Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

В огороде и цветнике надо проследить за изменениями в росте  и развитии растений. Каждое яркое  изменение, замеченное детьми (появление бутонов, цветков и плодов, семян), фиксируется в дневнике или календаре природы.

Летом следует расширять  знания о некоторых видах растений цветника, огорода, луга. Для того чтобы  ребята успешнее учились различать растения, проводятся игры-упражнения: «Найди по описанию», «Найди растение по листу», «Что где растет?», «Магазин цветов», «Цветы луга», «Назовите, что видели», «Что изменилось?», «Разведчики», «Что нового, чего не было вчера?».

В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить  детей сих разнообразием, красотой, организуются 3—4 целевые прогулки в уголок луга на территории детского сада.

Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку, рассказать, почему они так называются. Наблюдая за колокольчиками, дети отмечают, что вечером и перед дождем они смыкают лепестки.

На целевых прогулках  обращается внимание на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, звуков, обилие зелени, цветов. Летом им дают возможность снова поупражняться в различении и назывании растений. После целевых прогулок на луг хорошо прочесть книгу «На лугу» Г. Ганейзер, «Наши цветы» Е. Серовой.

Во время прогулок на участке  детского сада и целевых прогулок за его пределы дети видят много  насекомых. Воспитатель закрепляет умение различать жуков (божья коровка, жужелица, жук-щелкун и др.), бабочек, знакомит с их образом жизни, рассказывает, какую большую пользу приносят божья коровка и ее личинки, поедая тлей. Если в уголке природы окажется зараженным тлей какое-нибудь растение, можно принести божьих коровок и посадить на это растение: ребята увидят, как. быстро исчезнет тля.

Дети могут наблюдать, как пчелы обследуют цветки, забираются глубоко внутрь за нектаром. Особенно интересно понаблюдать за сбором нектара с львиного зева. Нужно рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромнее количество цветов. Во время прогулок в уголок  луга предложить детям посидеть тихо, прислушаться к звукам, а затем рассказать, что услышали. Для уточнения представлений о насекомых луга хорошо прочесть книгу А. Михайлова «Вот так куколка!».

Летом дети продолжают наблюдать  птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают ласточки и стрижи, отлавливая насекомых, показывают гнезда ласточек, отмечают, как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Дежурные ухаживают за растениями цветника и огорода. Летом  нужно назначать большее количество дежурных, так как объем работы увеличивается. Дежурные поливают растения в цветнике и на грядках, в сухую погоду рыхлят растрескавшуюся землю. Прополку проводят всей группой. Во время прополки детей учат различать сорняки и культурные растения, показывают необходимость прополки и прореживания растений. Для этого оставляют небольшой опытный участок с непрополотыми и непрореженными растениями, некоторое время ведут за ними наблюдения, сравнивают их развитие с ростом ухоженных растений и, обнаружив разницу, пропалывают, прореживают, затем следят, как они набирают силу.

На огороде хорошо посадить подсолнечники и вести наблюдения за тем, как соцветия поворачиваются к солнцу в течение дня.

Подкормку растений проводят в период цветения и начала плодоношения. Для осознания необходимости этого способа ухода организуется опыт: на одном из участков грядки или цветника растения не подкармливаются. После того как дети заметят разницу в росте и развитии растений (подкормленных и неподкормленных), проводится подкормка всех растений.

В процессе труда и наблюдений за растениями огорода и цветника важно учить детей самостоятельно устанавливать необходимость поливки, прореживания, прополки, ориентируясь на внешний вид растений. С этой целью устанавливают причину разного состояния растений, рассказывают, как изменить условия, чтобы они лучше росли: «Как узнали, чего не хватало растениям? (Света, влаги, питания.) Что нужно сделать, чтобы растения стали лучше расти?» 

 

 

  

 

 

 

2.3. Развитие экологической  культуры у детей и взрослых.

Формирование начал экологической  культуры – становление осознанно  – правильного отношения непосредственно  к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим  ее, а также к людям, создающим  на ее основе материальные богатства  или духовные ценности.

Цель экологического воспитания детей - формирование начал экологической  культуры, что позволит в дальнейшем, успешно усваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит  его выживание и развитие. Эта  цель согласуется с концепцией дошкольного  воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент  личностной культуры, гуманистические  качества.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под  руководством взрослых с предметно  – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качество. Истинно культурный человек  не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Его заповедь – не навреди. Он живет в гармонии с окружающим миром. Такого человека можно назвать  Экологическим Человеком. Конечно такого человека можно воспитать.

Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Жизнь человека не мыслима без  сохранения природы,  и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.

Целостное, одухотворенное восприятие мира ближе скорее ребенку, нежели взрослому. В раннем детстве  для него все живое и единое. Это потом, взрослея, мы начинаем все  делить и расчленять. Недаром все сказки мира изображают природу живой, одухотворенной, где все взаимосвязано и подчинено единым нравственным законам.

Такое восприятие необходимо ребенку, оно для него естественно. Прекрасные образы сказок, легенд, музыки, искусства органично усваиваются  образным восприятием дошкольника.

В.А.Сухомлинский недаром  писал: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких  образах».[ 2,с.6 ]

Мы знаем, что до семи лет  дети особенно восприимчивы, и первые яркие впечатления откладываются  в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие.

Ставя задачу воспитания любви  к природе, бережного отношения  к ней, приходится много размышлять над тем, что может реально  пробудить эту любовь к детям. Работая воспитателем в детском  саду, всегда наблюдаю за детьми, многое анализирую, пробую, и пришла к твердому убеждению: ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится.

Сухое познание природы ни к чему не приведет. Не видя красоты  вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь и не восхищаясь, ребенок  останется глухим,  безучастным к тому, что его окружает. Он легко ломает ветку, легко поднимает руку на другого малыша или пробегающую собачонку, легко разрушает то, что кто-то построил.

Эту душевную сухость может  оживить красота. Но чтобы красота  затронула душу и сердце ребенка, мы, взрослые, должны помочь ее увидеть, ощутить. Лишь тогда, пользуясь своим  педагогическим мастерством, , сможем донести ее до сердца ребенка, до самой глубины его души. Так неоднократно замечала, как восхищаясь чем-то сама, невольно увлекала тем самым ребенка, обращала его внимание на то, чем восхищаюсь сама. «Мы – мостик, который соединяет ребенка с объектом нашего познания и восприятия, как бы окно в мир для него» - говорил К.Ушинский [9,с.72]

Понятно, насколько важны  в деле воспитания наши собственные  качества, черты характера, наша образованность, восприимчивость, просвещенность, одним  словом – наша культура. Начиная  воспринимать красоту, человек постепенно облагораживается, утончается. Окружить этой Красотой ребенка, помочь ему ее увидеть – наша благородная задача. Для этого необходимо познакомить  детей с произведениями художников, показать как они видят красоту природы. Рассматриваем репродукции картин художников: «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана, «Первый снег» А.А.Пластова, «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Рожь», «Утро в сосновом бору» и «Лесные дали» И.И.Шишкина.

Самому воспитателю необходимо быть живым примером устремления  ко всему тому, что хотели бы воспитать  и развить в детях, помня, что  больше всего на ребенка влияет живой  пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.

«Воспитывать – значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя», - так писал А.Острогорский, русский писатель и педагог. [ 5, с.8]

Дети получили еще в  младшем возрасте представление  о домашних животных, характерных  для нашего края, узнали на занятиях их особенности, как ухаживать, помогать им. Поведение животных тесно связано  с человеком, который создает  для них все необходимые условия. Домашние животные знают, и любят  своего хозяина, они к нему привязаны  и без него могут погибнуть. Ребята с интересом откликнулись на эту  тему: задавали вопросы, рассказывали сами интересные истории, сочиняли рассказы.

При изучении темы «Перелетные  и зимующие птицы» дети узнают, что  зима – тяжелый, трудный период для  птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день, чем можно их подкармливать. И без заботы человека птицам и белкам, которые живут на территории детского сада, очень трудно перенести зиму. Провела беседу с родителями по этой проблеме. Родители откликнулись, сделали кормушки, помогли их нам развесить. Беседы о птицах и белках дали знания о том, что, наблюдая за ними человек взял на себя много забот о них в зимний период.

Знакомила ребят с некоторыми правилами при наблюдении за растениями и животными, так как они могут  быть не безопасны:

- не торопись взять  руками незнакомое тебе растение, оно может быть ядовитым;

- не ешь незнакомые  ягоды;

- не забудь, что все  животные не любят, если их  беспокоят во время еды.

Работая в системе над  темой «Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель», я составила  перспективный план, подобрала методическую и художественную литературу по экологии, составила конспекты занятий  познавательного цикла, подобрала  иллюстрационный материал, сделала  карточки,  схемы, экологические цепи, подобрала игры с задачами – моделирование, стихи, загадки, пословицы, дидактические и сюжетно – ролевые игры, провела практическую опытническую работу, собрала с ребятами гербарий растений нашего края. Применяю разнообразные формы работы по экологическому воспитанию: беседы, праздники и развлечения, игры, опыты, экспериментирование. Все это помогает развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, творчество, умение логически рассуждать и мыслить, помогать природе и охранять её.

Ещё в младшей группе провела  родительское собрание на тему: «Правильное  отношение ребенка к природе  начинается в семье», где рассказала родителям о значимости экологического воспитания детей в настоящее  время.  Подготовила литературу об экологическом воспитании детей: Б.Рябинина «О любви к живому», Л.М.Маневцова «Мир природы и ребенок», Н.Ф.Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомление с природой», Т.А.Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», Д.Гурье «Мир живой природы. Лес», Г.Л.Ремезова «Войди в зеленый мир», В.А.Алексеева «300 вопросов и ответов по экологии», Н.А.Рыжова «Не просто сказки», С.Н.Николаева «Как приобщить ребенка к природе». Родители после чтения делились своими знаниями о природе.

Предложила также родителям  вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Живая природа», «Путешествие вокруг света». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно  присутствовать обсуждение увиденного (выяснение, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор видеофильмов. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.

Рекомендовала чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие  туристические походы и прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания.

Совершая прогулки, следует  помнить, что в природе нет  полезного и вредного. Все в  природе взаимосвязано. Совершая прогулки с ребенком, учить правильно относиться ко всем живым объектам.

Подбираю и провожу  для родителей различные консультации на темы: «Воспитание доброты в  природе», «Наблюдения в неживой  природе», «Птицы», «Посещение зоопарка». Советую читать «Юный натуралист», а во время отпуска собирать природный  материал, для того, чтобы потом  показать другим детям, использовать в  поделках.

Воспитание бережного  отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с  родителями, без их поддержки. Но к сожалению, не все родители придают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к природе.

Поэтому необходимо вести  работу с родителями, постоянно привлекая  их к этому различными интересными  формами работы, такими как туристические  походы, совместный просмотр видеофильмов, праздники, досуги, детско - родительские гостиные, совместная трудовая деятельность по оформлению территории детского сада, посадка деревьев, красивых кустарников, и цветов, изготовление скворечников, домиков для белок, кормушек.

Экологическое воспитание подрастающего  поколения – одна из основных задач  в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь  очень много. Результат этой работы – благодарность родителей и  желание детей сделать свой детский  сад чистым и красивым. 

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель