Проблемное обучение в биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 104.85 Кб (Скачать)

     Мастерство  учителя проявляется больше всего  в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель  остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной  роли человека сообщающего знания в  традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает  мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.

     Наблюдая  работу коллективов, он видит то, что  не замечал часто, проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика  можно наблюдать в моменты  спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.

     Реализация  проблемного обучения поднимает  очень важный вопрос, который сам  по себе является проблемой. [10].

     Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной основе, учитель  призван действовать скорее как  руководитель и партнер, чем как  источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки учитель должен приобрести опыт, который  позволит ему:

     Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных  приемов.

     Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом  ее глубокого исследования, стимулировать  творческое мышление при помощи умело  поставленных вопросов.

     Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых  или в попытках найти собственное  решение, предлагая свою помощь или  адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает чувствовать безнадежность  своего поиска [10]. 

     Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в какой-то мере свое значение. Это лишь формально  второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит  все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера  школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет  вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в  хорошо организованном процессе воспитания.

     Проблемное  обучение целесообразно применять  когда:

     Содержание  учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.

     Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.

     Ученики решают задачи на развитие самостоятельности  мышления, формирование исследовательских  умений, творческого подхода к  делу [13].

     Рекомендации  учителю при разработке им проблемного  урока. Учителю рекомендуется продумать:

     Точное  определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.

     Систематизация  учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его  структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.

     Деление учебного материала на легко усваиваемые  и тесно между собой связанные  части.

     Усвоение  частей, сопровождающихся контролем  и корректированием результатов  усвоения.

     Учет  индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы [13].

     Виды  учебной работы школьников в условиях проблемного обучения. 

     Проблемное  обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую  работу учащихся на уроке. В традиционном обучении групповая работа учащихся используется крайне редко. Между тем  групповая - коллективная работа учащихся также является эффективным способом активного приобретения ими знаний, не говоря уже о ее воспитательном значении.

     На  этом этапе работа с учениками  может выступать в виде:

     фронтальной работы со всем классом,

     групповой работы,

     индивидуальной  работы [9].

     На  выбор того или иного вида работы влияет характер работы, имеющиеся  учебные средства (комплекты учебных  пособий и других материалов), а  также время, имеющиеся в распоряжении учителя.

     Групповая работа предполагает деление класса на группы как примерно одинаковые (по уровню) развития, так иногда и  различных учащихся. Количественный состав групп может быть разнообразным.

     Можно указать на некоторые принципы организации  групповой работы.

     Наиболее  целесообразно создавать учебные  группы из 4-6 человек.

     Состав  ученических групп не следует  часто менять, лучше, если он является постоянным, но дифференцированным. Это  способствует проявлению активности всех членов группы и ускорению работы «слабых» учащихся.

     Какой-либо из учащихся назначается руководителем  группы. При этом на разных уроках работой  группы руководят разные учащиеся.

     Учебные группы ориентируются на работу примерно в одинаковом темпе, что дает возможность  вести деловое обсуждение изучаемого материала [9].

     Коллективная  работа учащихся над решением какой-либо учебной проблемы никаким образом  не исключает индивидуальной работы каждого из них, так как групповая  работа по существу объединяет индивидуальную работу каждого из членов группы.

     Умелое  сочетание групповой и индивидуальной формы занятий обеспечивает всестороннее развитие активности и самостоятельности  в обучении всех учащихся, дает возможность  обсуждать изучаемую тему, оценивать  результаты своих наблюдений, высказывать  гипотезы.

     Итак, проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных  проблем и через сочетание  репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.

     Все ли обучение должно быть проблемным? Нет  не все, если под проблемным обучением  иметь в виду только решение учебных  проблем и только самостоятельное  усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных  проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Ученик не может и не должен повторять  весь исторический путь развития человеческого  знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы  усвоить их выработать у себя способы  творческой деятельности.

     Проблемное  обучение означает понимать как тип  обучения, обеспечивающей, в сочетании  с традиционным, и тем новым, что  было внесено в педагогику многими  исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально  активной личности [9].

     Обучение  не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).

     Проблемный  тип обучения не решает всех образовательных  и воспитательных задач, поэтому  он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного  процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей  без проблемного обучения.

     Всем  ли учащимся доступно проблемное обучение? Практически всем. Однако уровень  проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности  методам проблемного обучения и  так далее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2. Анализ урока с  использованием проблемного  обучения 

     1. Актуализация знаний и постановка  проблемы (отвечают на вопросы  в начале параграфа, работают  с форзацам учебника, задают возникшие  вопросы, выдвигают гипотезы): регулятивные (целепологание, планирование), познавательные (формулирование познавательной  цели, классификация объектов, установление  причинно-следственных связей,формулирование  проблемы), личностные (мотивация учения)

     2. Поиск решения - исследование  по группам (выполняют задания,  обсуждают): познавательные (поиск и  выделение информации, знаково-символические,  построение логической цепи рассуждений,подведение  под понятие, выведение следствий,  представлять материал в разных  формах), коммуникативные (определение  цели, функций участников, способов  взаимодействий, инициативное сотрудничество, управление поведением партнера  точностью выражать свои мысли).

     3. Самостоятельное применение знаний: личностные (смыслообразование), регулятивные (выделение и осознание учащимися  того, что уже усвоено и что  еще подлежит усвоению, коррекция,  волевая саморегуляция)

     4. Итог: регулятивные (оценивать результат), личностные (оценивание усваиваемого  содержания)

     Вывод: Исходя из анализа урока можно  сделать вывод, о том что применяя технологии Образовательной системы  можно достичь образовательные  результаты в виде универсальных  учебных действий. 
 
 
 
 
 

     3.3. План - урока по  биологии для 8 класса

     ПЛАН  – КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО  БИОЛОГИИ

     8 класс

     Тема:     Общие признаки хордовых животных.

     Применяемая технология – технология проблемного обучения.

     Подготовка  к уроку – Разработана структурно-логическая схема учебного материала раздела «Тип хордовые». Составлен календарно-тематический план, в котором учебный материал разбит по темам. Составлена технологическая карта урока. Разработаны проблемные ситуации.

     Место урока – первый урок по теме.

     Урок  нацелен на выработку умений систематизировать  единицы животных, характеризовать  строение хордовых животных, обосновывать взаимосвязь особенностей строения организмов и условий среды обитания, распознавать изучаемых животных в  природе и коллекциях, находить признаки сходства и различия типов животных.

     Тип урока – урок изучения нового материала (проблемно-развивающий).

     Обучающие цели: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:

     1. знать общие признаки хордовых  животных,

     2. уметь классифицировать животных,

     3. уметь характеризовать общие  черты организации,

     4. уметь находить признаки сходства  и различия разных типов животных,

     5. уметь обосновывать причины более  высокой организации изучаемого  типа.

     Задачи  воспитания и развития учащихся:

     -содействовать  развитию познавательной активности  учащихся;

     -способствовать  воспитанию положительного отношения  к процессу учения, целеустремленности  и самостоятельности;

     -создать  условия для анализа каждым  учеником своей познавательной  деятельности.

     Личностно-формирующая  направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, умения преодолевать трудности.

Информация о работе Проблемное обучение в биологии