Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

НОЯБРЬ

«Какие семена путешествуют по воде и воздуху»

Почему ветер называют помощником растений? Потому что он разносит их по всему свету, разбрасывает их по всей земле. Упадет семечко на землю — и прорастет. И вырастает  маленький зеленый друг — дерево, кустик или просто зеленая травка.

Но что же помогает семенам  улетать подальше? Дело в том, что  у многих семечек есть маленькие  приспособления для полета. Например, семена одуванчика снабжены маленькими парашютиками. А семена некоторых деревьев имеют крылышки разной формы и размера. А почему именно крылышки? Потому что семена этих деревьев падают с большой высоты, и крылышки помогают им лететь подальше от дерева. Причем летают они по-разному, например, у семян сосны и ели — очень маленькие крылышки, как у мушки, они помогают семенам вращаться, как вертолетики, далеко летать по ветру и далеко катиться по насту.

Все знают крылатки клена. Когда они падают, то всегда переворачиваются и вращаются, подхватываются ветром и разносятся далеко-далеко.

А как размножается кувшинка? Она растет в воде, и поэтому семена ее плывут по поверхности реки, как маленькие кораблики. Вода уносит их к далеким берегам.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как ветер помогает растениям?
    • Какие приспособления придумала природа для распространения семян?
    • Почему семена некоторых деревьев снабжены маленькими крылышками?
    • Семена каких растений можно назвать «путешественниками»?

«Где живут  капли воды в детском саду?»

Педагог предлагает детям  обсудить проблему — для чего человеку нужна вода? Затем он спрашивает их: «Как вы думаете, а где живут капли воды в нашем детском саду?»

После того как дети выскажут свои предположения, педагог предлагает их проверить и совершить для  этого путешествие по детскому саду. С этой целью дети вырезают из бумаги капли воды. Педагог поясняет, что  этими каплями дети будут отмечать, где в детском саду расходуется вода.

Капли складываются в коробку, туда же кладутся скотч и ножницы, и дети начинают поиски. Обследование начинается с помещения групповой  комнаты: вода есть в умывальнике  и в туалете — две капельки наклеиваются на дверь; вода есть в  раковине, где моют посуду — наклеивается капля. Затем по капле — в уголок природы, где живут растения, которым необходим полив; на клетку с птицей; на чайник с питьевой водой; на шкаф, где хранятся кисточки и краски для рисования — их необходимо мыть в воде и т. д.

Далее продолжается путешествие  по детскому саду за пределами группы. На дверь кухни вешаются пять голубых капель (приготовление еды и питья, мытье овощей, мытье посуды и пола). На дверь медицинского кабинета прикрепляются три капли (вода для мытья рук, запивания лекарства). Такое же количество капель появляется и на дверях прачечной.

На обратном пути в группу дети собирают капли и подсчитывают их. Педагог обращает внимание детей на то, как много нужно воды в одном только детском саду, и подводит детей к выводу о необходимости экономного использования воды.

Вопросы для обсуждения с детьми:

• Мы выяснили, сколько воды нужно для жизни в нашем 
детском саду. А где еще люди используют воду?

  • Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?
  • Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

«Ноябрь — ворота зимы»

«Ноябрь — ворота зимы, месяц  молодого звонкого льда». «В ноябре рассвет  с сумерками среди дня встречаются». «Плачут по солнцу в ноябре оконца». Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Какие новые пословицы о ноябре вы узнали?
  • Что они означают?
  • Какие приметы ноября мы знаем?
    • Рассмотрите дневник наблюдений с зарисовками и вспомните, как связаны высота стояния солнца и температура воздуха?
    • Вспомните, какое из деревьев участка сбросило листву последним.

ДЕКАБРЬ

«Где рождается  снег?» 

 

Педагог обращается к детям: «Вспомните первый зимний день, когда  вы проснулись, подошли к окну и  вдруг увидели, что все вокруг покрыто белым, пушистым снежным  покрывалом. Еще вчера шел дождь, а сегодня все волшебно изменилось. А вы знаете, где рождается снег?» (Ответы детей.)

Водяные пары поднимаются  очень высоко над землей, там царит  вечный холод. Из водяных паров образуются шестиугольные кристаллики льда. Постепенно опускаясь на землю, каждый кристаллик растет и превращается в звездочку-снежинку. Снежинки постепенно опускаются и падают на землю. А как образуются снежные узоры на окнах? Вы, наверное, заметили, что узоры появляются только в сильные морозы. И образуются они так же, как снег. В комнате, в воздухе, между рамами окон всегда есть водяной пар. Он — теплый, и когда оседает на холодных стеклах окон, то превращается в кристаллики льда. На каждом стекле есть маленькие, незаметные царапинки, там скапливаются кристаллики льда. Так появляются волшебные узоры, красивые, ледяные узоры, которые придумала сама природа.

Вопросы и задания:

  • Как рождаются снежинки?
  • Как образуются снежные узоры на окнах? у Сравните снег и лед:

Лед Снег

Твердый                           (Мягкий)

Хрупкий                           (Сыпучий)

Бесцветный                      (Белый) 

 

«Как образуется иней?»

Иней образуется так же, как и роса. Иней — это твердая  роса.

После захода солнца поверхность  земли начинает охлаждаться, к утру становится еще холоднее. Охлаждается и прилегающий к земле слой воздуха. Если в этом воздухе содержится много водяных паров, то, соприкасаясь с охлажденными предметами, пары оседают на них в виде капелек воды. Это роса. Она образуется, когда поверхность земли и находящиеся на ней предметы охлаждены до температуры выше 0°.

При более сильном охлаждении, когда температура оказывается ниже 0°, на земле и на разных предметах оседают не капли, а кристаллы воды. Это иней. Он образуется на земле, траве, камнях и других предметах. Образование инея обычно происходит в тихую погоду и при легком ветерке.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Почему говорят, что иней — это «твердая роса»?
  • Где чаще всего образуется иней?

«Елкины иголки»

Сбрасывают ли елки и сосны  иголки? Конечно, сбрасывают. Вы же видели, сколько в хвойном лесу опавших иголок. А вот голых сосен и елей никто не видел. У сосны хвоя сохраняется в течение 2—3 лет, а у елей — 5—7 лет. А когда они опадают? Вот это загадка. Если рассмотреть молоденькую веточку ели, выросшую только этой весной, то увидим, что иголки на ней светло-зеленые и совсем мягкие. А когда же опадает старая хвоя? Хвоя опадает не вся сразу, а постепенно. Но все-таки это было бы заметно на ветвях. А мы не замечаем. Потому что на смену старой хвое весной приходит молодая.

Вопросы для обсуждения с детьми:

•  Почему лиственные деревья сбрасывают листву осенью, а 
хвойные — нет?

  • Как вы думаете, могут ли запасы воды на Земле закончиться? За счет чего эти запасы пополняются?
  • Давайте подумаем, как мы с вами можем научиться экономно расходовать воду.

«Ноябрь — ворота зимы»

«Ноябрь — ворота зимы, месяц  молодого звонкого льда». «В ноябре рассвет  с сумерками среди дня встречаются». «Плачут по солнцу в ноябре оконца». Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Какие новые пословицы о ноябре вы узнали?
  • Что они означают?
  • Какие приметы ноября мы знаем?
    • Рассмотрите дневник наблюдений с зарисовками и вспомните, как связаны высота стояния солнца и температура воздуха?
    • Вспомните,  какое из деревьев участка сбросило листву последним.

• Как старая хвоя заменяется на новую?

«С кем ель  дружит?»

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Каким живым существам ель дает пищу?
  • Где можно встретить ель?
  • Можно ли человека назвать другом ели?
  • Какие растения — спутники ели?

ЯНВАРЬ

«Может ли мороз  убить дерево?»

Все животные и человек  готовятся к холодной зиме. У животных вырастает теплый подшерсток. Многие из них делают запасы на зиму, подготавливают жилище, а готовятся ли к зиме деревья? На первый взгляд, кажется, что нет. Может быть, им это не нужно? Им морозы не страшны? Это не так, и в холодные малоснежные зимы погибает много деревьев, особенно молодых. Поэтому деревья, как и животные, тоже готовятся к зиме:

V сбрасывают листья и  тем самым экономят свою энергию 
и питание;

сброшенные листья «оставляют»  на земле, чтобы предо-хранить свои корни от замерзания;

V  перестают расти, погружаются в глубокий сон;

V  как у зверей вырастает подшерсток, так и на каждом дереве вырастает панцирь, который защищает дерево от мороза. Панцирь — это пробка, которая находится в коре. Дело в том, что пробка не пропускает воду и холодный воздух. Чем старше дерево, тем толще на нем пробковый слой. Вот почему старые деревья лучше переносят холод, чем молодые. Но самая лучшая защита для деревьев — это пушистый

снег (вспомнить проведенный  с детьми опыт на выявление защитных свойств снега).

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Какие «хитрости» используют деревья, чтобы не замерзнуть зимой?
  • Какой панцирь защищает дерево?
    • Как можно помочь молоденьким деревцам не замерзнуть зимой?

 

 

«Народный календарь  о январе» (январские морозы)

6/1 -г Сочельник. В этот день «Ясный день — сильные холода (морозы), к хорошему урожаю».

7/1 — Рождество. Рождественские праздники — Святки (от 7/1 и до Крещения 19/1). Во все это время справляются святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. Рождество — один из главнейших праздников в году. «Зима за морозы — мужик за праздники».' «Если в этот день тепло — весна холодная будет». «На Рождество и солнце играет». «Иней на деревьях — к обильному урожаю хлеба». «Снега глубоки, так травы хороши и хлеб». «В ночь звезд густо — густо и ягод будет летом».

7/1 — Рождественские морозы.

19/1 — Крещение.

Славилось Крещение по всей Руси своими холодами. Крещенские морозы — самые сильные. После Крещения с удовлетворением говорили: «Дуй не дуй — не к Рождеству пошло, а к Великодню», т.е. холода медленно идут на убыль. Замечали: «Если Крещенские морозы возьмут верх над Рождественскими и Сретенскими, то будет урожайный год». С Крещения до Масляной пошли недели свадебные. По наблюдениям крестьян: тепло, туман, снег, иней на Крещение служат самыми благоприятными признаками для будущего урожая. «На Крещение оттепель — к урожаю». 

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Какие большие народные праздники в январе вы знаете?
  • Какие приметы связаны с этими праздниками?
    • О каком празднике говорит примета «Если в этот день тепло — весна холодная будет»?

 

 

«Как зимуют животные Севера?»

Какие же приспособления имеют  все животные Севера, позволяющие им пережить у себя на родине долгую и суровую зиму?

1) Во-первых, покровы их  тела — шерсть или перья  — на зиму становятся очень  густыми. При этом волосы на  теле северного оленя к концу  утолщаются, так что под ними  образуется воздушный слой, особенно хорошо препятствующий отдаче тепла. Особенно густой покров образуется на легко зябнущих конечностях. У песца вся подошва густо покрыта волосами, которые не только согревают ноги, но и помогают зверю бегать по скользкому снежному насту и льду. Из наиболее прочных и теплых шкур, снятых с ног северных оленей, местное население изготовляет свою зимнюю обувь. У куропаток и белой совы перья на пальцах отрастают настолько, что совершенно скрывают их когти, выполняют роль лыж (снегоступов).

2) Толстый слой жира  согревает тело зимой. Этот  жир имеет и другое назначение: это запасной питательный материал, т. к. зимой в тундре очень  мало пищи, а в холодное время  потребность в незначительно повышается (на 1/3). Очень жирны зимой песцы, белые куропатки. У северных оленей толщина жирового слоя достигает 3—5 см. Даже заяц-беляк к зиме нагуливает много сала.

3) Приспособления для  разгребания снега. У куропаток,  пеструшек сильно отрастают когти к зиме. У чечеток, добывающих зерна из-под снега, удлиняется клюв. Чтобы добраться до ягеля, северные олени разгребают снег широкими копытами. Морда у них вплоть до пространства между ноздрями густо покрыта волосами. Это связано с питанием зимой. Животному постоянно приходится рыться мордой в снегу и даже прогрызать в нем узкие ямы до 0,5—0,7 метра глубиной, чтобы добраться до ягеля.

4) Зимняя белая окраска  под цвет снега, свойственная  чуть ли не большинству тундровых  зверей и птиц (песец, куропатка,  заяц, горностай, ласка). Северные  олени и волки сильно светлеют.

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель