Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
В огороде и цветнике надо проследить за изменениями в росте и развитии растений. Каждое яркое изменение, замеченное детьми (появление бутонов, цветков и плодов, семян), фиксируется в дневнике или календаре природы.
Летом следует расширять знания о некоторых видах растений цветника, огорода, луга. Для того чтобы ребята успешнее учились различать растения, проводятся игры-упражнения: «Найди по описанию», «Найди растение по листу», «Что где растет?», «Магазин цветов», «Цветы луга», «Назовите, что видели», «Что изменилось?», «Разведчики», «Что нового, чего не было вчера?».
В июне пышно цветут травы: колокольчики, ромашки, гвоздики, клевер и другие растения. Чтобы познакомить детей сих разнообразием, красотой, организуются 3—4 целевые прогулки в уголок луга на территории детского сада.
Детям нужно показать подорожник, вьюнки, гусиную лапчатку, рассказать, почему они так называются. Наблюдая за колокольчиками, дети отмечают, что вечером и перед дождем они смыкают лепестки.
На целевых прогулках обращается внимание на красоту окружающей природы. Дети с наслаждением ощущают разнообразие запахов, звуков, обилие зелени, цветов. Летом им дают возможность снова поупражняться в различении и назывании растений. После целевых прогулок на луг хорошо прочесть книгу «На лугу» Г. Ганейзер, «Наши цветы» Е. Серовой.
Во время прогулок на участке детского сада и целевых прогулок за его пределы дети видят много насекомых. Воспитатель закрепляет умение различать жуков (божья коровка, жужелица, жук-щелкун и др.), бабочек, знакомит с их образом жизни, рассказывает, какую большую пользу приносят божья коровка и ее личинки, поедая тлей. Если в уголке природы окажется зараженным тлей какое-нибудь растение, можно принести божьих коровок и посадить на это растение: ребята увидят, как. быстро исчезнет тля.
Дети могут наблюдать, как пчелы обследуют цветки, забираются глубоко внутрь за нектаром. Особенно интересно понаблюдать за сбором нектара с львиного зева. Нужно рассказать о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромнее количество цветов. Во время прогулок в уголок луга предложить детям посидеть тихо, прислушаться к звукам, а затем рассказать, что услышали. Для уточнения представлений о насекомых луга хорошо прочесть книгу А. Михайлова «Вот так куколка!».
Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают ласточки и стрижи, отлавливая насекомых, показывают гнезда ласточек, отмечают, как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Дежурные ухаживают за растениями цветника и огорода. Летом нужно назначать большее количество дежурных, так как объем работы увеличивается. Дежурные поливают растения в цветнике и на грядках, в сухую погоду рыхлят растрескавшуюся землю. Прополку проводят всей группой. Во время прополки детей учат различать сорняки и культурные растения, показывают необходимость прополки и прореживания растений. Для этого оставляют небольшой опытный участок с непрополотыми и непрореженными растениями, некоторое время ведут за ними наблюдения, сравнивают их развитие с ростом ухоженных растений и, обнаружив разницу, пропалывают, прореживают, затем следят, как они набирают силу.
На огороде хорошо посадить
подсолнечники и вести
Подкормку растений проводят в период цветения и начала плодоношения. Для осознания необходимости этого способа ухода организуется опыт: на одном из участков грядки или цветника растения не подкармливаются. После того как дети заметят разницу в росте и развитии растений (подкормленных и неподкормленных), проводится подкормка всех растений.
В процессе труда и наблюдений за растениями огорода и цветника важно учить детей самостоятельно устанавливать необходимость поливки, прореживания, прополки, ориентируясь на внешний вид растений. С этой целью устанавливают причину разного состояния растений, рассказывают, как изменить условия, чтобы они лучше росли: «Как узнали, чего не хватало растениям? (Света, влаги, питания.) Что нужно сделать, чтобы растения стали лучше расти?»
2.3. Развитие экологической культуры у детей и взрослых.
Формирование начал
Цель экологического воспитания
детей - формирование начал экологической
культуры, что позволит в дальнейшем,
успешно усваивать в
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Настоящая культура – не этикет, а образ мыслей, чувств, их качество. Истинно культурный человек не может быть разрушителем, он не станет бессмысленно убивать, разрушать, уничтожать живое. Его заповедь – не навреди. Он живет в гармонии с окружающим миром. Такого человека можно назвать Экологическим Человеком. Конечно такого человека можно воспитать.
Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Жизнь человека не мыслима без сохранения природы, и для этого мы должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
Целостное, одухотворенное восприятие мира ближе скорее ребенку, нежели взрослому. В раннем детстве для него все живое и единое. Это потом, взрослея, мы начинаем все делить и расчленять. Недаром все сказки мира изображают природу живой, одухотворенной, где все взаимосвязано и подчинено единым нравственным законам.
Такое восприятие необходимо
ребенку, оно для него естественно.
Прекрасные образы сказок, легенд, музыки,
искусства органично
В.А.Сухомлинский недаром писал: «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах».[ 2,с.6 ]
Мы знаем, что до семи лет
дети особенно восприимчивы, и первые
яркие впечатления
Ставя задачу воспитания любви к природе, бережного отношения к ней, приходится много размышлять над тем, что может реально пробудить эту любовь к детям. Работая воспитателем в детском саду, всегда наблюдаю за детьми, многое анализирую, пробую, и пришла к твердому убеждению: ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится.
Сухое познание природы ни к чему не приведет. Не видя красоты вокруг, не воспринимая эту красоту, не радуясь и не восхищаясь, ребенок останется глухим, безучастным к тому, что его окружает. Он легко ломает ветку, легко поднимает руку на другого малыша или пробегающую собачонку, легко разрушает то, что кто-то построил.
Эту душевную сухость может оживить красота. Но чтобы красота затронула душу и сердце ребенка, мы, взрослые, должны помочь ее увидеть, ощутить. Лишь тогда, пользуясь своим педагогическим мастерством, , сможем донести ее до сердца ребенка, до самой глубины его души. Так неоднократно замечала, как восхищаясь чем-то сама, невольно увлекала тем самым ребенка, обращала его внимание на то, чем восхищаюсь сама. «Мы – мостик, который соединяет ребенка с объектом нашего познания и восприятия, как бы окно в мир для него» - говорил К.Ушинский [9,с.72]
Понятно, насколько важны в деле воспитания наши собственные качества, черты характера, наша образованность, восприимчивость, просвещенность, одним словом – наша культура. Начиная воспринимать красоту, человек постепенно облагораживается, утончается. Окружить этой Красотой ребенка, помочь ему ее увидеть – наша благородная задача. Для этого необходимо познакомить детей с произведениями художников, показать как они видят красоту природы. Рассматриваем репродукции картин художников: «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана, «Первый снег» А.А.Пластова, «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Рожь», «Утро в сосновом бору» и «Лесные дали» И.И.Шишкина.
Самому воспитателю необходимо быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит.
«Воспитывать – значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать воспитание с самого себя», - так писал А.Острогорский, русский писатель и педагог. [ 5, с.8]
Дети получили еще в
младшем возрасте представление
о домашних животных, характерных
для нашего края, узнали на занятиях
их особенности, как ухаживать, помогать
им. Поведение животных тесно связано
с человеком, который создает
для них все необходимые
При изучении темы «Перелетные и зимующие птицы» дети узнают, что зима – тяжелый, трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых, холодно, короткий день, чем можно их подкармливать. И без заботы человека птицам и белкам, которые живут на территории детского сада, очень трудно перенести зиму. Провела беседу с родителями по этой проблеме. Родители откликнулись, сделали кормушки, помогли их нам развесить. Беседы о птицах и белках дали знания о том, что, наблюдая за ними человек взял на себя много забот о них в зимний период.
Знакомила ребят с некоторыми правилами при наблюдении за растениями и животными, так как они могут быть не безопасны:
- не торопись взять
руками незнакомое тебе
- не ешь незнакомые ягоды;
- не забудь, что все животные не любят, если их беспокоят во время еды.
Работая в системе над темой «Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель», я составила перспективный план, подобрала методическую и художественную литературу по экологии, составила конспекты занятий познавательного цикла, подобрала иллюстрационный материал, сделала карточки, схемы, экологические цепи, подобрала игры с задачами – моделирование, стихи, загадки, пословицы, дидактические и сюжетно – ролевые игры, провела практическую опытническую работу, собрала с ребятами гербарий растений нашего края. Применяю разнообразные формы работы по экологическому воспитанию: беседы, праздники и развлечения, игры, опыты, экспериментирование. Все это помогает развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, творчество, умение логически рассуждать и мыслить, помогать природе и охранять её.
Ещё в младшей группе провела родительское собрание на тему: «Правильное отношение ребенка к природе начинается в семье», где рассказала родителям о значимости экологического воспитания детей в настоящее время. Подготовила литературу об экологическом воспитании детей: Б.Рябинина «О любви к живому», Л.М.Маневцова «Мир природы и ребенок», Н.Ф.Виноградова «Умственное воспитание детей в процессе ознакомление с природой», Т.А.Шорыгина «Домашние животные. Какие они?», Д.Гурье «Мир живой природы. Лес», Г.Л.Ремезова «Войди в зеленый мир», В.А.Алексеева «300 вопросов и ответов по экологии», Н.А.Рыжова «Не просто сказки», С.Н.Николаева «Как приобщить ребенка к природе». Родители после чтения делились своими знаниями о природе.
Предложила также родителям вместе с детьми смотреть телепередачи «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Живая природа», «Путешествие вокруг света». Но здесь важно не забывать о том, что должно обязательно присутствовать обсуждение увиденного (выяснение, как дети поняли, что запомнили, на что обратили внимание). Хорошо иметь дома подборку открыток с природоведческим содержанием, набор видеофильмов. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
Рекомендовала чаще отправляться вместе с ребенком на природу. Такие туристические походы и прогулки сближают родителей со своими детьми, помогают установить дружеские отношения на основе взаимопонимания.
Совершая прогулки, следует помнить, что в природе нет полезного и вредного. Все в природе взаимосвязано. Совершая прогулки с ребенком, учить правильно относиться ко всем живым объектам.
Подбираю и провожу
для родителей различные
Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями, без их поддержки. Но к сожалению, не все родители придают должного внимания этому вопросу, порой сами потребительски относятся к природе.
Поэтому необходимо вести работу с родителями, постоянно привлекая их к этому различными интересными формами работы, такими как туристические походы, совместный просмотр видеофильмов, праздники, досуги, детско - родительские гостиные, совместная трудовая деятельность по оформлению территории детского сада, посадка деревьев, красивых кустарников, и цветов, изготовление скворечников, домиков для белок, кормушек.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – одна из основных задач в данный момент. Это трудная, но интересная работа и возможностей здесь очень много. Результат этой работы – благодарность родителей и желание детей сделать свой детский сад чистым и красивым.
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель