Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

5) Биологические особенности  тундровых животных. 
Очень немного зверей, впадающих в зимнюю спячку. Это связано с коротким летом, в течение которого животным трудно накопить достаточное количество жира на долгую зиму. Северные олени при сильных морозах сбиваются в плотные кучи, и исходящее от них тепло окутывает стадо густым облаком согретого воздуха. 

 

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Как приспособились к зиме северный олень и песец?
  • У каких животных на зиму вырастают «лыжи»?
    • Какие животные в тундре впадают в зимнюю спячку?
    • У каких птиц к зиме удлиняется клюв?
    • Почему северные животные белого цвета?

 

 

«Помогите птицам»

Стоит зима, метет пурга,

Сибирская, холодная.

Под снегом скрыты все корма,

Все зернышки съедобные.

Летом и осенью на прогулках  мы с детьми наблюдаем за птицами  как они себя ведут, чем питаются), рассматриваем и описываем их. Это помогло выяснить многое, в том числе кто как двигается (воробей прыгает, ворона важно расхаживает, изредка подскакивает; голуби ходят, кивая головой), кто как общается (гулит, стрекочет, чирикает или каркает). Вместе с детьми подобрали цветные картинки по теме «Птицы - наши друзья». Обратили их внимание на птиц, которые не улетают в теплые края, а остаются зимовать в наших местах. Сделали вывод: зимой птицам трудно найти корм, и им нужна наша помощь. У детей появилось соответствующее желание. Мы предложили собрать для птиц корм. Малыши, а затем и родители с удовольствием откликнулись на это предложение.

Для снегирей и щеглов собрали  семена репейника и полыни - это  их любимая пища; для синиц приготовили семена арбуза, дыни, тыквы; для снегирей - плоды рябины; для щеглов - зерновые и крупяные отходы. Для всех пернатых особое лакомство - семена подсолнуха. Для дятлов и синиц на ветки можно подвешивать кусочки несоленого сала. А воробьи и голуби любят хлебные крошки.

Наступили холода. Зима - самое  трудное для птиц время года. Оно приносит им много лишений и невзгод: холод, бураны, метели, но самое страшное не холод: у птиц к зиме вырастает подпушек под перышками. Самое страшное - голод. Труднее всего пернатым приходится в середине зимы. Снега много, а рябина и калина голые - ни ягодки!

Зимующие птицы (синицы, вороны, дятлы, галки, сороки) и птицы-гости (снегири, свиристели, клесты) собираются в стаи, слетаются поближе к жилью человека. В лесу и в поле пропитания они не добудут, поэтому стараются быть ближе к людям. Знают: человек не оставит их в беде, накормит. Чтобы согреться, птицам надо летать, а полет требует много сил. Поэтому и есть надо много. Детям предлагается вспомнить, чем питаются птицы, где они добывают корм зимой.

Дети сами приняли решение  сделать вместе с родителями кормушки и домики для птиц. Принесли их в  детский сад. Безусловно, пригодились запасы, которые делали летом и осенью. Насыпали корм в кормушки - угощение готово! «Когда мы уйдем, прилетят птицы и станут клевать корм», - объяснил воспитатель.

Малыши решают, что каждое утро будут выносить корм для птиц, следить, чтобы крошки со стола, остатки  сыра, хлеба, каши взрослые собирали в  отдельные пакеты. Одну из кормушек мы повесили так, чтобы ее было видно  из окна группы (для последующих  наблюдений за птицами). Это важно  для осознания детьми пользы своих  трудовых усилий, гуманного отношения к пернатым. Теперь они систематически подкармливают птиц, особенно в периоды снегопада и длительных похолоданий. Если еда закончилась, синички напоминают: стучат клювом в окошко - нам пора есть! Вы не забыли об этом?

Особенно удобно во время  птичьего «обеда» наблюдать за повадками  птиц, сравнивать их по размеру и  окраске, замечать, какой корм предпочитает та или иная птица. Обязательно надо отметить особенности каждого вида: форму клюва, длину хвоста, цвет оперения на голове, грудке, крыльях - это пригодится во время зарисовок.

Веселые маленькие гости  благодарят за угощение, показывают разные фокусы: скачут, качаются и кувыркаются  на ветках. Во время наблюдений дети сами учатся находить ответы на вопросы: «Что любят птицы? Чем клюют? Какие  птицы прилетели? Кто первый и самый храбрый?».

Обратили внимание на то, что в прошлом году чаще прилетали снегири, свиристели, щеглы, а в этом году в основном синички, воробьи да голуби. Снегири появлялись изредка.

Наши кормушки и домики уже посетило много птиц. Синицы, воробьи, снегири прилетали стайками по 10-15 птичек, свиристели - парами. Наведывалась сорока, навестил нас и поползень. А голубей мы ходили кормить за территорию детского сада. Также мы предложили родителям сделать кормушки и развесить их за городом. И там взрослые наблюдали за своими подопечными, прежде всего дятлами и щеглами, вместе с детьми.

Дети вместе с воспитателями  и родителями подкармливали птиц, фотографировали их, делали поделки, зарисовки, сочиняли рассказы.

Мы беседовали с детьми, разучивали стихотворения, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки. Ежедневно в альбоме «Наши славные дела» появляются новые страницы, рассказывающие о том, как дети зимой помогают птицам.

Застывшие реки, мороз, снег, следы птиц, пустые шишки под елями  и соснами, снегири с ярко-красными грудками на ветках рябины, нахохлившиеся синицы и воробьи, с нетерпением ждущие корма, - все это прекрасный мир зимней природы! Он ждет от нас внимания, помощи и защиты, а чтобы его защитить, надо его узнать и полюбить. Подкармливать зимой птиц - работа несложная, а польза большая!

Загадки о зимующих птицах:

Зернами, салом и хлеба  горбушкой

Птиц угощает зимою... кормушка.

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.

(Кормушка.)

Черная птица меня не боится.

Моргнет удивленно

И каркнет... ворона.

Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна,

Брюхо белое да плечи,

Тарахтенье вместо речи.

(Сорока.)

Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей.)

По дороге прыг-прыг

И поет «чик-чирик».

Не боится голубей

Серый, хитрый... воробей.

Среди жирных голубей

Прыгал тощий... воробей.  

 

Глазки круглы, чуб торчком,

Когти цепки, нос крючком

И большая голова.

Птица хищная... сова.

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает.

(Сова.)

Живет в лесу, ухает, как  разбойник.

Люди его боятся, а он - людей.

(Филин.)

Днем молчит, ночью кричит,

По лесу летает, всех пугает.

(Филин.)

Летом прячется в лесу,

А зимою на виду.

Эта птица-невеличка.

Как зовут ее?

(Синичка.)

К нам в окно зимой стучится

Желтогрудая... синица.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это... снегири.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь.)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

(Дятел.)

Кто отправился в полет,

В клюве веточку несет?

(Голубь.)

Дети - о птицах

Умный дятел

У нашей бабушки за огородом растет старая елка. На ней осталось несколько шишек. Однажды за этими  шишками прилетел дятел. Он сорвал одну шишку клювом и поскакал вверх по стволу. Нашел отверстие, засунул туда шишку и стал долбить ее носом. Когда орешки закончились,

он столкнул шишку вниз. Вот такой умный дятел!

Снегири

Снегири - красивые птицы  с красной грудкой. Они прилетают  к нам только зимой. И очень любят полакомиться рябиной, которая остается с лета.

Яблоки

Я очень люблю яблоки. Осенью на нашей яблоне поспело много плодов. Но вот наступила зима, и не осталось ни одного яблочка. Мне стало грустно. Однажды я проснулся утром, посмотрел в окно. А на моей любимой яблоньке много пухлых и румяных яблок. Я быстро оделся и побежал на улицу. Но только я протянул руку, чтобы сорвать эту вкуснятину, как яблоки улетели. И тогда я понял, что это снегири. Но больше мне не было грустно.

Клест

Мне очень нравится птица  клест. У нее клюв крючком, а окраска  яркая, красивая. Эта птица любит  питаться еловыми семенами. Она отрывает шишку своим смешным клювом, прижимает ее к дереву лапками. И начинает доставать семена. Распевает звонким голосом: «Кик-кик-кик».

Кормушка  для синички

Маленькая девочка Оля  вместе с папой повесила на дерево кормушку для синички и каждый день приносила для нее семена. Синичка ждала девочку. Оля радостно улыбалась, синичка пела ей песенки и клевала семена.

Сорока-воровка

Однажды мы пострадали от сорочьего  воровства. Весной посадили на грядки морковь, она была разных сортов. Чтобы  знать, где какой сорт растет, решили пометить грядку табличками, которые вырезали из баночек из-под газировки. Хорошие получились таблички - блестящие, красивые! И сорокам они очень понравились. Только мы ушли с огорода, как все таблички растащили эти птицы.

Щегол

Почему эту птичку так  назвали? Потому что у нее очень  красивый наряд. Эта пичужка - настоящая  модница! Или модник, или щеголь. А щеголь - это и есть щегол.

Репейник

Летом на прогулке нам нравится кидать друг в друга репейником. Но воспитатель сказал, что семенами этого растения любят лакомиться щеглы. Тогда мы собрали репейные семена в коробку, чтобы зимой угощать крылатых гостей.

Обсуди с мамой  и папой

1. Каких птиц ты знаешь?

2. Каких птиц зимой  ты постоянно видишь? 

 

3. Почему зимой синица  может брать корм даже из  рук человека, а летом нет?

4. Почему летом птицам  не нужна кормушка?

5. А ты помогаешь птицам  зимой? Как помогаешь?

6. Приходилось ли тебе  зимой видеть кормушки для  птиц?

7. Какой корм ты готовишь  для птиц?

8. Где и как ночуют  зимой воробьи, синицы, голуби, сороки и вороны?

9. Что птице страшнее  зимой - холодили голод?

10. Почему мы говорим,  что птицы - наши друзья?

Выполни домашнее задание:

1.  Изготовь кормушку для птиц, повесь ее на дерево или за окно, чтобы наблюдать за птицами.

2. Найди изображения птиц, зимующих в нашей местности.  Нарисуй их. Сочини про них  рассказ. 

 

Стихи о зимующих птицах:

Птицы зимой

Сначала падает снежок

На землю тихо, как пушок,

Потом мороз лютует.

А воробьи, синицы

И все другие птицы

-Где они зимуют?

Зимою птицам холодно,

Тоскливо очень, голодно.

Порой терпеть невмочь.

А люди всемогущие,

В тепле всегда живущие,

Должны ли им помочь?

А. Григорьев

Птичья елка

У серебряной дорожки,

Лишь наступит

Новый год,

На высокой тонкой ножке

Чудо-елочка встает.

Эта елка не простая,

И она не для ребят.

Возле елочки летая,

Птицы весело свистят.

Тут и дятел, и синицы,

Снегири и воробей

- Все хотят повеселиться

Возле елочки своей.

Не блестят на ней игрушки,

И не светится звезда,

Но зато для птиц кормушки

Мы повесили туда!

Прилетают птичьи стаи

К нам на елку в зимний сад,

И в саду, не умолкая,

Колокольчики звенят.

3. Александрова

Кормушка

Медленно-медленно падает снег.

Тихо по снегу идет человек.

В шапке и шубе своей  меховой

Красные санки везет за собой.

В санках желтеет кормушка для птиц:

Для корольков, снегирей и  синиц.

Падает, падает, падает снег...

Доброй дороги тебе, человек!

Р. Бухарев

Елка для птиц

Мы елку наряжаем

Для всех голодных птиц:

Для снегиря, сороки,

Воробышков, синиц.

Скорее, клест и дятел,

Летите к нам сюда!

Для вас на нашей елке

Припасена еда.

И. Токмакова

Свиристели

К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Налетели свиристели

- В сто свирелей засвистели.

Пусть метель, как старый мельник,

Белит сосны, белит ельник

- Много ягод свиристелям

Заготовил можжевельник.

Есть крушина, есть калина.

А у старого овина

Стынет в инее рябина.

Как пришла пора метелей,

Налетели свиристели,

Засвистели, засвистели

- Всё до ягодки поели.

А. Барто

Воробушки

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

А во дворе метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

С. Есенин

Снегири

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей!..

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинку принес;

Хорошо угостил,

Хорошо подсластил

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев 

 

ФЕВРАЛЬ

«Кто в лесу вредный, а кто полезный?»

Педагог начинает беседу с  чтения рассказа Н. Сладкова «Кого спасать?».

После чтения детям задается вопрос, правильно ли поступил автор рассказа.

Педагог обобщает высказывания детей: все живые организмы нуждаются в пище. У каждого эта пища своя: растения получают пищу от солнечного света и из почвы.

Педагог подводит детей к  выводу, что нет вредных животных — есть вредители сельского хозяйства. Например, моль человек считает вредным насекомым. А в дикой природе моль перерабатывает шерсть, мех погибших животных, т. е. участвует в круговороте веществ. Таким образом, можно выделить две среды. В одной из них — искусственной, созданной человеком, законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных для нас животных (тараканов, крыс, мышей) должна регулироваться самими людьми. Но в другой среде — в экологической системе — все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия в природе, следовательно, нельзя делить их на вредных и полезных.

Вопросы для обсуждения с детьми:

  • Каких животных мы называем хищными, травоядными, всеядными?
  • Кто такие вредители садов и огородов? Почему человек называет их вредителями?
  • Есть ли в природе животные или растения, которые никому не нужны и приносят только вред?

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель