведенными в истории науки  к постановке научной проблемы.

     организация межпредметных связей [3, С. 114].

     Выделяют  три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: научное творчество; практическое творчество; художественное творчество [3, С. 146]. 

     Научное творчество основано на постановке и  решении теоретических учебных  проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение  действительности на основе творческого  воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.

     Таким образом, можно выделить признаки проблемного  обучения. Первая и важнейшая особенность  — это специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем  решения учебных проблем, что  обеспечивает сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логико-теоретического и интуитивного мышления. Вторая особенность состоит  в том, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического  мышления [10]. Самостоятельное решение  проблем учащимися одновременно является и основным условием превращения  знаний в убеждения, так как только диалектический подход к анализу  всех процессов и явлений действительности формирует систему прочных и  глубоких убеждений. Третья особенность  вытекает из закономерной взаимосвязи  между теоретическими и практическими  проблемами и определяется дидактическим  принципом связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование  жизненного опыта учащихся при проблемном обучении выступают не как простая  иллюстрация теоретических выводов, правил (хотя это и не исключается), а главным образом как источник новых знаний и как сфера приложения усвоенных способов решения проблем  в практической деятельности. По этой причине связь с жизнью служит важнейшим средством создания проблемных ситуаций и (непосредственным или опосредствованным) критерием оценки правильности решения  учебных проблем. 

     Четвертой особенностью проблемного обучения является систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания  разнообразных типов и видов  самостоятельных работ учащихся. Указанная особенность заключается  в том, что учитель организует выполнение самостоятельных работ, требующих как актуализации ранее  приобретенных, так и усвоения новых  знаний и. способов деятельности [10].

     Пятая особенность определяется дидактическим  принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем  разной сложности, которые каждым обучаемым  воспринимаются по-разному. Индивидуальное восприятие проблемы вызывает различия в ее формулировании, выдвижении многообразных  гипотез и нахождения тех или  иных путей их доказательства.

     Шестая  особенность состоит в динамичности проблемного обучения (подвижной  взаимосвязи его элементов). Эта  особенность обусловлена динамичностью  самой проблемы, в основе которой  всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности. Динамичность проблемного обучения заключается в том, что одна ситуация переходит в другую естественным путем на основе закона взаимосвязи  и взаимообусловленности всех вещей  и явлений окружающего мира. Как  указывают исследователи, в традиционном обучении динамичности нет, вместо проблемности там преобладает «категоричность».

     Седьмая особенность заключается в высокой  эмоциональной активности обучаемых, обусловленной, во-первых, тем, что сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения, и, во-вторых, тем, что  активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной  сферой психической деятельности. Самостоятельная  мыслительная деятельность поискового характера, связанная с индивидуальным «принятием» учебной проблемы, вызывает личное переживание обучаемого, его  эмоциональную активность [10]. 

     Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно  обеспечивает новое соотношение  индукции и дедукции и новое соотношение  репродуктивного и продуктивного  усвоения знаний.

     Первые  три особенности проблемного  обучения имеют социальную направленность (обеспечивают прочность знаний, глубину  убеждений, умение творчески применять  знания в жизни). Остальные особенности  носят специально-дидактический  характер и в целом характеризуют  проблемное обучение.

     Нет сомнения в том, что проблемное обучение не может быть эффективным в разных условиях. Практика показывает, что  процесс проблемного обучения порождает  различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и  их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может  быть либо очень высокой, либо почти  полностью отсутствовать. В связи  с этим вполне понятны попытки  выделить виды и уровни проблемного  обучения [15, С. 164] Виды проблемного  обучения правильнее всего различать  по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного  обучения:

     - научное творчество — теоретическое  исследование, то есть поиски  открытие обучаемыми нового правила,  закона, доказательства; в основе  этого вида проблемного обучения  лежит постановка и решение  теоретических учебных проблем;

     - практическое творчество — поиск  практического решения, то есть  способа применения известного  знания в новой ситуации, конструирование,  изобретение; в основе этого  вида проблемного обучения лежит  постановка и решение практических  учебных проблем;

     - художественное творчество —  художественное отображение действительности  на основе творческого воображения,  включающее рисование, игру, музицирование  и тому подобное [10]. 

     Все виды проблемного обучения характеризуются  наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы. Однако первый вид проблемного обучения чаще всего используется на теоретических  занятиях, где организуется индивидуальное, групповое или фронтальное решение  проблемы. Второй — на лабораторных, практических занятиях, на предметном кружке, на факультативе, на производстве. Третий вид — на урочных и внеурочных занятиях. Последние два вида проблемного  обучения характеризуются решением, главным образом, индивидуальных или  групповых учебных проблем.

     Каждый  вид проблемного обучения имеет  сложную структуру, дающую в зависимости  от многих факторов различную результативность обучения. Эффективным может считаться  такой процесс обучения, который  обусловливает:

     - увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;

     - углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;

Информация о работе Проблемное обучение в биологии