Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
«Что помогает животным выжить?»
Животные |
Особенности приспособления к зиме |
Грызуны (мышь, хомяк)
|
Находят пищу в лесной подстилке, под снегом. |
Зайцы |
Устраивают в снегу лежки. |
Ежи, бурундуки, медведи |
Спят. |
Глухари, рябчики, тетерева |
Закапываются в снег. По бокам пальцев у глухаря и рябчика находятся зубчики. Они помогают удержаться на скользящих обледенелых ветках во время кормежки на деревьях. |
Рябчик, сыч, сова, куропатка |
Покровительственная окраска (под цвет стволов и снега). |
Ястреб |
Короткие закругленные крылья и длинный хвост помогают летать в лесу в поисках добычи. |
Вопросы для обсуждения с детьми:
«Рождение леса»
Вопросы для обсуждения с детьми:
МАРТ
«Почему они так называются?»
(Беседа проходит в
уголке природы.) Педагог просит
детей вспомнить названия
Затем педагог предлагает детям подумать, почему растения имеют такие странные сложные имена. Дети подводятся к выводу, что комнатные растения привезены к нам издалека, их родина — южные страны, где не бывает зимы, поэтому и растут эти растения круглый год. Вот и названия у них тоже странные для нас — заморские.
Но так давно уже прижились у нас комнатные растения, так радуют нас холодными долгими зимами, что люди придумали им еще по одному имени — простому, понятному у нас в России. Педагог предлагает детям вспомнить народные названия комнатных растений: огонек, крапивка, Ванька-мокрый, красные колокольцы, щучий хвост, столетник и т.д.
Далее детям предлагается подумать, почему растению народ придумал новые имена:
Колеус — крапивка, потому что похож на крапиву;
Алоэ — столетник, потому что живет очень долго;
Сансевьера — щучий хвост, потому что напоминает щучий хвост по форме и окраске;
Бальзамин — огонек, потому что цветы похожи на маленькие красные огоньки;
Амараллис — красные колокольцы, потому что цветок напоминает по форме крупный колокольчик.
Вопросы для обсуждения с детьми:
АПРЕЛЬ
«Птичий календарь»
Когда возвращаются к нам перелетные птицы из теплых краев? Кто прилетает первым? Тот, кто больше соскучится?
Оказывается, есть правило: птицы возвращаются тогда, когда для них появляется корм. Поэтому существует птичий календарь.
Птицы |
Срок прилета |
Способ питания |
Грачи |
7 марта |
Всеядные |
Скворцы |
30 марта |
Мелкие насекомые, семена |
Жаворонки |
1—10 апреля |
-//- |
Зяблики |
5—15 апреля |
Зерна, семена |
Дрозды |
после 15 апреля |
Семена растений, мелкие насекомые |
Водоплавающие птицы |
конец апреля |
Рыба, водные насекомые |
Кукушки, стрижи, соловьи, ласточки |
май |
Насекомые |
Вопросы для обсуждения с детьми:
МАЙ
«Да сохранится шар земной!»
Беседу можно начать со стихотворения В. Орлова «Что нельзя купить?».
Если деньги накопить,
Можно многое купить —
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Спросить у детей, есть ли что-нибудь такое, что нельзя купить?
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу,
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Подвести детей к пониманию, что красота, которую дарит природа, бесценна.
Необходимо объяснить детям, какую огромную пользу приносят деревья: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, сокращают содержание в атмосфере пыли и вредных веществ, уменьшают скорость ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару.
Вопросы для обсуждения с детьми:
• Кто из вас принимал участие в посадке деревьев?
ИЮНЬ
«К природе с добротой»
Рекомендации. Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь целесообразно включить в цикл экологических бесед. Можно использовать сюжеты или фрагменты из художественных фильмов «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Приключения рыжего Майкла», «Рикки-Тикки-Тави», «Тропой бескорыстной любви» и др.
Цель. Стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, стремление оказать помощь; сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
Материал. Слайд-фильм «Насекомые», выставка книг, посвященных животным, стенд «Человек в дружбе с животными».
Участники. Воспитатель, дети.
Ход беседы Воспитатель. Много разных животных есть на нашей планете. Некоторые издавна уничтожались человеком только потому, что он их считал вредными.
Мой юный друг!
Открой глаза и уши...
Ты слышишь стон:
«Спасите наши души!»
Так обращаются к нам животные. Есть ли в природе вредные животные? Каких животных вы считаете вредными? Почему? Каких считаете полезными? Чтобы разобраться в этом серьезном вопросе, надо много знать. (Начинает беседу, используя рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».)
Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно легкое облачко носится в воздухе - то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.
- Ах ты, негодник! Зачем только ты живешь на свете!
Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живет в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. На мотыля удильщики ловят всякую рыбешку - пескарей, карасей, плотву. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них - мотыль.
Оказывается, и комары не зря живут на свете (см. фото 1).
А вот по ветке сирени медленно ползет жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих семь черных точек. Это божья коровка (см. фото 2). Чуть тронешь ее - жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползет. Он прилежно охотится за тлями - насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда, портят их: делают дырочки в плодах и листьях и сосут сок.
Много попортили бы эти тли деревьев и овощей, если бы их не уничтожали жучки - божьи коровки.
Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал ее в руках? А знаете ли вы, что она часто страдает из-за неумеренного любопытства детей? Послушайте, что я вам расскажу. (Читает или пересказывает содержание текста А. Плешакова «Знать и беречь».)
«Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их еще и за то можно любить, что они наши верные друзья.
Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползет по ладони, и приговариваем: "Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба!".
Но понимаем, что хлеба коровки не могут принести. Оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле - взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожаи на полях, в садах, в огородах.
Но чтобы божьих коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что приносят они не только хлеб, но и, как утверждают старинные книги, счастье».
Дети, как мы будем теперь относиться к божьим коровкам? Почему? Не только они уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по-своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.
Насекомым здорово достается от птиц, поэтому некоторые из них имеют отпугивающую окраску. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусные или даже ядовитые, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомых как будто предупреждает: «Не тронь меня! Я невкусная». Эта окраска так и называется - предупреждающая. Вот почему спокойно ползают по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, лесной клоп, бронзовка... О ком сейчас пойдет речь?
Волосата, зелена,
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Обижать не может. (Гусеница.)
Пройдет некоторое время, и гусеница станет куколкой, из которой появится прекрасная бабочка - поликсена . Но, к сожалению, бывает и так.
- Смотри, смотри, какая раскрасавица!
-Мальчишка смотрит радостно на мать.
-Царица-гусеница! Правда нравится?
Давай ее кормить и охранять!
-И вправду, будто древняя царица,
Таинственным сказаниям сродни,
На краснобоком яблоке в тени
Сияла золотая гусеница.
Но женщина воскликнула:
- Пустое!
-И засмеялась:
- Ах ты, мой сверчок!
Готов везде оберегать живое.
Да это же вредитель, дурачок!
В четыре года надо быть мужчиной!
Соображай. Ты видишь, вот сюда
Она вползет, попортит сердцевину,
И яблоко - хоть выброси тогда!
Нет, нам с тобой такое не годится.
Сейчас мы глянем, что ты за герой.
Она стряхнула с ветки гусеницу:
А ну-ка, размозжи ее ногой! -
И мальчик, мину напуская злую
И подавляя втайне тошноту,
Шагнул ногой на теплую, живую,
Жемчужно-золотую красоту...
Вот это славно! Умница, хвалю! -
И тот, стремясь покончить с добротою,
Вскричал со зверски поднятой ногою:
Кидай еще! Другую раздавлю!
Мать с древних пор на свете против зла.
Но как же этой непонятно было,
Что сердцевину яблоку спасла,
А вот в мальчишке что-то загубила... Э. Асадов. Царица-гусеница
Правильно ли поступила мама мальчика? Как бы поступили вы? Почему? О ком наша следующая загадка?
На большой цветной ковер
Села эскадрилья.
-То закроет, то откроет
Расписные крылья.
(Бабочки.)
Посмотрите, как красивы бабочки! Люди называют их летающими цветами! Когда видишь бабочку, на душе становится тепло и радостно. Вы согласны? Не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться их красотой издали.
Каких вы знаете жуков? Очень красивы жуки! Большие, маленькие, усатые, рогатые, разноцветные, они всегда привлекали внимание людей. Жуки не только приносят немало пользы, но и украшают нашу землю, а жужелицы уничтожают вредителей на полях и огородах..
Какого жука я в лесу повстречал!
Он топал, как бык, и рогами качал,
И очень серьезным и грозным он был -
Я даже дорогу ему уступил.
Мне имя его неизвестно пока,
Но я не забуду лесного жука.
Я в городе в библиотеку пойду,
Жука моего по рисункам найду.
Узнаю, где водится, как он живет,
Зачем ему крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы, шуметь,
И будут, как птицы, трамваи звенеть.
Я всем расскажу про жука своего,
Как славно, что я не обидел его!
С. Махотин
Ребята, не трогайте и не обижайте жуков!
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель