Проблемное обучение в биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

     Вполне  понятно, что каждый вид проблемного  обучения как внутренне дифференцированная деятельность имеет сложную структуру, дающую в зависимости от множества  факторов различную результативность обучения. Каждый из перечисленных  видов проблемного обучения может  протекать различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для  управления процессом формирования познавательной самостоятельности  школьников.

     Каждый  вид отвечает одному из важнейших  условий проблемного обучения –  наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика [14].

     Итак, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам проблемного обучения, было выяснено, что проблемным оно  называется не потому, что весь учебный  материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения  проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснения учителя, и репродуктивная деятельность учителя, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация  учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое  решение учебных проблем –  характерный признак этого типа обучения. 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ

     Цели  и задачи современного биологического образования, такие как получение  школьниками качественных, осознанных знаний по основам биологии, развитие способностей учащихся творчески мыслить, общаться, усвоить путь научного познания, социализация, развитие самостоятельности, повышение познавательной активности и т.д., могут быть реализованы  при широком использовании в  образовательном процессе проблемного  обучения на основе личностно ориентированного подхода.

           Под проблемным обучением  следует понимать такую организацию  учебных занятий, которая предполагает  создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

           При организации  проблемного обучения следует использовать все виды изложения, в том числе  развивающего (когда проблему решает учитель и учит способу её решения) и проблемного (создающего возможность  для самостоятельного решения проблемы учащимися и требующего такого решения). Также следует вводить в проблемное обучение и решать проблемы учащихся во всех звеньях учебного процесса, в первую очередь при изучении новых знаний на основе любого источника.

           Проблемное обучение предполагает органическое сочетание  самостоятельной работы учащихся как  ведущего, доминирующего начала  педагогического процесса, а также  решение полноценных  проблемных заданий на основе изучения полноценного содержания, и, кроме того, определение  критериев степени самостоятельности  в действиях учащихся, степени  сложности самостоятельной работы с учётом не только состава логической работы, но и сложности содержания изучаемого материала и решаемого  задания.

           Необходимо совершенствовать терминологию, характеризующую проблемность в обучении.

           Существует требование к введению проблемности в учебный  процесс: - учитель обязан обеспечить доступность материала пониманию  учащимся;

     - правильно выдвигать  проблемы;

     - заинтересовывать  учащихся формулировкой  проблемы;

     - должна быть естественность  постановки проблемы.

           Особенно учителем путём конкретный показ вариантов  эффективных, реально осуществимых уроков.

           Анализ теоретических  вопросов и опыта использования  проблемности в практике проблемного  обучения свидетельствует о том, что её можно и нужно применять  на всех этапах обучения.

           Введение проблемного  обучения в учебный процесс –  высокоэффективный способ не только активизации – познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся, но и воспитание их общественной, трудовой активности. Вот почему к  проблемному обучению расчёт. Учителя  школ изучают теоретические вопросы  проблемного обучения, обмениваются опытом использования его на практике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 

     2.1. Характеристика объекта и условий проведения исследований

     Объектом  исследований является урок по биологии для 8 класса с использованием проблемной технологии.

     Выделяют 3 основных аспекта проведения проблемного  урока:

     Первый  аспект - содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!

     Второй  аспект  - проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

     Третий  аспект- в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер. 
Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает реальной действительности.  
Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация  принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения. 
Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.  
Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает  как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых,  фактор их саморазвития.

  • Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников.
  • Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всей группы, преподаватель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.
  • Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
  • Задача преподавателя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим. 
    Цель проблемного урока:

     1. знать общие признаки хордовых  животных,

     2. уметь классифицировать животных,

     3. уметь характеризовать общие  черты организации,

     4. уметь находить признаки сходства  и различия разных типов животных,

     5. уметь обосновывать причины более  высокой организации изучаемого  типа.

Задачи  воспитания и развития учащихся:

     -содействовать  развитию познавательной активности  учащихся;

     -способствовать  воспитанию положительного отношения  к процессу учения, целеустремленности  и самостоятельности;

      -создать  условия для анализа каждым  учеником своей познавательной  деятельности.

     Конечная  цель учителя — формирование личности. Средством является учебная деятельность, содержанием — информация о человеке, о природе, веществе, ноосфере. Ее структура  и состав детерминируют учебную  деятельность, в процессе чего складывается система поведения ученика, развиваются  его познавательные действия, активность, мотивация, формируются цели и ценности. Проблемная ситуация является дидактическим  условием для выдвижения и формулировки учебной проблемы и составляет результат  определенного этапа профессиональной деятельности педагога по структурированию учебного материала. Педагогическое моделирование  учебной проблемы в процессе обучения связано с целым рядом предварительных  действий:

     1) педагогической разработкой конкретной  задачи обучения и воспитания;

     2) анализом содержания учебного  материала;

     3) анализом подготовленности учеников  и определением уровня операциональных  знаний, умений и навыков, а  также их психологической готовности;

     4) установлением соответствия между  уровнем сложности учебной проблемы  и подготовленностью учеников  к ее решению [9].

     После этого подготовленного этапа  работы педагог осуществляет следующие  действия:

     1) формулирует проблему в виде  вопроса или задания;

     2) проектирует педагогическое управление  решением учебной темы со стороны  учащихся, для чего разрабатывает  методику руководства учебными  действиями, составляет инструктивную  задания;

     3) создает методический аппарат  по корректировке ошибок, неточностей,  которые могут быть допущены  учениками, — составляет систему  индивидуальных дополнительных  заданий и вопросов для выявления неправильно выполненных действий учащихся, определяет способы методической подсказки и педагогической помощи;

     организует  самоконтроль учащихся за выполнением  работыпосредством серии контролирующих вопросов и заданий;

     проверяет выполнение учениками работы, организует обсуждение и дискуссию по результатам  работы, вводит в учебный процесс  педагогическую корректировку ошибок;

     6) итоги самостоятельной работы  учащихся включает в изучение  нового научного вопроса, новой  проблемы [14].

     В ходе обсуждения результатов выполнения работы учащихся и необходимо обратить внимание на методику корректировки  допущенных ошибок. Выправление хода решения педагог осуществляет посредством  серии дополнительных вопросов или  заданий, вытекающих из обсуждаемых  результатов, которые условно приняты  за достоверные. Посредством рассуждения  и последовательного построения выводив на основе полученных результатов  требуется подвести учащихся к явно абсурдному положению, показывающему  ошибочность полученного результата, его несостоятельность с позиции  научных теорий и практики, и тем  самым убедить учеников в неправильности полученных результатов, заставить  вернуться к анализу избранного пути исследования и промежуточных  выводов, сделанных на разных этапах выполнения работы. Таким путем под  руководством педагога происходит корректировка  произведенных студентами неточных действий или неправильно сформулированных выводов в целях исправления  допущенных ошибок и ориентировки их на правильную стратегию решения [8, С. 196]. 
 
 
 
 

     2.2 Методика проведения исследований

     А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как, «особый вид умственного  взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим  состоянием субъекта (учащегося) при  решении им задач, который требует  обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных  знаний или способов деятельности». Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой  субъект хочет решить какие-то трудные  для себя задачи, но ему не хватает  данных и он должен сам их искать [11].

Информация о работе Проблемное обучение в биологии