Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть теоретические положения, особенности содержания и методики проблемного обучения в педагогическом процессе.
Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса, но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в традиционной школе, и становится тем, кто будит, развивает, наблюдает мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.
Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто, проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.
Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который сам по себе является проблемой. [10].
Учитель
должен владеть как объяснительным,
так и исследовательским
Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая директивных приемов.
Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело поставленных вопросов.
Проявлять
терпимость к ошибкам учеников, допускаемых
или в попытках найти собственное
решение, предлагая свою помощь или
адресовать к нужным источникам информации
только в тех случаях, когда учащийся
начинает чувствовать безнадежность
своего поиска [10].
Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика, фактически он является главным героем. От него зависит все то, что происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера, а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
Проблемное обучение целесообразно применять когда:
Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу [13].
Рекомендации
учителю при разработке им проблемного
урока. Учителю рекомендуется
Точное определение объема и содержания учебного материала, предназначенного для изучения на уроке.
Систематизация учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а так же в соответствии с принципами дидактики.
Деление учебного материала на легко усваиваемые и тесно между собой связанные части.
Усвоение частей, сопровождающихся контролем и корректированием результатов усвоения.
Учет индивидуальных темпов усвоения учебного материала школьниками и темпов работы группы [13].
Виды
учебной работы школьников в условиях
проблемного обучения.
Проблемное обучение позволяет эффективно сочетать как индивидуальную, так и групповую работу учащихся на уроке. В традиционном обучении групповая работа учащихся используется крайне редко. Между тем групповая - коллективная работа учащихся также является эффективным способом активного приобретения ими знаний, не говоря уже о ее воспитательном значении.
На этом этапе работа с учениками может выступать в виде:
фронтальной работы со всем классом,
групповой работы,
индивидуальной работы [9].
На выбор того или иного вида работы влияет характер работы, имеющиеся учебные средства (комплекты учебных пособий и других материалов), а также время, имеющиеся в распоряжении учителя.
Групповая работа предполагает деление класса на группы как примерно одинаковые (по уровню) развития, так иногда и различных учащихся. Количественный состав групп может быть разнообразным.
Можно указать на некоторые принципы организации групповой работы.
Наиболее
целесообразно создавать
Состав ученических групп не следует часто менять, лучше, если он является постоянным, но дифференцированным. Это способствует проявлению активности всех членов группы и ускорению работы «слабых» учащихся.
Какой-либо из учащихся назначается руководителем группы. При этом на разных уроках работой группы руководят разные учащиеся.
Учебные группы ориентируются на работу примерно в одинаковом темпе, что дает возможность вести деловое обсуждение изучаемого материала [9].
Коллективная работа учащихся над решением какой-либо учебной проблемы никаким образом не исключает индивидуальной работы каждого из них, так как групповая работа по существу объединяет индивидуальную работу каждого из членов группы.
Умелое
сочетание групповой и
Итак, проблемное обучение строится на основе принципа проблемности, реализуемого через различные типы учебных проблем и через сочетание репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика.
Все
ли обучение должно быть проблемным? Нет
не все, если под проблемным обучением
иметь в виду только решение учебных
проблем и только самостоятельное
усвоение всего учебного материала.
Все обучение должно быть развивающим,
в котором самостоятельное
Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления школьника и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности [9].
Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Проблемный
тип обучения не решает всех образовательных
и воспитательных задач, поэтому
он не может заменить собой всей
системы обучения, включающей разные
типы, способы, организации учебно-
Всем
ли учащимся доступно проблемное обучение?
Практически всем. Однако уровень
проблемности и степень познавательной
самостоятельности будут сильно
различаться в зависимости от
возрастных и индивидуальных особенностей
учащихся, от степени их обученности
методам проблемного обучения и
так далее.
3.2.
Анализ урока с
использованием проблемного
обучения
1.
Актуализация знаний и
2.
Поиск решения - исследование
по группам (выполняют задания,
3.
Самостоятельное применение
4. Итог: регулятивные (оценивать результат), личностные (оценивание усваиваемого содержания)
Вывод:
Исходя из анализа урока можно
сделать вывод, о том что применяя
технологии Образовательной системы
можно достичь образовательные
результаты в виде универсальных
учебных действий.
3.3. План - урока по биологии для 8 класса
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ
8 класс
Тема: Общие признаки хордовых животных.
Применяемая технология – технология проблемного обучения.
Подготовка к уроку – Разработана структурно-логическая схема учебного материала раздела «Тип хордовые». Составлен календарно-тематический план, в котором учебный материал разбит по темам. Составлена технологическая карта урока. Разработаны проблемные ситуации.
Место урока – первый урок по теме.
Урок нацелен на выработку умений систематизировать единицы животных, характеризовать строение хордовых животных, обосновывать взаимосвязь особенностей строения организмов и условий среды обитания, распознавать изучаемых животных в природе и коллекциях, находить признаки сходства и различия типов животных.
Тип урока – урок изучения нового материала (проблемно-развивающий).
Обучающие цели: предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут:
1. знать общие признаки хордовых животных,
2.
уметь классифицировать
3. уметь характеризовать общие черты организации,
4.
уметь находить признаки
5.
уметь обосновывать причины
Задачи воспитания и развития учащихся:
-содействовать
развитию познавательной
-способствовать
воспитанию положительного
-создать условия для анализа каждым учеником своей познавательной деятельности.
Личностно-формирующая направленность урока: развитие эмоциональной сферы учащихся, их познавательных потребностей, рефлексивной культуры, умения преодолевать трудности.