Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
- 1-й вариант: воспитатель
загадывает загадку, дети
- 2-й вариант: воспитатель
(позже ребенок) описывает
- 3-й вариант: воспитатель называет птичку, дети подбирают картинки с кормом, который ей необходим.
Перед игрой в беседе уточняются знания о зимующих птицах. Загадывается загадка: "В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей (кормушка). В понедельник мы положили на кормушку корки хлеба, сало, семена подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семена склевали, а рябину и сало не трогали. Кто это? Во вторник прилетели птицы с желтыми грудками, рябину не трогали, а сало и семена подсолнуха склевали. Кто это?" и т. д.
Следует широко использовать календарь наблюдений за птицами, где с помощью условных знаков дети отмечают их поведение. Беседа "Как помочь птицам зимой?", дидактические игры "Кого чем угостим?", "Кто прилетел на кормушку?" способствуют формированию знаний о способах помощи птицам зимой, воспитанию заботливого отношения к пернатым.
В зимний период воспитатель продолжает обучать детей уходу за растениями уголка природы. Комнатные растения подбираются с ярко выраженными потребностями в свете, влаге. Детей знакомят с функциями частей растений. Необходимо научить дошкольников определять по состоянию растений (мелкие листья, тонкие слабые стебли) степень удовлетворения их потребности в почвенном питании. Вместе с детьми педагог осматривает комнатные растения и решает вопрос об их подкормке, необходимости пересадки. Также дети устанавливают зависимость состояния растений от достаточности света, воды, узнают о значении корней растений во впитывании влаги, а листьев — в поглощении света.
Чтобы закрепить представление детей о потребностях растений, можно провести опыт. Выбираются растения, быстро реагирующие на изменения влажности почвы (колеус, бальзамин или др.). Одно из них за час до наблюдений поливают, другое оказывается увядшим. Сравнивая растения, воспитанники выявляют различия в их состоянии. Полив растение вечером, утром они видят, что состояние у них одинаково хорошее. Из этого делается вывод о необходимости своевременного удовлетворения потребности во влаге. Дошкольники убеждаются, что одни растения не прекращают роста и зимой, другие находятся в состоянии относительного покоя, и нарушать его не следует.
В процессе зимне-весенних посевов и посадок дети знакомятся с семенами, луковицами, корнеплодами. Целесообразно посадить на так называемом комнатном огороде корнеплоды петрушки, моркови, свеклы на зелень. Дежурным можно поручить самостоятельное выращивание лука, овса.
В уголке природы в течение зимы дети ухаживают за животными. Дежурные ежедневно в одно и то же время кормят птиц, животных, моют поилки, кормушки, чистят клетки, выращивают зеленый корм. Дети принимают участие в смене воды в аквариуме. В наблюдение и уход за рыбами следует включать опыты, связанные с выявлением функции органов чувств рыбок (хорошо ли они слышат, видят). В процессе труда дети учатся определять необходимость и своевременность того или другого способа ухода.
Для расширения представлений дошкольников о связи сезонных изменений природы и деятельности человека необходимо познакомить их с трудом и бытом людей в зимнее время. Деятельность людей зимой ограничена. В условиях города ребятам рассказывают о чистке улиц, отоплении помещений, зимних видах спорта (хоккей, фигурное катание, лыжи и др.). Дети могут составить рассказ, как они играют и трудятся зимой.
Большое значение следует придавать работе с календарем. Дежурные отмечают состояние погоды, фиксируют такие явления, как замерзание пруда (реки), установление снежного покрова, метель, вид деревьев в разную погоду, повадки птиц в мороз, оттепель. На основе этих наблюдений делают выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В конце зимы по этим рисункам проводится итоговая беседа. Для закрепления знаний о зиме как времени года можно использовать дидактическую игру "Бывает, не бывает", в которой дети должны продолжить высказывание воспитателя или опровергнуть его. При этом воспитанникам предлагается самостоятельно назвать и описать явления природы, характерные для этого времени года.
Ознакомление детей с весенними явлениями природы
Писатель М. Пришвин поэтично назвал три основных периода весны: «весна света», «весна воды», «зеленая весна». Из этих названий можно представить, какие наиболее яркие изменения можно наблюдать в каждый период весны.
Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха.
Этот сезон предоставляет
широкие возможности для
Наблюдения за жизнью природы проводятся обычно на участке ДОУ, что способствует накоплению у дошкольников конкретных представлений о весенних изменениях в природе, и эпизодически — на целевых прогулках и экскурсиях. Наблюдения должны сочетаться с играми детей, использованием иллюстративного материала, чтением художественной литературы, беседами, передачей впечатлений в творческой деятельности. Необходимо формировать у детей умения и навыки выращивания растений в уголке природы и на участке, связывая это с наблюдениями труда взрослых в природе.
Младшие дошкольники получают представления о весенних явлениях в процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступление тепла, таяние снега, появление проталин). При этом важно вызвать у каждого ребенка интерес к природным изменениям. Чтобы дети почувствовали эти изменения, можно предложить им подставить лицо под солнечные лучи, попробовать, как нагрелись на солнце скамейки, одежда. Дошкольники замечают, что весной все сменили шубы и теплую обувь на более легкую одежду и уточняют, почему.
Воспитателю следует обратить внимание детей на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно понаблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь.
В процессе игр детей знакомят со свойствами воды (теплая, холодная). Малыши пускают лодочки и наблюдают, в какую сторону они плывут, узнают, что предметы в воде плывут по течению, при ветре они двигаются быстрее. В ветреные дни дети играют с вертушками, в солнечные — пускают зайчиков маленькими зеркальцами, взятыми с собой на прогулку.
В конце весны и летом в играх дети узнают о свойствах песка (сыпучий, сухой, сырой) и определяют его пригодность для построек на ощупь или визуально (по цвету).
В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением.
Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня.
Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро.
Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики ветреницы, первоцвета, чистяка и др. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, медуницу, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. Во время наблюдений уместно вспомнить стихотворения о цветах.
Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе.
На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Дошкольники должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья.
На прогулках в лес,
к водоему воспитатель в
Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. Малышам нужно показать черных больших грачей. Если поблизости есть скворечники, можно понаблюдать за скворцами.
Для закрепления представлений детей о птицах, об общих признаках данной группы животных (клюв, органы передвижения, перьевой покров) на занятиях можно использовать разрезные картинки и дидактические и подвижные игры.
Весной появляется больше возможностей для наблюдения за домашними животными и их детенышами (за курицей и цыплятами и др.). Дети могут помочь воспитателю покормить их (насыпать курам крупы, нарвать травы кроликам). Там, где это возможно, следует показать малышам других домашних животных: корову, лошадь, обратить внимание детей на их характерные признаки, движения. Наглядным материалом могут служить картины с изображением животных, муляжи или игрушки. Следует прочитать детям стихи, потешки, спеть народные песенки. Можно организовать игры "Найди детеныша маме" или "Чьи детки", где малыши сравнивают взрослое животное и детеныша и учатся правильно называть их. Дети рассматривают картины, изображающие животных нашего леса: зайца, медведя.
Важно воспитывать у детей интерес к труду взрослых и желание принять в нем участие. Весной необходимо наблюдать с ними труд дворника, уборку улиц снегоочистительными машинами, посадку деревьев, кустарников, цветов. Можно привлечь малышей к уборке участка: разбросать снег, смести его с веранды, расчистить дорожки.
Дети могут помочь собрать мусор с огорода, цветника, отвезти на маленьких тачках сухие ветки, прутья, камни в определенное место, разбить маленькими лопатками комья земли, протоптать междутрядия, утоптать дорожки вокруг клумб.
Малыши могут поучаствовать в весенних посадках в уголке природы и на участке. Для этого лучше использовать крупные семена (садовые бобы, декоративную фасоль, настурцию, душистый горошек, горох, редис и др.). Воспитатель показывает картинки с изображением тех цветов и овощей, которые дети будут выращивать. Предварительно они рассматривают семена: цвет, форму, размер. Педагог объясняет, что семена кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Чтобы облегчить малышам работу, он ставит на месте посадки палочки на расстоянии 8-10 см. Там, где стоит палочка, нужно сделать ямку (на каждого ребенка по 3-5 ямок) на глубину, отмеченную на палочке. Объяснять и показывать следует постепенно, перед началом каждого нового действия. Иначе малыши не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.
На повторных занятиях дети выполняют эту работу с большей самостоятельностью. Воспитатель от подробных объяснений, напоминаний о каждом действии и их последовательности переходит к общим объяснениям. Такой прием побуждает ребенка вспомнить, какой способ следует применить, какие действия в него входят и какова их последовательность.
Жизненный опыт дошкольников еще очень мал, у них нет представлений о росте и развитии растений, об особенностях ухода за ними, а без этого невозможно формирование осознанного отношения к труду. Поэтому очень важно проводить планомерные наблюдения за разнообразными трудовыми действиями взрослых в саду и на огороде, например посевом и поливом, рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.
Маленький ребенок, подражая педагогу, сам пытается участвовать в рыхлении почвы, прополке. Ввиду того, что физические возможности детей крайне ограничены, привлекать их к выполнению данных действий можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем малыши интересуются, где бобы, а где сорняки, просят назвать, какие это сорняки. Педагог должен ответить на вопросы и показать им 3-4 вида сорняков. Дети быстро начинают узнавать культурные растения (например, отличать бобы от пахучей ромашки, подорожника). Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение ребенка, он начинает больше присматриваться к окружающей природе.
В уголке природы педагог обращает внимание детей на появление молодых нежных листочков, на распустившиеся цветы комнатных растений. У младших дошкольников продолжает формировать элементарные трудовые навыки по уходу за растениями и животными (поливать растения, обмывать листья влажной тряпочкой, кормить рыбок, птичек) . Необходимо постоянно следить за тем, чтобы дети бережно относились к живым существам.
Дети старшей группы уже способны к обобщению и установлению связей между изменениями в неживой и живой природе и деятельностью человека в ней. Однако в начале сезона им еще трудно определить наступление весны по первым весенним признакам. При каждом снегопаде, снижении температуры они думают, что зима вернулась.
Поэтому педагогу следует
обратить основное внимание детей на
неизменно развивающиеся
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель