Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
Вполне
понятно, что каждый вид проблемного
обучения как внутренне
Каждый вид отвечает одному из важнейших условий проблемного обучения – наличие определенного уровня познавательной самостоятельности ученика [14].
Итак,
изучив психолого-педагогическую литературу
по вопросам проблемного обучения,
было выяснено, что проблемным оно
называется не потому, что весь учебный
материал учащиеся усваивают только
путем самостоятельного решения
проблем и «открытия» новых понятий.
Здесь есть и объяснения учителя,
и репродуктивная деятельность учителя,
и постановка задач, и выполнение
учащимися упражнений. Но организация
учебного процесса базируется на принципе
проблемности, а систематическое
решение учебных проблем –
характерный признак этого типа
обучения.
ВЫВОДЫ
Цели и задачи современного биологического образования, такие как получение школьниками качественных, осознанных знаний по основам биологии, развитие способностей учащихся творчески мыслить, общаться, усвоить путь научного познания, социализация, развитие самостоятельности, повышение познавательной активности и т.д., могут быть реализованы при широком использовании в образовательном процессе проблемного обучения на основе личностно ориентированного подхода.
Под проблемным обучением следует понимать такую организацию учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
При организации
проблемного обучения следует использовать
все виды изложения, в том числе
развивающего (когда проблему решает
учитель и учит способу её решения)
и проблемного (создающего возможность
для самостоятельного решения проблемы
учащимися и требующего такого решения).
Также следует вводить в
Проблемное обучение
предполагает органическое сочетание
самостоятельной работы учащихся как
ведущего, доминирующего начала
педагогического процесса, а также
решение полноценных проблемных
заданий на основе изучения полноценного
содержания, и, кроме того, определение
критериев степени
Необходимо
Существует
- правильно выдвигать проблемы;
- заинтересовывать учащихся формулировкой проблемы;
- должна быть естественность постановки проблемы.
Особенно учителем путём конкретный показ вариантов эффективных, реально осуществимых уроков.
Анализ
Введение
ГЛАВА
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Характеристика объекта и условий проведения исследований
Объектом исследований является урок по биологии для 8 класса с использованием проблемной технологии.
Выделяют 3 основных аспекта проведения проблемного урока:
Первый аспект - содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса»!
Второй аспект - проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.
Третий
аспект- в качестве организационного
принципа проблемного урока чаще всего
выступает принцип совместной
деятельности, в основе которого лежит
групповой метод обучения с элементами
дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных
факторов, побуждающих учащихся к активности,
можно назвать: познавательный интерес;
продуктивный, творческий характер деятельности;
состязательность; игровой характер.
Познавательный
интерес является ведущим фактором
активизации обучения. У учащегося не
возникнет внутреннего интереса к ситуации,
которая является результатом принуждения,
не отражает реальной действительности.
Творческий характер
деятельности является мощным стимулом
к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского
характера деятельности позволяет пробудить
у обучаемых творческий интерес, а это,
в свою очередь, побуждает их к активному
самостоятельному и групповому поиску
новых знаний, способов решения.
Состязательность – мощный побудительный
фактор активизации познавательной деятельности.
Ведущим мотивом состязательности является
мотив достижения успеха.
Игровой характер учебно-познавательной
деятельности включает в себя и фактор
познавательного интереса, и фактор состязательности,
однако, наряду с этим, и сам по себе выступает
как эффективный мотивационный механизм
мыслительной активности обучаемых, фактор
их саморазвития.
1. знать общие признаки хордовых животных,
2.
уметь классифицировать
3. уметь характеризовать общие черты организации,
4.
уметь находить признаки
5.
уметь обосновывать причины
Задачи воспитания и развития учащихся:
-содействовать
развитию познавательной
-способствовать
воспитанию положительного
-создать условия для анализа каждым учеником своей познавательной деятельности.
Конечная
цель учителя — формирование личности.
Средством является учебная деятельность,
содержанием — информация о человеке,
о природе, веществе, ноосфере. Ее структура
и состав детерминируют учебную
деятельность, в процессе чего складывается
система поведения ученика, развиваются
его познавательные действия, активность,
мотивация, формируются цели и ценности.
Проблемная ситуация является дидактическим
условием для выдвижения и формулировки
учебной проблемы и составляет результат
определенного этапа
1)
педагогической разработкой
2) анализом содержания учебного материала;
3)
анализом подготовленности
4)
установлением соответствия
После этого подготовленного этапа работы педагог осуществляет следующие действия:
1) формулирует проблему в виде вопроса или задания;
2)
проектирует педагогическое
3)
создает методический аппарат
по корректировке ошибок, неточностей,
которые могут быть допущены
учениками, — составляет
организует
самоконтроль учащихся за выполнением
работыпосредством серии
проверяет выполнение учениками работы, организует обсуждение и дискуссию по результатам работы, вводит в учебный процесс педагогическую корректировку ошибок;
6)
итоги самостоятельной работы
учащихся включает в изучение
нового научного вопроса,
В
ходе обсуждения результатов выполнения
работы учащихся и необходимо обратить
внимание на методику корректировки
допущенных ошибок. Выправление хода
решения педагог осуществляет посредством
серии дополнительных вопросов или
заданий, вытекающих из обсуждаемых
результатов, которые условно приняты
за достоверные. Посредством рассуждения
и последовательного построения
выводив на основе полученных результатов
требуется подвести учащихся к явно
абсурдному положению, показывающему
ошибочность полученного
2.2 Методика проведения исследований
А.М.
Матюшкин характеризует проблемную
ситуацию как, «особый вид умственного
взаимодействия объекта и субъекта,
характеризующийся таким