Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

Значительно разнообразней, чем в младших группах, могут  быть наблюдения за сезонной жизнью птиц в средних группах. Наблюдая за птицами  на участке во время зимней подкормки, дошкольники уточняют представления  о зимующих птицах (три-четыре вида), особенностях их внешнего вида, характера поведения (способа передвижения, издаваемых звуках) и питании. Ребята замечают, какие птицы прилетают на участок постоянно, а какие редко, какой корм они больше любят, сколько съедают; как ведут себя разные птицы. Педагог знакомит их с синицей, снегирем, свиристелем . Дети сравнивают этих птиц с теми, которых они знали раньше (воробьем, вороной, голубем, сорокой, галкой и др.), рассказывают об их характерных признаках. Ежедневно на прогулках дети под руководством воспитателя дают птицам их любимый корм (несоленое сало — для синиц, крупа — для голубей, косточка с мясом — для вороны). Знания, полученные на прогулках, необходимо связать с уходом за птицами в уголке природы, с воспитанием заботливого отношения к пернатым.

В средней группе в уголке природы могут быть зимующие птицы: щегол, чиж или снегирь. На занятиях — наблюдениях воспитатель пополняет  и уточняет знания детей об этих птицах, приучает заботиться о них. В качестве примера в приложении 2 представлено занятие в средней группе.

Большое значение для накопления конкретных представлений дошкольников о сезонных явлениях природы и  для закрепления уже имеющихся  имеют также экскурсии и целевые  прогулки. Вечером накануне экскурсии воспитатель беседует с дошкольниками о том, куда они пойдут, что будут наблюдать, что можно собрать для группы. В процессе разговора выясняет знания детей о тех предметах и явлениях, которые они будут наблюдать, и уточняет их.

В любое время года следует  проводить экскурсии и две-три  целевые прогулки по территории детского сада или в ближайший сквер (парк). Целесообразно совершать их в  одни и те же места, чтобы дети имели  возможность последовательно и  систематически изучать сезонные явления природы и деятельность человека по ее охране. Зимой можно наблюдать труд по уборке парка, устройству горок, а также посетить водоем. Появление снежного покрова там, где раньше росли трава и цветы, льда на водоеме вместо воды поможет подвести детей к пониманию последовательности явлений в природе, смены времен года.

Экскурсию в парк можно  организовать в начале зимы, как  только выпадет снег. Ее цель — уточнить и пополнить сохранившиеся в  памяти детей представления о признаках зимы, полученные в младшей группе; воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам.  

 

При входе в парк надо остановиться, чтобы отметить изменения: выпал снег, стало красиво и  нарядно. Воспитатель рассматривает  с ребятами, какой снег белый, пушистый, как он падает на землю хлопьями, быстро покрывая окружающие предметы и одежду детей. Лужи замерзли, покрылись тонким льдом. Если день солнечный, можно полюбоваться, как блестит снег на солнце. Рассмотрев снег, педагог подходит с детьми к деревьям. В игровой форме он упражняет дошкольников в различении березы, липы, рябины, ясеня, клена. Можно провести сбор семян на снегу и игру "С чьей ветки детка?". Если в парке есть ель или сосна, надо показать их детям. Но прежде дать им возможность самим заметить и назвать дерево. Перед уходом можно пройтись еще раз по дорожкам парка, чтобы закрепить полученные впечатления о первом снеге. Второе посещение парка следует организовать, когда уляжется прочный снеговой покров (в январе), в солнечный морозный день, чтобы показать детям, какие изменения произошли в знакомом им месте, и красоту русской зимы.

На прогулках много  внимания надо уделять труду. После  снегопада дети расчищают дорожки, сгребают снег для построек и игр. Очистка детьми участка детского сада от снега должна занимать не более 5-6 мин.

В детском саду должен быть необходимый инвентарь (лопаты, метелки, ведерки и т. д.). Педагогу надо научить  детей правильно им пользоваться. Можно показать детям работу снегоочистительной машины. Сказать, что снег увозят на поля, чтобы весной было больше влаги.

Наблюдения и труд детей  на участке следует связывать  с работой в уголке природы. Так, дети ежедневно выполняют поручения  по уходу за растениями и животными, получают представления, что для  их роста нужны влага, свет, тепло.

В зимнее время детей продолжают знакомить с комнатными растениями. Воспитатель учит детей сравнивать растения по форме, размеру, окраске, плотности  листьев, стеблей, выявляя признаки сходства и различия. Например, воспитатель  предлагает детям рассмотреть такие растения, как бальзамин (огонек) и аукубу (золотое дерево). В конце наблюдения можно прочитать стихотворение Е. Елагиной "Огонек". Особый интерес у дошкольников вызывают растения, выращенные ими самими, поэтому важно, чтобы все дети принимали участие в этой работе. Зимне-весенние посевы и посадки (корнеплоды: морковь, свекла, которые дают нарядную зелень и вкусный корм для животных) в уголке природы наглядно убеждают их в том, что даже в суровое время года в тепле и при хорошем уходе можно вырастить зеленые растения. В возрасте 4-5 лет повышается осознанность и самостоятельность ребенка во всех видах и формах труда.

В старшем  дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года. Для формирования представлений о влиянии солнца на продолжительность светового времени суток следует использовать специальную модель. На ней в схематическом виде показаны длина дня в разное время года и траектория движения солнца, соответствующая продолжительности дня в данный сезон. Для того чтобы дети усвоили, что зимой самые короткие и холодные дни, следует помочь им установить связь между высотой стояния солнца над горизонтом и продолжительностью дня. Можно организовать занятие на тему "Зима" с чтением художественной литературы (КД. Ушинский "Зима", "Четыре желания", "Проказы старухи-зимы"; В.В. Бианки "Книга зимы", Н.И. Сладкое "Декабрь", "Январь", "Февраль", "Суд над декабрем"), а также дидактические игры с использованием модели "Портрет зимы".

На занятиях педагог  вместе со старшими дошкольниками выясняет смысл русских народных пословиц, например: "Зимний денек — воробьиный скок". Можно предложить детям проверить народные приметы. Например, если ночью на деревьях появился иней, то днем снег не выпадет, если снег идет большими хлопьями — к ненастью и мокроте. Следует познакомить детей с народным календарем "Зима" и народными названиями зимних месяцев (лютень, студень, просинец, вьюговей). Оформление "Зимнего альбома" будет способствовать систематизации знаний детей о зиме как времени года.

Наиболее характерными признаками зимней природы являются выпадение осадков в виде снега и образование снежного покрова. Дети наблюдают, какую форму имеют снежинки в зависимости от состояния погоды, устанавливают зависимость размеров снежинок от температуры воздуха: чем ниже температура, тем они мельче, меняется их форма. Детям интересно будет узнать, сколько было снегопадов, для этого надо сделать срез лопатой и по темным полосам, которые образуются после каждого снегопада, сосчитать их количество.

Богатое убранство  придают зиме иней и изморозь. Иней бывает, когда после теплой погоды ударит мороз и на предметах оседают  пары воздуха в виде кристаллов снега. Изморозь — когда после холодной погоды наступает тепло. Дети устанавливают, чем отличается иней от изморози: изморозь бывает с одной стороны предметов, а иней покрывает предмет со всех сторон.

Дошкольников следует  подвести к тому, что снег для  всего живого — теплое одеяло, берегущее от мороза.

В старшей группе целесообразно  провести две экскурсии на водоем: после замерзания водоема и в разгар зимы. В декабре дети наблюдают, что водоем покрывается льдом, но в это время он тонкий, прозрачный, ходить по нему нельзя. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Дети узнают, что со временем образуется толстый слой льда, от морозов он все время растет. Ледяной покров воды плохо проводит тепло, следовательно, уменьшает потери тепла из водоемов и защищает водных обитателей от полного промерзания, но дышать им в водоеме все труднее. Можно предложить детям выяснить, каким образом им можно помочь; показать проруби и спросить, для чего они сделаны.

Можно пойти с детьми на каток или сделать его на своем  участке. Педагог с участием детей  заливает дорожки во время мороза водой (при температуре 4-10 градусов). Дорожки можно сделать цветными, добавив в воду краску.

На повседневных прогулках  ведется наблюдение за состоянием деревьев и кустарников. На основе сравнения дети распознают их по характерным признакам: кроне, коре, веткам, почкам, семенам. Дошкольники могут определить принадлежность плода, семян соответствующему растению ("С чьей ветки детка?"). Зимой проводят целевую прогулку с целью сбора семян на снегу.

При проведении целевой прогулки "Деревья зимой" дети определяют состояние лиственных и хвойных деревьев в это время года, наблюдают за деревьями в разную погоду. В морозный солнечный день ветки деревьев покрыты инеем. Дети должны знать, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов под тяжестью снега ветки ломаются, поэтому его периодически надо стряхивать. Если после снегопада потеплеет, а потом опять станет холодно, ветки обледенеют. Эти объяснения надо связать с наблюдениями деревьев в гололед, когда ветки кажутся стеклянными и на ветру звонко стучат, покрытые ледяной коркой.

Таким образом, в  процессе повседневных целевых прогулок дети узнают о приспособленности  растений к меняющимся условиям среды.

Дети приобретают  знания о пользе снега: он укрывает землю, помогает растениям сохранять  семена, спасает животных от холода. Наблюдения за растениями зимой следует  сочетать с чтением художественной литературы (Н. Павлова "Деревья зимой", "Зимняя игрушка", И.П. Токмакова "Деревья", С.А. Есенин "Береза" и др.). Рассказ В. Бианки "Под снегом на лугу" поможет закрепить представления, что под снегом растения не гибнут.

Дидактические игры помогут  уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках деревьев: "Найди свой дом", "Определить дерево по описанию".

Детей учат бережно относиться к растениям. Воспитатель рассказывает, что и зимой они живые, но "отдыхают", находятся в состоянии вынужденного покоя. Чтобы показать это, в группу приносят ветки деревьев, кустарников (тополя, клена, березы, липы, ближе к весне — ветки сирени, вишни, яблони, черемухи — от 3 до 6), ставят их в воду. Лучше это сделать в середине или конце зимы, чтобы наблюдать сокращение сроков их распускания. Чтобы обратить внимание детей с какого дерева ветви, можно загадать загадки:

Белая кора

Тоненькие ветки.

Что это такое,

Угадайте, детки.

Черные пятна на

Беленькой ножке.

Тонкие ветки,

На ветках сережки. (Береза)  

 

Для ускорения развития веток  можно провести тепловую обработку  — поместить концы веток в  банку с теплой водой, сверху укутать  плотной тканью, держать так ветки  до остывания воды. Для лучшего  развития ветки можно подкормить, добавив в воду один-два куска  сахара, таблетку аспирина или ложку  борной кислоты.

Вместе с воспитателем дети отмечают весь процесс развития: как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, какие листья распускаются на ветках разных растений. В подготовительной к школе группе можно поместить ветки не только с листовыми, но и цветочными почками (они более крупные и округлые, ветки смородины, вербы, ивы). В процессе наблюдений дошкольников подводят к выводу о роли света, тепла и влаги в жизни растений.

Для формирования знаний о  сезонных изменениях в жизни животных и способах их зимовки следует провести беседу "Зимовье животных". Дошкольники учатся устанавливать связь между наличием пищи и активностью животных и связывают изменения в неживой природе с жизнью животных в холодный период. Их внимание обращается на определение причины, почему в зимнем лесу мало животных. Можно разыграть представление на тему "Как звери в лесу зимуют". Используя моделирующие действия, воспитатель знакомит дошкольников с выражением "лиса мышкует". Объяснение способа передвижения зайца помогает детям сделать вывод, что таким образом животное спасается от хищников. В конце занятия модель "Роль окраски в жизни животных" поможет понять связь между окраской животных и способами защиты от врагов.

Беседы, чтение художественной литературы повышают интерес воспитанников  к познанию различных сторон жизни  животных. Просмотр диафильма "Зима в лесу", обсуждение картины "Зайцы" можно связать с чтением рассказов Л.Н. Толстого "Зайцы", "Русак". Дети могут послушать и "Письма лесника" о жизни белки, зайцев, лис, волков в зимнее время.

Обращение к речевой логической задаче является толчком, стимулом для развертывания беседы об особенностях внешнего вида, повадках животных, их жизни зимой.

 

Особое внимание следует  уделить и такому признаку, как  неподвижность. Знания о способах зимовки  животных можно закрепить средствами дидактической игры "Кто как зимует?". Также детям предлагают "заселить" лес зимующими животными и разделить их на три группы: те, которые зимой спят и не нуждаются в пище, те, которые делают запасы на зиму, и те, которые ведут активный образ жизни и добывают пищу в зимнем лесу.Забота детей о птицах, особенно в тяжелую для них зимнюю пору, выражается в подкормке их на участке детского сада и в парке. В этом возрасте дети могут вместе с воспитателем делать деревянные кормушки, заготавливать корм (запасти осенью семена сорных трав, плоды деревьев и кустарников) и подкармливать птиц.На экскурсиях в парк (сквер) дети видят птиц, перекочевавших из леса в город в поисках пищи. Наблюдая за птицами, они узнают об их повадках, как и чем те питаются. Впоследствии при их подкормке дети будут руководствоваться вкусами птиц (воробьи любят семена березы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клена, плоды рябины, кроме того, синицы любят сало). Нужно поддерживать бережное отношение детей к пер-к       натым, объяснить, что, если не подкармливать птиц, они будут клевать почки деревьев и вместо пользы принесут вред.Следует показать дошкольникам, что в парках, скверах устроены птичьи столовые. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду и по их поведению можно ее предсказать: ворона кричит — к метели; вороны летают и кружатся стаями — к морозу; синица начинает с утра пищать — жди ночью мороза; воробьи, снегири дружно расчирикались — к оттепели; в сильные морозы воробьи нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными. Поддерживать эмоционально-положительное отношение к пернатым можно с помощью художественной литературы (Г. Ладонщиков "Наши друзья", М. Барков "Друзья зимнего леса", И. Анденко "Птичья столовая" и др.)Во время игры "Кто прилетел на кормушку?" дети выполняют задание: надо угадать, какая зимующая птица прилетела, чем ее надо кормить. Для проведения этой игры необходимы: птичий календарь, картинки с изображением птиц (синица, снегирь, воробей, голубь и др.), загадки о птицах, картинки с изображением корма (или настоящий).

Игра проводится в трех вариантах:

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель