Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат

Описание работы

«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.

Содержание

Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Экологическое воспитание.docx

— 247.95 Кб (Скачать)

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый год  знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

К. Завайский

О каких насекомых сейчас пойдет речь?

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей.

И спешит на помощь друг

-Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может... (муравей).

Что это за дом?

За пнем - бугорок,

а в нем - городок. (Муравейник.)

Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника? Муравьи трудятся, подобно маленьким лесным человечкам.

По тропе лесной, неровной

Листик тащит муравей

В десять раз себя огромней.

Помоги ему скорей!

Какую роль они играют в  природе? Нужна ли им наша помощь и  забота? Кто уже помогал муравьям? Как? (Пересказывает содержание статьи Б. Наумова «Внимание - природа» из журнала «Юный натуралист».)

«Бродя по лесу в поисках  грибов или ягод, некоторые "любители" природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбовавшись великим муравьиным переполохом. Многие и не подозревают, что такие "развлечения" гибельны для муравьев. Если насекомые не успевают до первого дождя отремонтировать поврежденный купол, а на ремонт требуется два-три дня, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. А между тем муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.

Ежедневно поедая массу размножившихся хвое- и листогрызущих насекомых, они практически ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса в самом их начале.

Муравьи очень часто спасают  лес и от пожаров. Не знаю, многим ли приходилось наблюдать, как при встрече с огнем муравьи становятся на задние ноги и выпрыскивают на него струю жидкости. Причем все без исключения находящиеся поблизости муравьи вступают в борьбу с огнем.

Непотушенную спичку или  окурок, брошенные вблизи муравейника, муравьи очень быстро гасят, разумеется, если еще не успела загореться сухая трава или лесная подстилка. Большой огонь, конечно, муравьям не погасить.

Но самый большой вред муравейникам наносят кабаны. Устраивая  в них свои постели, звери полностью разрушают купол муравейника.

Чтобы спасти муравейники  от кабанов, их необходимо огораживать. По четырем углам муравейника  ставятся столбики диаметром 10-12 сантиметров, а между ними натягиваются в пять рядов колючая проволока или жердочки».

А какую роль в природе  играют пчелы? Кто из вас любит  мед? Знаете, что мед -природное лекарство?

Чаще мы боимся быть укушенными пчелами, но иногда помощь требуется  и самим пчелам.

Залетела к нам пчела,

У оконного стекла

Кружится, старается,

Улететь пытается,

Да не получается!

Я дружить хочу с пчелою,

Я ей форточку открою:

Улетай-ка на свободу,

Принеси на лапках меду!

Ю. Магнаров

Что будет, если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо, потому что насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их - переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если насекомые этого не сделают, то не будет семян, а значит, и растений. Расплодятся многие вредители растений, погибнут леса.

Что будет, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые питаются комарами.

А вы знаете, кого называют «лесными санитарами»? Зачем лесу санитары? В лесу много жителей - птицы, мыши, кроты, белки, ящерицы, лягушки. Многие из них гибнут в когтях и зубах хищников, но некоторые умирают своей смертью или погибают от болезней. В лесу нет мертвых птиц и зверьков, потому что «санитары» работают очень добросовестно. Они откладывают свои личинки в трупы животных и закапывают их. Теперь личинки обеспечены едой и защищены от врагов. А лес спасен от загрязнения.

Волк - хищник. И во многих местах на него устраивали облавы. Давали премии за уничтожение волка. А кончилось  это печально. Там, где исчезли волки, в лесах развелось больше больных зверушек, так как волки, подобно ястребам, являются лесными санитарами. Был вред, но была и польза. А чего больше, в каждом отдельном случае надо изучать. Ведь человек -разумное существо. И поэтому он должен поступать разумно, продуманно, осмотрительно. И уж, конечно, не жестоко.

Погибают от рук людей  не только насекомые, которых человек относил к «вредным», но и другие животные. Знаете какие?

Воробьев в Китае хотели совсем уничтожить. Жаворонков подавали на пиршествах как лакомое блюдо. На базарах Японии и Италии до сих пор торгуют мелкими певчими птицами (снегири, зарянки, ласточки, овсянки), которые становятся жертвами человеческого обжорства. Многие животные попали в Красную книгу, так как были истреблены полностью или по вине человека находятся на грани исчезновения. Например, люди полностью истребили морскую корову.

Портит человек и условия  жизни животных. В книге писательницы Беллы Ди-жур «Жалобная книга природы» рассказывается о том, что в одну из тяжких минут своей жизни рыбы собрались вместе и сочинили речь, обращенную к людям:

«Уважаемое человечество! Вы ловите нас на крючки и в сети. Мы покоряемся... Но будьте благоразумны! Для вашей же пользы! Не забывайте, что рыба - существо опрятное, чистоплотное. Зачем же вы загрязняете пруды, реки и озера? Какая вам от этого польза?».

Почему рыбы написали такое  письмо? А вы не выбрасываете мусор  или остатки еды в реку? Оказывается, все животные нужны природе и  все нуждаются в нашей защите и помощи. Много животных погибает во время охоты, особенно когда она превращается в пустую забаву. Очень часто проявляют люди жестокость по отношению к животным, которые, несмотря ни на что, платят им любовью и преданностью. Иногда хозяева выгоняют из дома состарившихся кошек и собак, выбрасывают в помойные ямы котят и щенков, мучают животных. (Приводит несколько примеров из книги Б.

Дети, как вы думаете, почему в Нью-Йоркском зоопарке в одной  из клеток установлено зеркало, а над клеткой надпись: «Самое ужасное в мире животное, которое уничтожает всех остальных»? Человек заглядывает в клетку и видит в зеркале... себя!

Можно привести и множество  примеров, когда люди проявляют заботливое отношение к братьям нашим меньшим, примеров истинной преданности и дружбы. (Напоминает детям о книге Н. Гарина-Михайловского «Тема и Жучка».)

Однажды в Санкт-Петербурге мужчина спас овчарку, которая в  половодье оказалась на льдине. Как  радовалась она спасению и какой  преданностью отплатила своему спасителю! А маленький мальчик отдал любимую игрушку за котенка, которого мучили старшие ребята. Одинокая полуслепая старая женщина покупала на базаре мелкую рыбу для бездомных кошек, а уборщицы одного учреждения подобрали и выходили ослепшего котенка. (Приводит примеры положительного отношения людей к животным из книги Б. Рябинина «О любви к живому».)

Расскажите о том, какую  помощь вы оказали животным. Будьте добрыми к животным, не жалейте для них кусочка хлеба или печенья. Животные должны вызывать у вас желание приласкать, обогреть. Доброта - великая вещь. Это благодеяние для всех живущих.

Там, где люди любят все  живое, в дружбе с человеком живут  разные животные. (Пересказывает рассказ Ф. Ревзина «В дружбе с человеком».)

«В городах, где любят  природу, лесные зверьки и пернатые получают постоянную прописку и доставляют людям много радости.

...Раннее утро. По росистым  газонам степенно выхаживают аисты, вытаскивая из норок выползков, хватая в траве кузнечиков и другую живность. Мчатся автомашины, троллейбусы, но аисты не пугаются. Не боятся они и людей, заполнивших тротуары.

В верхушке дерева мелькнул рыжий зверек. Увидев человека, он озорно цокнул и по стволу стал опускаться вниз. Пошарив в кармане, парень что-то достал и протянул на ладони. Белочка смело взяла с руки угощение.

На озеро, что невдалеке  от города, выплыла семья лебедей. Впереди - снежно-белые взрослые, следом - желтоватые птенцы. Увидев мальчишек, лебеди приблизились к берегу. В воду полетели кусочки хлеба. Затем величавые птицы вышли на берег и совсем как домашние гуси стали пощипывать травку.

...Зяблик пуглив. Бывало, одно неосторожное движение, и он исчезал мгновенно. А этот почему-то норовит клюнуть крошку печенья прямо с ладони. Зяблик твердо знает: здесь, в городском сквере, его никто не тронет.

Останутся ли они в городе навсегда? Все зависит от нас».

Нелегкое дело - быть хозяином и другом природы. Взяв на себя такую почетную и ответственную миссию, человек должен учиться у самой природы, постигать ее уроки. «Плохо» и «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Изучение природы, всех ее связей, всех взаимоотношений - вот с чего должен начинать каждый, кто хочет стать ее другом.

Давайте же учиться доброте, учиться никогда никого не обижать и помогать всем, кто попал в беду! Давайте запомним, что все животные очень нужны и важны в природе. (Читает стихотворение Б. Заходера.)

Все-все, все на свете, на свете нужны.

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ  нелепых

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете! Нужны  все подряд!

Кто делает мед и кто делает яд!

Плохие дела у кошки  без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

И если мы с кем-то не очень  дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой  окажется!

Все-все, все на свете, на свете нужны,

И это все дети запомнить  должны!

В заключение беседы воспитатель предлагает детям нарисовать дома рисунок на тему «Мой маленький друг».  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

ПОТЕШКИ, ПОГОВОРКИ, ПОСЛОВИЦЫ,

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ЗАГАДКИ,

СТИХИ О ВРЕМЕНАХ ГОДА

ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  

 

ОСЕНЬ

ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Потешки, песенки

Дождик, дождик,

Подожди —

Надоели нам дожди!

Ты по крышам зачастил,

Ребятишек разбудил.

Сбил ограды,

Залил ров,

В стаде распугал коров. 

 

Дождик, дождик, поливай —

Будет хлеба каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки!

Дождик, дождик, пуще —

Дам тебе гущи.

Выйду на крылечко —

Дам огуречка,

Дам и хлеба каравай! 

 

Дождик, дождик,

Пожалей,

Хоть дороги

Не залей! 

 

Радуга-дуга,

Не давай дождя.

Давай солнышка

Выше бревнышка!

Пословицы, поговорки

Холоден сентябрь, да сыт.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит,

мутит и рвет, и льет, и  снизу метет.

Весной дождь растит, а  осенью гноит.

Лето со снопами, а осень  с пирогами.

Первый снежок не лежок!

Народные приметы

Гром в сентябре — теплая осень.

Октябрьский гром — к  бесснежной зиме.

Осенью паутина — на ясную погоду.

В лесу много рябины —  осень будет дождливая, мало —сухая.

Если листопад пройдет  скоро, надо ожидать крутой зимы.

Загадки

Пушистая вата 
Плывет куда-то. 
Чем вата ниже, 
Тем дождик ближе. 
(Туча) 

 

Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья) 

 

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает —

Когда это бывает? (Осенью)  

 

Сидит — зеленеет,

Лежит — пожелтеет,

Падет — почернеет. (Листик)

Шел долговяз — В землю увяз.

(Дождь) 

 

Шумит он в поле и в  саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь) 

 

Неизвестно, где живет.

Налетит — деревья гнет.

Засвистит — по речке  дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер)  

 

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)  

 

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Загадки

Стоит Ермошка

На одной ножке.

На нем сто одежек

И все без застежек. (Капуста)

Сидит дед,

Многими шубами одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)  

 

Ни окон,

Ни дверей —

Полна горница

Людей. (Огурец) 

 

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь) 

 

Лоскуток на лоскутке —

Зеленые заплатки.

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)  

 

Лежат в земле

Яички.

Снесли их

Не птички. (Картофель)

Зелена, да не дубрава,

С хвостом, да не корова. (Репа)

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она —

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Круглое, румяное

С дерева достану я. (Яблоко)  

 

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз) 

 

На ветвях висят шары.

Посинели от жары. (Сливы)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь. (Репка)  

 

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи —

Меня в них ищи. (Капуста)  

 

Вверху зелено,

Внизу красно,

В землю вросло. (Свекла) 

 

Золотая голова

Велика, тяжела,

Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)  

 

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки. (Горох) 

 

Потешки, приговорки

Вот вам морковка —

Красная головка,

Хвостик зеленый.

Вот вам и репка —

Желтая и крепкая! 

 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Принесу лукошечко,

Насыплю горошечка!

Считалки

Мы делили апельсин —

Много нас, а он один.

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа,

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра,

А для волка — кожура.

Он сердит на нас —

Беда!!! Разбегайтесь кто  куда!

Поговорка

Без капусты щи не густы. 

 

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Потешки, поговорки

Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель