Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

Наблюдения за ростом и  развитием растений весной необходимо связывать с наблюдениями за трудом взрослых в парке, сквере, на участке детского сада (обрезка деревьев, побелка стволов, вскопка приствольных кругов, посевы и посадки). Объяснить, что обрезают сухие ветки и те, которые растут густо, заслоняют друг друга. Можно собрать с детьми обрезанные ветки тополя, поставить в воду, а когда прорастут корни, посадить в "уголок леса" на участке.

В сельской местности проводятся экскурсии в поле, чтобы показать дошкольникам, как обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи.

Наблюдения за трудом взрослых способствуют более глубокому осознанию  его значения, дают наглядные примеры  бережного отношения к растениям, готовят детей к предстоящей работе на огороде, цветнике. Задолго до начала посадок на огороде, в цветнике воспитатель беседует с детьми о том, что они будут делать в этом году, предлагает вырастить свою рассаду (помидоров и астр). Весной дети также могут высаживать, пересаживать такие цветы, как анютины глазки, бархатцы, львиный зев, петунья, табак.

Перед работой на участке  в группу приносят семена овощных  и цветочных культур. Для посева следует выбирать семена овощей, различные  по внешнему виду и ассортименту, но интересные для наблюдения. Это культуры, которые хорошо растут в данной местности, богатые витаминами в сыром и переработанном виде, не требовательные к уходу (салат, морковь, горох, лук, капуста и др.). При этом надо по возможности учитывать и желания детей.

Дошкольники под руководством педагога рассматривают эти семена, рассказывают, какие овощи, цветы из них вырастут. Затем воспитатель на глазах у детей берет блюдечко, кладет в него вату, а сверху — несколько семян какой-нибудь культуры. Поливает семена водой и ставит блюдечко в теплое место со словами: "Посмотрим, как будет пробуждаться семечко, что из него появится".

Часть семян, предназначенных  для посева, оставляют в группе с тем, чтобы каждый ребенок мог  рассмотреть и потрогать их, сравнить с теми, что проросли. Наблюдения за прорастанием семян помогают детям представить, как развивается растение, переходя от одного состояния к другому. Участие воспитанников в уходе за рассадой пробуждает еще больший интерес к природе, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы.

В работе с детьми педагог  ставит перед собой задачу — сделать  их труд по выращиванию растений средством  воспитания трудолюбия, самостоятельности, дисциплинированности, чувства коллективизма. С первых дней трудовой деятельности каждый воспитанник должен иметь  определенный круг обязанностей, за который  он будет нести ответственность  перед товарищами.

Основной формой организации  труда являются длительные систематические поручения. Тот или иной участок работы (например, выращивание моркови) закрепляется за подгруппой из 3-4 человек. Внутри каждого звена работа выполняется дежурными поочередно. При распределении детей по подгруппам следует учитывать индивидуальные особенности каждого.

Работу на огороде и  в цветнике начинают с подготовки почвы для посевов. Дети участвуют  во вторичной вскопке земли (первую выполняют взрослые). Посредством объяснения и показа дошкольников знакомят с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород и цветник, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнить до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте. В процессе подготовки почвы (вскопка, рыхление) надо обратить внимание дошкольников на дождевых червей, рассказать о пользе, которую они приносят; а также о вреде личинок майских жуков.

После устройства грядок и  клумб дети сажают семена уже знакомых им овощей и цветов. Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева. Воспитатель показывает, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние 8-10 см и делать ямку; как семена редиса раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить. Проверяя, как ребенок выполняет трудовые операции, нужно

требовать от него обоснования  действий: почему он делает так, а не иначе. Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена черноземом, землей, поливают, притеняют (в случае жаркой погоды).

Для закреплений знаний о  весне, ее признаках, народных приметах, пословицах, поговорках, загадках об этом времени года можно провести досуг "Весна-красна", поиграть в русскую народную игру "Матушка Весна", предложить детям объяснить народные названия весенних месяцев. Итогом досуга может стать оформление альбома "Весна в природе".

Изменения внутри сезона предстают  перед детьми во всем своем многообразии и красоте, непосредственно влияют на эмоции, вызывают желание смотреть, спрашивать, рассказывать. Следует  подводить детей к выделению  характерных особенностей начала и конца сезона, перехода одного сезона в другой, пониманию последовательности развития сезонных явлений, периодичности внутри данного времени года. От рассматривания ярких красочных явлений дети должны постепенно переходить к познанию их сущности. Это создаст благоприятные условия для развития познавательного отношения дошкольников к природе. 

 

Ознакомление детей летними  явлениями природы.

Летом открываются новые  возможности для ознакомления с  природой. Можно несколько раз  в течение лета провести целевые прогулки. Основные знания малыши накапливают по-прежнему в процессе наблюдений, игр, труда в уголке природы и на участке. Во время прогулок дети младшего возраста наблюдают за состоянием погоды. Воспитатель обучает их определять состояние погоды по определенным признакам, Так, чтобы дети освоили понятия «жарко», «светит солнце», воспитатель предлагает ответить на вопросы: «Почему вы разделись (сняли платье)? Как ты узнал, что сегодня жарко? Потрогай, нагрелись ли камешки (песок, скамейка)? Почему нагрелась скамейка (камешки)? Почему нагрелась вода в бассейне (в тазу)?» Играя с вертушками, бумажными ленточками, ведут наблюдение за ветром. Воспитатель предлагает послушать, как в сильный ветер шумят (шелестят) листья, посмотреть, как качаются ветки.

Летом в играх и упражнениях  уточняются и углубляются знания детей о воде, песке. В это время года малышей можно познакомить еще с одним признаком воды — она прозрачная. Берут таз или полиэтиленовый бассейн, мелкие игрушки, камешки. Воспитатель говорит: «Спрячьте игрушку в кулачок. Где игрушка? Нет ее, не видно. А теперь давайте спрячем игрушки в воду —положите их в таз. Спрятались игрушки? А теперь снова спрячьте игрушку в руке. Видны игрушки через кулачок? Почему в воде игрушки видны?» Выслушав ответы детей, воспитатель поясняет, что вода прозрачная, в ней все видно. Затем предлагает помыть куклу, спрашивает, хорошо ли они видят ее в воде, почему. Можно рассмотреть камешки, рыб, растения в аквариуме и также спросить у детей, почему они так хорошо видны.

В играх с песком уточняют и закрепляют знания о его свойствах. Дети упражняются в определении  этих свойств на глаз (по цвету) и  проверяют с помощью осязания. Например, воспитатель предлагает построить домик для мишки, спрашивает: «Из какого песка можно строить?» Дает задание найти влажный песок. Вместе с детьми строит домик, украшает его.

С целью обогащения представлений  малышей о растениях воспитатель в течение лета несколько раз обходит с ними участок, привлекает внимание к тому, что в цветнике, огороде, саду появляются новые растения. Учит видеть некоторые их особенности, сообщает названия цветов — львиный зев, ноготки, анютины глазки. Рассматривая растения на участке и на лугу, хорошо использовать небольшие стихотворения, песенки.

Головки цветы поднимают,

Раскрыли свои лепестки.

Их ласково ветер качает,

И стайкой кружат мотыльки.

М.В. Сидоровой

Во время прогулок воспитатель  постоянно обращает внимание детей  на красоту окружающей природы, вызывает радость от общения с ней, формирует умение видеть красивое и любоваться им. Учит детей беречь цветы, не мять их и не рвать.

На одной из прогулок детям  можно показать спелую землянику, дать понюхать, попробовать эту ягоду.

Летом возможности для  наблюдения окружающей природы расширяются, так как вокруг много насекомых, птиц. Дети с удовольствием наблюдают за домашними животными и птицами. После таких наблюдений проводится игра «Кто как кричит».

На огороде и цветнике малыши с помощью воспитателя  поливают овощи, цветы. Обучая детей правильным приемам поливок, он упражняет их в различении растений: «Полей горох, Валя, а ты, Катя, полей ноготки» (показывает цветы).

Когда созревает редис, организуют сбор урожая. Воспитатель разрыхляет почву на грядке и предлагает детям  вытащить редис. Это занятие приносит малышам большую радость. Можно  провести сбор садовой земляники. Воспитатель предлагает детям узнать, что выросло на грядке, загадывает загадку: «Сижу меж травы. Красная, сладкая, нагнись и сорви»; или: «Сладкая, красная, на грядке растет, ребяток зовет». Затем показывает созревшие ягоды, объясняет, как нужно их срывать и складывать в блюдо.

Дети среднего возраста определяют цвет неба в яркий, солнечный день, рассматривают темные тучи, затянувшие небо во время грозы, любуются радугой. Летом можно показать, как во время дождя плавают пузыри в лужах. Дети слушают шум проливного дождя, как он весело стучит по крыше веранды. Воспитатель говорит, что когда, идет дождь, не надо поливать огород и цветник, значит, дождь необходим.

В жаркий, солнечный день дети играют в затененном месте. Надо обратить внимание на кружевной узор теней, образуемых деревьями. В ветреную погоду дети наблюдают, как ветер  колышет траву, кусты, деревья, гонит  по воде волны.

Летом дети чаще играют с  водой и песком на участке. Руководя их играми, воспитатель углубляет  представления о свойствах воды, глины, песка. Для игр с песком используют формочки, фигурки животных и кукол, флажки, кору и т. д. В играх с водой надо научить детей определять, какие предметы тонут, какие плавают, предложить установить, почему они плавают или тонут.

Летом воспитатель обходит  с детьми участок (1—2 раза в неделю), рассматривает растения в цветнике и огороде, учит различать деревья и кустарники. Для этого полезны задания найти кустик сирени, жасмина или шиповника.

В течение лета дети ухаживают  за своим огородом и цветником: поливают, рыхлят землю между рядами. Рассматривая растения в цветнике, узнают, как  из бутона появляются цветы. Необходимо организовать наблюдение за трудом старших  дошкольников и взрослых людей по уходу за растениями цветника и огорода.

Время от времени надо осматривать  огород, чтобы дети могли видеть, как растут и меняются овощи. В  конце лета проводится сбор урожая.

Целевые прогулки в сад  помогут воспитателю ярче показать дошкольникам, что там растет, уточнить название фруктовых деревьев и ягодников, рассмотреть спелые плоды.

Во время прогулок в  природу воспитатель знакомит с  растениями луга. Дети называют известные им растения — ромашку, колокольчик, луговой василек. Проводят игры, например «Найди и покажи такой же цветок», «Найди белые, синие цветы» и т. п., читают стихи о цветах. Важно учить детей бережно относиться к растениям, объяснить, что нельзя рвать много цветов (другие дети и взрослые тоже хотят любоваться цветами). Собирая растения для уголка природы, необходимо давать детям точные задания, сколько их надо сорвать.

На прогулке воспитатель  продолжает учить детей находить известные им деревья, обращает внимание на то, как разнообразна здесь растительность. Могут быть использованы игры на узнавание деревьев. Когда созреют ягоды, организуют прогулки, во время которых собирают спелые ягоды. Это большая радость для детей. Надо учить их отличать спелые ягоды от неспелых, определять, где больше спелых ягод — в тени, под деревьями или на солнце, на поляне.

Летом много птиц, они  кричат, распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы.

В уголке луга можно увидеть  насекомых. Надо учить детей различать  насекомых по окраске, величине, поведению. Пусть ребята послушают стрекотание кузнечика, попробуют его поймать. Они отметят, что у кузнечика задние ноги длиннее передних.

После прогулок, экскурсий  уголок природы пополняется растениями , луга, насекомыми, обитателями водоема, которые вносятся на 2-3 дня. Во время прогулок следует собирать корм для животных на зиму.

Организуя с детьми старшего дошкольного возраста наблюдения за явлениями природы, воспитатель рассказывает, что бурный рост растений, цветение, появление большого количества насекомых и птиц связано с наступлением теплой погоды, обилия света и влаги. На прогулках дети наблюдают за состоянием погоды, приходят к выводу: летом бывает тепло, жарко. Особенно жарко днем, когда солнце стоит высоко. Утром и вечером солнце низко, поэтому не так жарко. В жаркий день вода, налитая в таз, быстро нагревается. Нагревается вода в пруду, реке, озере. Воспитатель побуждает детей устанавливать, почему летом вода в реках и озерах теплее. Наблюдения за тем, как быстро высыхают разбрызганная по асфальту вода, смоченный песок, лужи после дождя, подведут детей к выводу о причинах данных явлений.

Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый  длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны.

Интересно наблюдать за силой  ветра. Не выходя на улицу, из окна можно  установить, есть ли ветер, какой он - слабый или сильный, объяснить, по каким признакам об этом узнали (качаются ветви деревьев - сильный ветер, слегка колышутся травинки - слабый). Во время  прогулки возле пруда или реки детям предлагают узнать по состоянию  воды, есть ли ветер и какой он, рассказать, как они догадались об этом.

Летом продолжают наблюдения за дождем, узнают о его особенностях. Дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный дождь - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой. Иногда выпадает град. Во время наблюдений за дождем детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.

Летом на прогулках детей знакомят с разнообразием растений, особенностями их роста и развития. Эти наблюдения ведутся ежедневно. Важно в процессе наблюдений со старшими детьми чаще решать познавательные задачи, направляя внимание на самостоятельные поиски ответа на вопросы: «Где можно спрятаться от палящих лучей солнца? От ветра? Почему? Почему подорожник так называется? Почему он лекарственное растение? Почему растения нужно пропалывать?» И т. д.

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель