Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
3. Заключение
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Игры с родителями в
лесу на лугу, на берегу озера или
реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и
наблюдение за животными и растениями
дают детям много радостных
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами — все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, помогать ей, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.
Для того чтобы дети правильно
отображали явления природы, необходимо
направлять процесс восприятия ими
природы. Без приближения детей
к природе и широкого использования
ее в воспитательно-
Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание, детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и "является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.
В процессе формирования у детей знаний о природе, эстетического чувства громадное значение имеет желание и умение воспитателя и родителей находить в природе красивое и наслаждаться им.
Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения и родителями требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.
Пример взрослого оказывает решающее влияние на воспитание у детей любви к природе.
Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка.
Список литературы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложения
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
сентябрь |
I |
«Дежурство в уголке природы» (беседа с показом приемов работы (М.М.Марковская «Уголок природы в детском саду» с.42)) Дидактическая игра «Что изменилось?» (Приложение) Чтение пословиц о явлениях природы в сентябре, народные приметы. (Приложение) |
II |
Уборка участка. Наблюдение за деревьями (изменения цвета листьев у березы, дуба, рябины). Беседа: «Для чего дереву листья?» (Приложение) | |
III |
Экскурсия «Золотая осень» на территории детского сада. Обобщить и конкретизировать представления детей об осени. Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и приспособлением растений и животных к ним. Экологическая игра «Найди, о чем расскажу». (Приложение) | |
IV |
Перекопка земли вокруг кустарников. Заготовка листьев и семян растений (для птиц, белок, детских поделок). Беседа: «Какие семена путешествуют по воде, воздуху». (Приложение) | |
октябрь |
I |
«Облачное небо». Цель: Объяснить детям, как образуются облака на небе; рассказать, облака каких видов можно увидеть. Опыт. Цель: Показать, как образуются облака пара. (Приложение) |
II |
Посадка одного – двух деревьев (кустарников). Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем). (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.13) | |
III |
Экскурсия «Водоем осенью» (озеро Карасун). Расширять и обобщать знания детей о жизни водоема в осенний период. Беседа: «Где зимуют лягушки?» Чтение пословиц об осени. (Приложение) | |
IV |
Пересадка цветущих растений из грунта в горшки. Опыт. Цель: Установит необходимость почвы для жизни растений. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.17) | |
ноябрь |
I |
Экспериментирование «Дождливые дни». Цель: познакомить с природными явлениями; дать представления о круговороте воды в природе. Опыт с дождемером (показать детям какое количество дождя выпадает за один день; за неделю. Беседа: «Где живут капли воды в детском саду?» (Приложение) |
II |
Установка кормушек, подкормка птиц, белок. Наблюдение за птицами, белками. Экологическая игра «Загадайте, я отгадаю». Беседа: «Ноябрь – ворота зимы» (Приложение) | |
III |
Экскурсия по территории детского сада «Поздняя осень». Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о поздней осени. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных. Экологическая игра «Беги в дом, какой назову» (Приложение) | |
IV |
Беседа: «Как звери к зиме готовятся» (смена шубки на более теплую, менее заметную). Дидактическая игра «Найди своего детеныша» (Приложение) Наблюдение за кошкой, закреплять понятие «домашние животные». | |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ | ||
декабрь |
I |
Беседа: «Где рождается снег?» (Приложение) Чтение загадок о зиме;
стихотворение И.С.Никитин « Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.20) |
II |
Предложить сгрести снег к стволам деревьев, закреплять понятие о том, что снег предохраняет растения от вымерзания. Отметить изменения в одежде людей, закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и погоды. Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» (Приложение) | |
III |
Экскурсия «Зима» на территорию детского сада. Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о зиме. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между изменениями в неживой природе и состоянием растений и животных зимой. Чтение загадок о зимних явлениях природы, потешки, поговорки. (Приложение) | |
IV |
Отряхивание кустов и молодых деревьев от снега. Опытно – исследовательская деятельность: замерзание воды в формочках за время прогулки. Наблюдать иней, узоры на окнах, учить замечать красоту природных явлений. Беседа: «Как образуется иней?» (Приложение) | |
январь |
I |
«Снег и лед». Цель: Познакомить с явлениями природы: снег, лед, сосульки. Объяснить почему снежинка имеет шестиконечную форму. Наблюдение за снегом. Опыт с бутылкой воды на морозе. (Приложение) |
II |
Продолжать собирать снег вокруг деревьев и кустарников. Наблюдение и рассматривание птиц в разную погоду, замечать разницу в их поведении (нахохлились в холодную погоду, оживлены в оттепель). Рассмотреть и сравнить следы птиц и животных на снегу. | |
III |
Беседа: «Может ли мороз убить
дерево?» Цель: Уточнить и расширить
представления детей о Опыт. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в воду. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.23) | |
IV |
В уголке природы посев пшеницы для подкормки птиц и белок. Беседа: «Помогите птицам» (Приложение) Измерение глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора; учить делать выводы. | |
февраль |
I |
Экскурсия: «Зима на водоеме» (озеро Карасун). Цель: Расширять и обогащать представления детей о водоеме в зимний период. Учить выстраивать логические цепочки связей и зависимостей. Чтение стихотворения С.Г.Фруг «На катке». Чтение загадок, потешек, народных примет о зиме. (Приложение) |
II |
Беседа: «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» сравнить ворону и галку, обратить внимание на способ передвижения по земле. Подкормка птиц и белок. Дидактическая игра «Птицы, зимующие и перелетные» (Приложение) | |
III |
«Лес, как экологическая система» Цель: Сформировать взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.216) Беседа: «Рождение леса». | |
IV |
Посадка семян огурцов, томатов для выращивания рассады. Сделать зарисовки в дневнике наблюдений за ростом и развитием растений. Опыт. Срезать ветки деревьев (береза, ива, тополь). Наблюдение, где быстрее появятся почки. | |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ | ||
март |
I |
«Как поссорились март и февраль». Цель: Продолжать формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.234) Чтение пословиц, загадок о весне. (Приложение) |
II |
В уголке природы черенкование комнатных растений, осмотр и подкормка. Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений. Опыт на выявление значения влаги, тепла, света роста растений (луковица). (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.26) | |
III |
Беседа: «Почему они так называются?» дать детям представления о названиях комнатных растений (почему растения имеют такие необычные имена). Дидактическая игра «Найди растение по названию» (Приложение) | |
IV |
Подготовка и удобрение земли в цветнике и на огороде. Окапывание деревьев, побелка стволов, рассмотреть деревья, объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение, набухание почек. | |
апрель |
I |
Экскурсия «Весна идет, весне дорогу». Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о весне. Развивать умение сравнивать и отмечать изменения в животном и растительном мире. Чтение стихотворения О.А.Беляевская «Весенние вести». Опыт. Измерить с помощью градусника температуру воздуха на солнце и в тени. (Приложение) |
II |
На огороде посадка рассады огурцов, томатов, полив. В дневнике наблюдений зарисовать рост и развитие саженцев. Оформление клумбы, рыхление почвы в цветнике. | |
III |
Беседа: «Птичий календарь». Цель: Учить устанавливать причинно – следственные связи между появлением семян растений, мелких насекомых и прилетом птиц. (Приложение) чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна» | |
IV |
В цветнике высадить выращенную рассаду цветов (петунии, ромашки). Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка). | |
май |
I |
Экскурсия к водоему (озеро Карасун). Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о водоеме в весенний период. Развивать умения наблюдать, делать элементарные логические умозаключения. Опыт. Цель: Закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.62) |
II |
На огороде: прореживание, прополка, борьба с вредителями. Наблюдать за ростом одуванчиков, сравнить с первоцветами. Отметить изменение внешнего вида цветка в солнечную погоду и пасмурную, отметить роль солнца. | |
III |
Беседа: «Да сохранится шар земной!» «Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о деревьях и кустарниках; их названия уточнить, какую пользу приносят деревья. Чтение стихотворения А.Н.Майков «В мае». Чтение пословиц и поговорок о мае. Экологическая игра «Найди дерево по описанию». (Приложение) | |
IV |
В цветнике рассмотреть нарциссы и тюльпаны. Сравнить форму, окраску, уточнить, что общего у этих растений. Наблюдение | |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ | ||
июнь |
I |
Беседа: «К природе с добротой». Цель: Сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (Приложение) |
II |
На огороде рассмотреть рост и развитие огурцов. Закреплять знания об основных стадиях роста и развития растения (семя, росток, стебель с листьями). | |
III |
«Сравнение живых рыбок с заводной рыбкой». Цель: Объяснить детям, что рыбы живые существа. Чтение загадок и пословиц о явлениях природы летом. Дидактическая игра «Чего не стало?» (Приложение) Опыт. Цель: Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.59) | |
IV |
Уборка участка. Прополка сорняков и полив на огороде и цветнике. Показать зависимость роста растений от обилия влаги, тепла , света, ухода человека. | |
июль |
I |
Экскурсия «Водоем летом» (озеро Карасун). Цель: Расширить представление детей об экологической системе водоема, его растительном и животном мире. Чтение стихотворения С.Д.Дрожжин «Летом». Чтение загадок, пословиц о лете. (Приложение) |
II |
В уголке природы подкормка комнатных растений минеральными удобрениями. На огороде и в цветнике прополка, рыхление, полив растений. Зарисовка в дневнике наблюдений роста и развитие растений. | |
II |
«Луговые красавицы». Цель: Расширить знания детей о луговых цветущих растениях на примере ромашки и колокольчика; рассказать об особенностях их строения; дать представления о луге. Дидактическая игра «Найди растение по названию» (Приложение) | |
IV |
Сбор урожая томата и огурцов (витамины для детей). Чтение загадок об овощах, пословицы о лете. (Приложение) | |
август |
I |
«Грибы – красавицы
лесные». Цель: Учит детей сравнивать
настоящие грибы с муляжами, находить
их сходные и отличительные Загадки о грибах. (Приложение) |
II |
Сбор алычи для компота детям. Чтение загадок о фруктах. (Приложение) | |
III |
«Что мы знаем о лете». Цель: Уточнить знания детей о лете (тепло, солнечно, много травы, цветов в садах и огородах, созревают овощи и фрукты, в лесу – ягоды и фрукты. Развивать умение детей применять знания в новых ситуациях. | |
IV |
Заготовка семян растений для зимующих птиц, орехов для белок. Чтение стихотворения М.Л.Пожарова «В лесу» (Приложение) |
Перспективный план проведения экскурсий на природу
Время проведения |
Тема |
Задачи |
Сентябрь |
Экскурсия в парк "Золотая осень" |
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период "золотой осени". Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Развивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе. |
Октябрь |
Экскурсия "Водоем осенью" |
Расширять и обобщать знания детей о жизни водоема в осенний период. Способствовать становлению познавательных процессов: мышления, памяти, воображения. Развивать потребность передавать
впечатления в речевой и |
Ноябрь |
Экскурсия в парк "Поздняя осень" |
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период "поздней осени". Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Развивать потребность передавать впечатления в речевой и изобразительной деятельности. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе. |
Декабрь |
Экскурсия "Зима в парке" |
Обобщить и конкретизировать представления детей о парке в зимний период. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к условиям зимнего периода. Развивать потребность в природоохранной деятельности. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе. |
Февраль |
Экскурсия "Зима на водоеме" |
Расширять и обобщать представления детей о водоеме в зимний период. Способствовать становлению познавательных интересов, умение выстраивать логические цепочки связей и зависимостей. Развивать потребность передавать впечатления в речевой и изобразительной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к миру природы. |
Апрель |
Экскурсия в парк "Весна идет, весне дорогу" |
Уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период. Развивать умение сравнивать и отмечать изменения в животном и растительном мире парка. Развивать потребность в оказании экологической помощи растительному миру парка. Воспитывать гуманное отношение к природным объектам |
Май |
Экскурсия к водоему |
Систематизировать и обобщить знания детей о водоеме в весенний период. Развивать умения наблюдать, делать элементарные логические умозаключения. Формировать потребность
в природоохранной |
Июль |
Экскурсия "Водоем летом" |
Расширять представления детей об экологической системе водоема, его растительном и животном мире. Формировать у детей представления о "жизни" водоема летом. Развивать потребность отражать свои впечатления от встречи с природой в творческих видах деятельности. Воспитывать интерес к миру природы и бережное отношение к нему. |
Август |
Экскурсия "Как изменилась жизнь водоема? " |
Обобщить представления
детей о жизни водоема летом.
Развивать умение определять, какие
изменения произошли на водоеме
и причины возникновения Развивать потребность отражать впечатления от встречи с природой в разговорной речи, развивать речь-доказательство, передавать свои впечатления в театрализованной и изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к миру природы |
Август |
Экскурсия в парк "Летний парк" |
Уточнить и систематизировать представления детей о парке в конце лета. Расширять представления об особенностях сообщества растений. Развивать умение передавать впечатления в образной и объяснительной речи. Воспитывать бережное отношение к миру природы |
Тематический план проведения бесед по экологическому воспитанию.
Сентябрь «Прекрасная пора – очей очарованье»
Октябрь «Где зимуют лягушки?»
«Для чего дереву листья?»
Ноябрь «Какие семена путешествуют по
воде и воздуху»
«Где живут капли воды в детском саду?»
«Ноябрь — ворота зимы»
Декабрь «Где рождается снег?»
«Как образуется иней?»
«Елкины иголки»
«С кем ель дружит?»
Январь «Может ли мороз убить дерево?»
«Народный календарь о январе»
«Помогите птицам»
Февраль «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
«Что помогает животным выжить?»
«Рождение леса»
Март «Почему они так называются?»
Апрель «Птичий календарь»
Май «Да сохранится шар земной!»
Июнь «К природе с добротой».
ОКТЯБРЬ
«Где зимуют лягушки»
Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А что же бывает зимой, когда на улице мороз, кругом снег, пруды покрыты льдом? Самое трудное время для наших животных — это зима с ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.
Значит, лягушки приспособлены к нашей зиме, потому она для них и не страшна.
Вопросы для обсуждения с детьми:
«Для чего дереву листья»
Вопросы для обсуждения с детьми:
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель