Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
Когда растает лед, следует провести целевую прогулку на водоем, отметить, что вода еще холодная, растения не растут. Можно выловить сачком рыбку, жука (плавунец, водолюб) и рассмотреть их, поместив в стеклянную банку.
Дети этого возраста могут
устанавливать связь между
В период цветения деревьев и кустарников (сирень, калина, жасмин и др.) следует провести экскурсию в парк. В марте можно поставить ветки в воду, собрав их после обрезки деревьев. Дети увидят, что весной они распускаются быстрее, чем зимой.
Можно провести занятие, на котором следует рассмотреть ветки тополя и березы с распустившимися листьями. При этом важно объяснить ребятам, что почки на деревьях и кустарниках закладываются летом, а весной распускаются зеленые листья. На данном занятии дети учатся пользоваться приемами обследования и рассказывать о своих наблюдениях.
На последующих экскурсиях необходимо приучать детей внимательно рассматривать деревья, кустарники, сравнивать их состояние с тем, которое наблюдали ранее, то есть устанавливать последовательность в их развитии. Воспитатель предлагает детям подойти к тому или другому дереву, прикоснуться к коре, спрашивает, много ли на ветках листьев, какой они величины. После этого проводит дидактическую игру "Раз, два, три — к дереву (береза, дуб, клен или др.) беги".
Замечают дети и появление зеленого покрова на земле. Особый интерес вызывают первые цветущие растения. Во время целевых прогулок дошкольники наблюдают за постепенным цветением весенних растений: первоцветов и растений поздней весны, в цветнике — цветение декоративных растений. Можно предложить им сравнить два растения по окраске, форме цветка и листьев, по величине, поверхности листа на ощупь (например, тюльпан и нарцисс), по запаху.
Следует постепенно приучать детей рассматривать объект. При этом педагог может задавать детям вопросы: как называется цветок, расскажи, какой он, на что похож, что напоминает тебе, распустилась ли сирень, зацвела ли яблоня, вишня и т. д.
В средней группе, как и в младшей, проводятся целевые прогулки с эстетической целью в цветущий фруктовый сад или к цветущему дереву, где дети рассматривают цветки, наблюдают за насекомыми.
Весной дошкольникам важно показать, как заботятся люди о птицах, например, пойти на пришкольный участок, где вывешивают скворечники. Предложить им сделать аппликацию такого домика для птиц, который они хотели бы повесить на участке. Воспитатель привлекает внимание детей к птицам, вернувшимся из теплых стран (грачи, скворцы, ласточки и др.), рассказывает о жизни этих птиц, о том, что весной, возвращаясь из теплых стран, они строят и исправляют гнезда. При этом дети устанавливают связь между весенними изменениями в природе и прилетом птиц (тает снег, обнажается земля, оживают насекомые, которыми птицы питаются). Желательно побывать в местах гнездования грачей.
Воспитатель загадывает загадки о птицах, предлагает показать птиц на картинках, послушать записи их голосов, спрашивает детей, где они видели этих птиц, чем они питаются, почему возвращаются весной.
Продолжаются наблюдения за лягушкой, помещенной в террариум на 2-3 дня. Дети отмечают особенности ее внешнего вида, наблюдают за движениями лягушки на земле и в воде. Воспитатель показывает связь между строением передних и задних конечностей и способом передвижения (задние ноги длиннее передних, поэтому она прыгает), сообщает, что лягушки питаются комарами, мухами. Их надо оберегать.
На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на летающих или сидящих на цветах насекомых. Дошкольников учат отличать бабочек от жуков, выделяя характерные особенности внешнего вида насекомых: у бабочки яркие крылья, усики, хоботок, она летает, ползает; у жука жесткие твердые крылья, он летает, жужжит. Можно спросить детей, где они видели этих насекомых, как узнали, что это жук, а это бабочка. Можно поместить кузнечика в утолок природы на один-два дня, чтобы рассмотреть его.
Целевые прогулки и экскурсии
в парк (сквер) весной помогают детям
увидеть пробуждение природы
и работу взрослых в это время
года. Для формирования у детей
желания участвовать в
Так, они могут посеять семена овощных и цветочных растений, например вьющиеся вокруг беседки (душистый горошек, ипомея, настурция), чтобы было красиво. Детям 5 лет наряду с крупными семенами даются и более мелкие: огурцов, свеклы, редиса, ноготков, бархатцев и др.
Перед занятием следует рассмотреть
с дошкольниками семена, сравнить
их, выяснить, какие овощи и цветы из них
вырастут. Можно научить детей выращивать
однолетние растения в грунте и ухаживать
за ними. Например, посев на рабатку по
обе стороны дорожки: на бороздке ближе
к дорожке можно посеять настурцию, а на
дальней бороздке — горошек. Перед посевом
воспитатель спрашивает детей, какие цветы
они знают, какие росли в группе и на клумбах,
нравятся ли им эти цветы. Затем воспитанники
рассматривают картинки с изображением
цветов и их семена. Педагог
объясняет и показывает, как нужно сеять
семена: положить семена в бороздку на
расстоянии, равном примерно ширине ладони
ребенка. Весной детей привлекают к рыхлению
и поливу земли. Таким образом, у них закрепляются
представления о том, что семена сеют в
землю, поливают, потом из них вырастают
растения; для их роста нужны свет, влага,
тепло. Необходимо также продолжать работу
в уголке природы по уходу за комнатными
растениями, связывая это с весенними
изменениями, усиленным ростом растений
(изменяется частота поливки). Дети в течение
сезона сеют овес на корм животным, сажают
лук, ухаживают за ними. В конце апреля
можно посадить настурцию, декоративную
фасоль, душистый горошек или др. Эти растения
могут вырасти и в групповой комнате, если
с наступлением теплых дней выставлять
их на открытое окно или балкон (чтобы
семена дали хорошие всходы, их надо проверить
на всхожесть). В конце весны можно провести
с детьми занятие по рассматриванию картин,
в беседе уточнить и углубить их представления
о характерных признаках сезона, подвести
к пониманию зависимости между явлениями
неживой природы, жизнью растений и животных
и трудом людей в природе.
С целью формирования знаний о причинах смены сезонов в старших группах может быть проведена игра, в которой отражаются действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Дети замечают изменение пути Солнца и делают вывод, что день стал прибавляться ("В марте день с ночью меряются, равняются"). Для систематизации знаний о весенних изменениях в живой и неживой природе, о характерных признаках весны следует провести тематическое занятие "Весна". В ходе занятия можно использовать модель "Портрет весны".
Гуляя с детьми в разное время дня, надо предложить им подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают; сосульки с одной стороны дома тают, а с другой нет; понаблюдать за первым весенним дождем, первой грозой и появлением кучевых облаков. Педагог объясняет, что они образовались при нагревании воздуха: чем больше тает снег, тем больше таких облаков.
Одно из ярких и интересных весенних явлений — ледоход. Если есть возможность, необходимо показать детям на нескольких прогулках, как лед трескается, посмотреть на ледоход и разлив. Во время экскурсии к реке, объясняя это явление, воспитатель опирается на имеющиеся у детей представления о таянии снега и льда от солнечного тепла. Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на красоту весенней природы, читает стихи о весне.
Перед экскурсией можно вспомнить с детьми, как с наступлением тепла почки на голых ветках деревьев начали оживать: набухли, увеличились и, наконец, раскрылись — из коричневых чешуек проглянули на свет молодые зеленые листочки. А затем в процессе наблюдения показать и рассказать, что не все растения одеваются зеленью одновременно. Например, осина, клен ясенелистный сначала цветут, а потом уже на них появляются листья. Липа, рябина, клен обыкновенный, наоборот, сначала зеленеют, а потом уже цветут. А вот береза, черемуха, бузина и зеленеют и цветут почти одновременно. Такие деревья, как дуб, ясень, липа, раскрывают свои почки только тогда, когда наступит настоящее тепло. На экскурсии (2-3 экскурсии в разные периоды весны) следует познакомить детей с разнообразием растительного мира: ветки белоствольной березки опушены молодыми листочками и увешаны продолговатыми сережками. Береза — любимое русским народом дерево, про нее сложено много стихов и песен. Черемуха одевается зеленью раньше других деревьев. Среди листьев у нее спрятаны маленькие бутоны. Скоро черемуха оденется белыми пушистыми цветами. На ветках клена зеленовато-бурые кисточки, а на ветках осины серые, похожие на червячков сережки. Это цветы. Листья появятся потом, когда цветы созреют и рассеют с помощью ветра свою пыльцу. Почки дуба еще не проснулись. Им надо много солнца и тепла. Липа тоже оденется зеленью самая последняя, а зацветет в начале июля.
Можно показать детям лиственницу и спросить, какое это дерево — хвойное или лиственное. Пусть дошкольники потрогают нежно-зеленую хвою, понюхают смолистый запах. Дерево хвойное, но какие мягкие иголочки! Осенью эти иголочки, так же как и листья, желтеют и осыпаются, а весной появляются вновь. Поэтому это хвойное дерево называется лиственницей. Интересно показать цветение ели и сосны.
После экскурсии
можно прочитать воспитанникам
отрывок из рассказа Г.Скребицкого
"Четыре желания" и рассмотреть картины
И. Остроухова "Первая зелень", И.
Левитана "Первая зелень, май", М.
Рамадина "Первое цветение".
В повседневных наблюдениях дошкольников
знакомят с весенними цветущими растениями
(окраска, форма листьев, цветов, запах
и др.). Можно провести специальные занятия
по наблюдению весенних цветов (тюльпан,
нарцисс, крокус, гиацинт или др.). Для закрепления
знаний о цветах используются дидактические
игры "Отгадай по описанию", "Что
изменилось?".
Необходимо учить детей правильно собирать цветы. Воспитатель объясняет, что цветы собирают лишь в том случае, когда хотят украсить комнату, поздравить кого-то с торжественной датой и пр. Во время прогулки делать это надо на обратном пути, а придя в помещение, следует тут же поставить букет в заранее приготовленную вазочку с водой. Рвать много цветов нельзя — букет должен быть небольшим, и уж совсем недопустимо бросать сорванные растения. Надо довести до сознания детей, что самый лучший цветок — это тот, который стоит там, где он "родился" — на обочине дороги, лугу, возле студеного ручья и пр., и, чтобы полюбоваться красотой растения, необязательно срывать его.
Следует провести прогулку к месту появления первых весенних цветов, например мать-и-мачехи, которая зацветает до массового пробуждения растительности. По мере цветения дети знакомятся и с другими весенними растениями. Можно привлечь внимание к последовательности зацветания растений.
Дети, проживающие в Московской области, должны знать много растений. Это яснотка белая, купена многоцветковая, сон-трава, фиалка удивительная, василистник водосборолистный, гравилат, огуречная трава, жимолость полевая, купальница, любка двулистная, калужница, ветреница дубравная, печеночница, ятрышник, первоцвет и кислица. Их следует беречь и охранять, так как многие из них встречаются редко и в небольшом количестве.
Когда расцветут вишни и яблони, можно провести экскурсию в плодовый сад, чтобы дети увидели всю массу бело-розовых цветов, ощутили бы нежный аромат, заметили работу пчел, собирающих пыльцу с цветов. Детей продолжают знакомить с насекомыми. Ранней весной педагог обращает внимание дошкольников на порхающую бабочку, рассказывает, что она всю зиму прожила в какой-нибудь щели в доме, а сейчас почувствовала потепление и выпорхнула. Можно оставить бабочку на несколько дней в уголке природы (поместить в садок веточку с зелеными листьями, брызнуть на них несколько капель сахарного сиропа, и тогда можно увидеть, как бабочка будет сосать его своим хоботком). Можно поместить в садок крапивницу или лимонницу, вылетающую весной одновременно с крапивницей. Эти бабочки вышли из куколок еще осенью и в отличие от других перезимовали взрослыми насекомыми. Детей учат различать часто встречающихся жуков, бабочек, стрекоз, муравьев и др. На прогулках к водоему можно понаблюдать за стрекозой в полете (у нее большие глаза, прозрачные длинные крылья, длинное брюшко, цепкие лапки), сравнить с бабочкой.
Научить ребенка пристально всматриваться в живую природу помогут наблюдения за насекомыми во время прогулок, на специально организованных экскурсиях к водоему. В конце апреля или в начале мая можно провести экскурсию на водоем, чтобы познакомить детей с жизнью его обитателей: жуком-водолюбом, плавунцом, водомеркой, вертячкой. Дети внимательно рассматривают насекомых, делятся друг с другом впечатлениями. Воспитатель обращает внимание дошкольников на величину жуков, их окраску. Например, плавунец большой, по черной спине у него проходит желтоватая кайма, а брюшко коричневое. Эта окраска делает насекомое малозаметным в воде. Жук умеет летать, а при помощи задней пары ног он хорошо плавает. Педагог предлагает в течение нескольких дней понаблюдать, как жук плавает, чем и как питается. О своих наблюдениях дети рассказывают товарищам.
Наблюдают весной и улиток. Воспитатель сообщает правильное название улитки, рассматривает с детьми особенности ее внешнего вида. Если улиток несколько (катушка, лужанка, прудовик), предлагает сравнить их по величине, окраске, форме раковин. Рассказывает, что прудовик — это хищник, который поедает не только листья и стебли растений, но и мелких водных насекомых. Если дети найдут катушку, нужно вспомнить с ними, какую пользу приносят эта улитка в аквариуме. Дети наблюдают за передвижением улиток, их повадками.
Весной дошкольники
Детей можно привлечь к активному участию к встрече перелетных птиц (например, повесить скворечник). А когда в скворечниках появляются скворцы, дошкольники смогут понаблюдать за их жизнью.
Важно сформировать знания у детей о сезонных изменениях в жизни животных, связанных с изменениями в неживой природе. На занятии "Весенние заботы животных" дети знакомятся с условиями, необходимыми для выведения потомства, роста и развития живых организмов. Воспитанники вместе с педагогом устанавливают следующую связь событий: становится теплее — тает снег — появляется много воды — пробуждаются растения — просыпаются насекомые — прилетают птицы — звери выходят из спячки. В завершение занятия можно составить модель "Что необходимо для жизни животных?" (выбрать и назвать то, что нужно для жизни всем живым существам: свет, тепло, пища).
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель