Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

3. Заключение

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей  степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде  в той или иной форме соприкасаются  с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры с родителями в  лесу на лугу, на берегу озера или  реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и  наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Всю жизнь хранит человек воспоминания о речке, в которой он в детстве  купался, о лужайке, на которой бегал  за пестрой бабочкой и собирал  цветы, ухаживал за животными и птицами. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

Окраска, форма и запах  цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами — все это позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у них эстетического чувства, сенсорного воспитания.

Приобретенное в детстве  умение видеть и слышать природу  такой, какая она есть в действительности, помогать ей, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического миропонимания.

Отсутствие у детей  знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе.

Для того чтобы дети правильно  отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими  природы. Без приближения детей  к природе и широкого использования  ее в воспитательно-образовательной  работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников — умственного, эстетического, нравственного и физического.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно  сосредоточиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание, детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием  и "является существенным условием «готовности детей к обучению».

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая  детям, что и как надо наблюдать  у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и  знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

Детям особенно близко и  дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Природа является одним из основных средств эстетического  воспитания детей. Красота природы  не оставляет безучастным даже самых  маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листа, запах цветов, движения животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

В процессе формирования у  детей знаний о природе, эстетического  чувства громадное значение имеет  желание и умение воспитателя  и родителей находить в природе  красивое и наслаждаться им.

Для ознакомления детей с  природой педагогу дошкольного учреждения и родителями требуется огромный запас знаний из разных областей науки  о природе, понимание закономерностей  ее развития, умение правильно, с позиции материалистической диалектики, объяснить связи между предметами и явлениями, происходящими в природе.

Пример взрослого оказывает  решающее влияние на воспитание у детей любви к природе.

Владея необходимыми знаниями и умениями, а также основными методами работы, воспитатель, любящий природу, сумеет сделать ее могучим фактором всестороннего развития ребенка. 

 

 

 

Список литературы.

  1. Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет». В.,2004г.
  2. Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой».М.Просвещение,1973г.
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию».СПб.,2003г.
  4. Галицина Н.С. «Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении».М.,2001г.
  5. Дрязгунова В.А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».М.,1981г.
  6. Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми».М.,1996г.
  7. Николаева С.Н. «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников».М.,2003г.
  8. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой».М.,2003г.
  9. Николаева С.Н. «Комплексные занятия по экологии».М., 2005г.
  10. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников».,М., 2005г.
  11. Николаева С.Н. «Юный эколог».М.,2004г.
  12. «Как знакомить дошкольников с природой». Под редакцией Саморуковой П.Г. М.,1983г.
  13. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Под редакцией Прохоровой Л.Н. М., 2004г.

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложения 

  1. Перспективное планирование работы по ознакомлению с природным окружением и экологическому воспитанию детей.
  2. Перспективный план проведения экскурсий.
  3. Тематический план проведения бесед по экологическому воспитанию детей.
  4. Потешки, поговорки, пословицы, народные приметы, загадки, стихи о временах года для экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  5. Познавательное  экспериментирование.
  6. Игровые обучающие ситуации, дидактические и сюжетно – ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников.
  7. Конспекты непосредственной образовательной деятельности для экологического воспитания детей дошкольного возраста.
  8. Консультации для воспитателей.
  9. Консультации для родителей.
  10. Сценарии родительских собраний по экологическому воспитанию.
  11. Сценарии праздников и развлечений по экологическому воспитанию.
  12. Фотоматериалы.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ  ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

 

сентябрь

I

«Дежурство в уголке природы» (беседа с показом приемов работы (М.М.Марковская «Уголок природы  в детском саду» с.42))

Дидактическая игра «Что изменилось?» (Приложение)

Чтение пословиц о явлениях природы в сентябре, народные приметы. (Приложение)

II

Уборка участка.

Наблюдение за деревьями (изменения цвета листьев у  березы, дуба, рябины).

Беседа: «Для чего дереву листья?» (Приложение)

III

Экскурсия «Золотая осень» на территории детского сада.

Обобщить и конкретизировать представления детей об осени. Развивать  умение устанавливать связь между  изменениями в неживой природе  и приспособлением растений и  животных к ним. Экологическая игра «Найди, о чем расскажу». (Приложение)

IV

Перекопка земли вокруг кустарников. Заготовка листьев и семян  растений (для птиц, белок, детских  поделок).

Беседа: «Какие семена путешествуют по воде, воздуху». (Приложение) 

октябрь

I

«Облачное небо». Цель: Объяснить  детям, как образуются облака на небе; рассказать, облака каких видов можно  увидеть.

Опыт.

Цель: Показать, как образуются облака пара. (Приложение) 

II

Посадка одного – двух деревьев (кустарников). Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем).

(О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.13)

III

Экскурсия «Водоем осенью» (озеро Карасун). Расширять и обобщать знания детей о жизни водоема в осенний период.

Беседа: «Где зимуют лягушки?»  Чтение пословиц об осени. (Приложение)

IV

Пересадка цветущих растений из грунта в горшки.

Опыт. Цель: Установит необходимость  почвы для жизни растений. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.17)

ноябрь

I

Экспериментирование «Дождливые дни». Цель: познакомить с природными явлениями; дать представления о  круговороте воды в природе.

Опыт с дождемером (показать детям какое количество дождя  выпадает за один день; за неделю.

Беседа: «Где живут капли  воды в детском саду?» (Приложение)

II

Установка кормушек, подкормка  птиц, белок. Наблюдение за птицами, белками. Экологическая игра «Загадайте, я  отгадаю».

Беседа: «Ноябрь – ворота зимы» (Приложение)

III

Экскурсия по территории детского сада «Поздняя осень». Цель: обобщить и  конкретизировать представления детей  о поздней осени. Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между изменениями в  неживой природе и состоянием растений и животных.

Экологическая игра «Беги  в дом, какой назову» (Приложение)

IV

Беседа: «Как звери к зиме готовятся» (смена шубки на более  теплую, менее заметную).

Дидактическая игра «Найди своего детеныша» (Приложение)

Наблюдение за кошкой, закреплять понятие «домашние животные».

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ  ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

декабрь

I

Беседа: «Где рождается снег?» (Приложение)

Чтение загадок о зиме; стихотворение И.С.Никитин «Встреча зимы» (Приложение)

Опыт. Замерзание воды –  где вода быстрее замерзнет? (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.20)

II

Предложить сгрести снег к стволам деревьев, закреплять понятие  о том, что снег предохраняет растения от вымерзания. Отметить изменения  в одежде людей, закреплять умение делать выводы о взаимосвязи одежды и  погоды.

Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку» (Приложение)

III

Экскурсия «Зима» на территорию детского сада. Цель: Обобщить и конкретизировать представления детей о зиме. Развивать  умение устанавливать причинно –  следственные связи между изменениями  в неживой природе и состоянием растений и животных зимой.

Чтение загадок о зимних явлениях природы, потешки, поговорки. (Приложение)

IV

Отряхивание кустов и молодых деревьев от снега. Опытно – исследовательская деятельность: замерзание воды в формочках за время прогулки.

Наблюдать иней, узоры на окнах, учить замечать красоту природных  явлений.

Беседа: «Как образуется иней?» (Приложение)

январь

I

«Снег и лед». Цель: Познакомить  с явлениями природы: снег, лед, сосульки. Объяснить почему снежинка имеет шестиконечную форму.

Наблюдение за  снегом.

Опыт с бутылкой воды на морозе. (Приложение)

II

Продолжать собирать снег вокруг деревьев и кустарников. Наблюдение и рассматривание птиц в разную погоду, замечать разницу в их поведении (нахохлились в холодную погоду, оживлены в оттепель). Рассмотреть и сравнить следы птиц и животных на снегу.

III

Беседа: «Может ли мороз убить  дерево?» Цель: Уточнить и расширить  представления детей о деревьях. (Приложение)

Опыт. Срезать ветку тополя и поставить в помещении в  воду. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.23)

IV

В уголке природы посев  пшеницы для подкормки птиц и  белок. Беседа: «Помогите птицам» (Приложение)

Измерение глубины снежного покрова, сравнить его на открытых участках и у забора; учить делать выводы.

февраль

I

Экскурсия: «Зима на водоеме» (озеро Карасун). Цель: Расширять и обогащать представления детей о водоеме в зимний период. Учить выстраивать логические цепочки связей и зависимостей.

Чтение стихотворения  С.Г.Фруг «На катке». Чтение загадок, потешек, народных примет о зиме. (Приложение)

II

Беседа: «Кто в лесу вредный, а кто полезный?» сравнить ворону и галку, обратить внимание на способ передвижения по земле. Подкормка птиц и белок. Дидактическая игра «Птицы, зимующие и перелетные» (Приложение)

III

«Лес, как экологическая  система» Цель: Сформировать взаимосвязи  между растениями и местом обитания, питания животных.

(О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.216) Беседа: «Рождение леса».

IV

Посадка семян огурцов, томатов  для выращивания рассады. Сделать  зарисовки в дневнике наблюдений за ростом и развитием растений.

Опыт. Срезать ветки деревьев (береза, ива, тополь). Наблюдение, где  быстрее появятся почки.

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ  ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

март

I

«Как поссорились март и февраль». Цель: Продолжать формировать  у детей представления о марте  как месяце пробуждения природы. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.234)

Чтение пословиц, загадок  о весне. (Приложение)

II

В уголке природы черенкование комнатных растений, осмотр и подкормка. Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста  комнатных растений.

Опыт на выявление значения влаги, тепла, света роста растений (луковица). (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.26)

III

Беседа: «Почему они так  называются?» дать детям представления  о названиях комнатных растений (почему растения имеют такие необычные  имена).

Дидактическая игра «Найди растение по названию» (Приложение)

IV

Подготовка и удобрение  земли в цветнике и на огороде.

Окапывание деревьев, побелка  стволов, рассмотреть деревья, объяснить  детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение, набухание почек.

апрель

I

Экскурсия «Весна идет, весне  дорогу». Цель: Уточнить и систематизировать  представления детей о весне. Развивать умение сравнивать и отмечать изменения в животном и растительном мире.

Чтение стихотворения  О.А.Беляевская «Весенние вести».

Опыт. Измерить с помощью  градусника температуру воздуха  на солнце и в тени. (Приложение)

II

На огороде посадка  рассады огурцов, томатов, полив. В  дневнике наблюдений зарисовать рост и развитие саженцев. Оформление клумбы, рыхление почвы в цветнике.

III

Беседа: «Птичий календарь». Цель: Учить устанавливать причинно – следственные связи между появлением семян растений, мелких насекомых  и прилетом птиц. (Приложение) чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна»

IV

В цветнике высадить выращенную рассаду цветов (петунии, ромашки). Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка).

май

I

Экскурсия к водоему (озеро  Карасун). Цель: Систематизировать и обобщить знания детей о водоеме в весенний период. Развивать умения наблюдать, делать элементарные логические умозаключения.

Опыт. Цель: Закрепить представления  о  том, что в почве есть вода и воздух. (О.А.Воронкевич «Добро пожаловать а экологию» с.62)

II

На огороде: прореживание, прополка, борьба с вредителями. Наблюдать  за ростом одуванчиков, сравнить с первоцветами. Отметить изменение внешнего вида цветка в солнечную погоду и пасмурную, отметить роль солнца.

III

Беседа: «Да сохранится шар  земной!» «Цель: Систематизировать  и обобщить знания детей о деревьях и кустарниках; их названия уточнить, какую пользу приносят деревья. Чтение стихотворения А.Н.Майков «В мае».

Чтение пословиц и поговорок  о мае. Экологическая игра «Найди дерево по описанию». (Приложение)

IV

В цветнике рассмотреть нарциссы и тюльпаны. Сравнить форму, окраску, уточнить, что общего у этих растений. Наблюдение

 

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРИРОДНЫМ  ОКРУЖЕНИЕМ И ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ  

июнь

I

Беседа: «К природе с добротой». Цель: Сформировать представление о  том, что нельзя делить животных на полезных и вредных, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» (Приложение)

II

На огороде рассмотреть  рост и развитие огурцов. Закреплять знания об основных стадиях роста  и развития растения (семя, росток, стебель  с листьями).

III

«Сравнение живых рыбок  с заводной рыбкой». Цель: Объяснить  детям, что рыбы живые существа.

Чтение загадок и пословиц о явлениях природы летом. Дидактическая  игра «Чего не стало?» (Приложение)

Опыт. Цель: Познакомить детей  со свойством пропускать или задерживать  свет (прозрачность).

(О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» с.59)

IV

Уборка участка. Прополка сорняков и полив на огороде и  цветнике. Показать зависимость роста  растений от обилия влаги, тепла , света, ухода человека.

июль

I

Экскурсия «Водоем летом» (озеро Карасун). Цель: Расширить представление детей об экологической системе водоема, его растительном и животном мире.

Чтение стихотворения  С.Д.Дрожжин «Летом».

Чтение загадок, пословиц о лете. (Приложение)

II

В уголке природы подкормка  комнатных растений минеральными удобрениями. На огороде и в цветнике прополка, рыхление, полив растений. Зарисовка  в дневнике наблюдений роста и  развитие растений.

II

«Луговые красавицы». Цель: Расширить знания детей о луговых  цветущих растениях на примере ромашки  и колокольчика; рассказать об особенностях их строения; дать представления о  луге. Дидактическая игра «Найди растение по названию» (Приложение)

IV

Сбор урожая томата и огурцов (витамины для детей). Чтение загадок  об овощах, пословицы о лете. (Приложение)

август

I

«Грибы – красавицы  лесные». Цель: Учит детей сравнивать настоящие грибы с муляжами, находить их сходные и отличительные признаки; дать представление о съедобных  и несъедобных грибах.

Загадки о грибах. (Приложение)

II

Сбор алычи для компота  детям. Чтение загадок о фруктах. (Приложение)

III

«Что мы знаем о лете». Цель: Уточнить знания детей о лете (тепло, солнечно, много травы, цветов в садах и огородах, созревают овощи и фрукты, в лесу – ягоды и фрукты. Развивать умение детей применять знания в новых ситуациях.

IV

Заготовка семян растений для зимующих птиц, орехов для белок.

Чтение стихотворения  М.Л.Пожарова «В лесу» (Приложение)


 

  

 

 

 

Перспективный план проведения экскурсий на природу 

 

Время проведения

Тема

Задачи

Сентябрь

Экскурсия в парк "Золотая  осень"

Обобщить и конкретизировать представления детей о парке  в период "золотой осени".

Развивать умение устанавливать  связь между изменениями в  неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям.

Развивать потребность передавать свои впечатления в образной речи.

Воспитывать интерес к  явлениям, происходящим в природе.

Октябрь

Экскурсия "Водоем осенью"

Расширять и обобщать знания детей о жизни водоема в  осенний период.

Способствовать становлению  познавательных процессов: мышления, памяти, воображения.

Развивать потребность передавать впечатления в речевой и изобразительной деятельности. Воспитывать интерес и бережное отношение к миру природы.

Ноябрь

Экскурсия в парк "Поздняя  осень"

Обобщить и конкретизировать представления детей о парке  в период "поздней осени".

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи между  изменениями в неживой природе  и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Развивать потребность передавать впечатления в речевой и изобразительной деятельности. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Декабрь

Экскурсия "Зима в парке"

Обобщить и конкретизировать представления детей о парке  в зимний период.

Развивать умение устанавливать  причинно-следственные связи между  изменениями в неживой природе  и состоянием (приспособлением) растений и животных к условиям зимнего периода. Развивать потребность в природоохранной деятельности. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Февраль

Экскурсия "Зима на водоеме"

Расширять и обобщать представления  детей о водоеме в зимний период.

Способствовать становлению  познавательных интересов, умение выстраивать логические цепочки связей и зависимостей. Развивать потребность передавать впечатления в речевой и изобразительной деятельности. Воспитывать уважительное отношение к миру природы.

Апрель

Экскурсия в парк "Весна  идет, весне дорогу"

Уточнить и систематизировать  представления детей о парке  в весенний период.

Развивать умение сравнивать и отмечать изменения в животном и растительном мире парка.

Развивать потребность в  оказании экологической помощи растительному миру парка. Воспитывать гуманное отношение к природным объектам

Май

Экскурсия к водоему

Систематизировать и обобщить знания детей о водоеме в весенний период.

Развивать умения наблюдать, делать элементарные логические умозаключения.

Формировать потребность  в природоохранной деятельности. Воспитывать гуманное отношение  к природным объектам.

Июль

Экскурсия "Водоем летом"

Расширять представления  детей об экологической системе  водоема, его растительном и животном мире. Формировать у детей представления о "жизни" водоема летом. Развивать потребность отражать свои впечатления от встречи с природой в творческих видах деятельности. Воспитывать интерес к миру природы и бережное отношение к нему.

Август

Экскурсия "Как изменилась жизнь водоема? "

Обобщить представления  детей о жизни водоема летом. Развивать умение определять, какие  изменения произошли на водоеме  и причины возникновения изменений, выстраивая элементарные логические цепочки.

Развивать потребность отражать впечатления от встречи с природой в разговорной речи, развивать речь-доказательство, передавать свои впечатления в театрализованной и изобразительной деятельности. Воспитывать бережное отношение к миру природы

Август

Экскурсия в парк "Летний парк"

Уточнить и систематизировать  представления детей о парке  в конце лета.

Расширять представления  об особенностях сообщества растений.

Развивать умение передавать впечатления в образной и объяснительной речи. Воспитывать бережное отношение к миру природы


 

  

 

 

 

Тематический  план проведения бесед по экологическому воспитанию. 

 

Сентябрь             «Прекрасная пора – очей очарованье»

Октябрь            «Где зимуют лягушки?»

«Для чего дереву листья?» 
Ноябрь             «Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

«Где  живут  капли   воды   в  детском саду?»

«Ноябрь — ворота зимы» 
Декабрь             «Где рождается снег?»

«Как образуется иней?»

«Елкины иголки»

«С кем ель дружит?» 
Январь              «Может ли мороз убить дерево?»

«Народный календарь о  январе»

«Помогите птицам» 
Февраль            «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»

«Что помогает животным выжить?»

«Рождение леса» 
Март                  «Почему они так называются?»

Апрель              «Птичий календарь»

Май                    «Да сохранится шар земной!»

Июнь                  «К природе с добротой».

ОКТЯБРЬ

«Где зимуют лягушки»

Некоторые люди считают их вредными, неприятными. Это неправильно. Лягушки беззащитны и безобидны. Они поедают комаров, мошек, сами служат кормом для многих животных. Их не следует ловить, обижать. А  что же бывает зимой, когда на улице  мороз, кругом снег, пруды покрыты  льдом? Самое трудное время для  наших животных — это зима с  ее холодами. Как от них спрятаться? Многие птицы улетают на юг, где  нет морозов. Медведи всю зиму спят в своих берлогах. Ну а лягушки? Когда приходит осень, они ищут укромное местечко где-нибудь в пруду или  болоте, забиваются глубоко в ил и засыпают на всю зиму. Иногда они даже промерзают и становятся твердыми, как ледышки. Но пригреет весеннее солнышко, растопит лед, и лягушки тоже отогреются, вылезут наружу и начнут свои концерты.

Значит, лягушки приспособлены  к нашей зиме, потому она для  них и не страшна.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • В каких местах обитают лягушки?
  • Что едят лягушки?
  • Как они охотятся на мошек?
  • Как лягушки приспосабливаются к зиме?

«Для чего дереву листья»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как дышат растения?
  • Как растения «готовят» себе пищу?
    • Почему листья   называют  «фабрикой   по   изготовлению пищи»?
    • Почему деревья сбрасывают листья? Как это происходит?

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель