Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:23, реферат
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья, пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом»
В.А.Сухомлинский.[11,с.26]
Родная природа! В душе ребенка она оставляет глубокий неизгладимый след, потому - что своей яркостью, своим многообразием воздействует на его чувства.
Введение
«Природа – гениальный изобретатель, природа – учитель»
2.1. Экологическое воспитание – новое направление педагогики
2.2. Организационно – методическое руководство экологическим воспитанием детей в дошкольном учреждении
- Ознакомление детей с осенними явлениями природы
- Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой
- Ознакомление детей с весенними явлениями природы
- Ознакомление детей с летними явлениями природы
2.3. Развитие экологической культуры детей и взрослых
Заключение
Список литературы
Приложение
По мере того как
зима все больше и больше вступает
в свои права, воспитатель обращает
внимание детей на то, как много
выпало снега, как он медленно, хлопьями
ложится на землю, как быстро все
вокруг побелело. Усилить эмоционально-
Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть. Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: "А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила".
Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в "дворников", "водителей". Благодаря игровым приемам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле. В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и предоставляет широкие возможности для веселых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
Детям можно предложить сделать маленькую снежную горку для катания кукол, мишек, привлечь их к постройке большой снежной горы или снежных валов, которые располагаются по краям площадки. Горы обязательно должны быть с площадкой, где может помещаться ребенок с санками; ступеньки надо посыпать песком. За помощь нужно обязательно поощрять детей, благодарить.
В теплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать "пирожки", "мороженое". Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика. Для эмоционального восприятия можно прочесть стихотворение:
Мы слепили снежный ком, ушки сделали на нем.
И как раз, вместо глаз, угольки нашлись у нас.
Кролик белый, как живой, и с хвостом, петлевой...
О. Высотская. "Снежный кролик"
В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в "Следы", "Кто куда спрятался". Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.
Младшие дошкольники много времени проводят на участке детского сада, поэтому надо спланировать их деятельность так, чтобы она включала занятия и игры со снегом. Можно проводить с детьми формовку из снега. Для этого необходим стол с бортиками, пластмассовые формочки, совочки, фигурки животных, людей. Воспитатель дает детям печатки с изображением елочки, домика, зайца и др. Они называют изображения, а потом печатают на снегу. Рисование и печатание на снегу тесно связаны с играми детей. Для этого на участке должно быть место, где снег оставался бы нетронутым.
Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно сходить на каток, посмотреть, как катаются на коньках, отметить, что лед твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.
Воспитание у детей интереса и любви к зиме связывают не только с играми и забавами на свежем воздухе, которые доставляют детям большую радость, но и с эстетическим воспитанием. Для уточнения представлений дошкольников об этом времени года рассматривают картины из серии "Времена года" и "Наша Таня".
Проводятся целевые прогулки по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет. Можно рассмотреть ель с шишками, поиграть, например, в игру "Раз, два, три — к дереву (береза, ель, липа) беги" и др.
В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям. Чтобы малыши это лучше поняли, срезанные ветки помещают в банку с водой и ставят в уголок природы. Впоследствии дети следят за появлением листочков. На участке взрослые в присутствии детей подсыпают к корням деревьев снег, объясняя, что когда станет тепло, снег растает и деревья смогут "напиться" воды.
Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной и ценной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка — воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.
Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры "Воробушки и автомобиль", "Кто при- летел на кормушку", "Голуби и воробьи" и "Птичий календарь" (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке) .На участке не всегда удается хорошо рассмотреть птиц. Для уточнения представлений о них можно провести занятия по наблюдению за чижом или снегирем (канарейкой) в уголке природы. Дошкольники учатся насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воду. Эта работа доступна маленьким детям, так как не требует больших физических усилий, а ее смысл и значение малышам понятны.
Зимой, когда в естественных условиях дети не видят зеленых и цветущих растений, также возрастает значение занятий в уголке природы. После рассматривания комнатных растений организуют дидактические игры с несложными заданиями: найти среди других растений названное, показать части растения, найти растения по двум-трем признакам. В качестве примера в приложении 1 представлено занятие в младшей группе.
Зимой особую радость доставляют малышам растения, выращенные ими самими, например, молодые всходы овса. Сеять овес следует только в том случае, если есть кого кормить, и перед детьми можно поставить цель, например, вырастить зеленый корм для нашей птички (или кролика), чтобы она была здорова и весело пела. В начале занятия воспитатель показывает выросший овес, дает возможность малышам покормить птичку травой. Объясняет, что эту зеленую травку подарили старшие дети и нужно вырастить еще овес, чтобы птичка могла питаться свежей зеленью, пока травка не появится на участке. Это помогает ребенку понять цель, вызывает желание выполнить ее, раскрывает перспективу использования результатов труда. Семена овса всходят быстро, поэтому в течение зимы его можно высевать несколько раз. Каждому ребенку дают коробочку (горшочек). Ему не нужно согласовывать свои действия с работой других детей (труд рядом). Все операции малыши выполняют лишь в соответствии с указаниями воспитателя (поэтапный инструктаж). Перед тем как начать посев, педагог готовит все необходимое: горшочки с метками, землю, воду для полива, семена (по 2 блюдца на стол). Процесс посева включает в себя два этапа:
- втыкание семян в землю (это требует от ребенка определенных физических навыков);
- полив.
Начиная с декабря-января дети сажают лук "на зелень". Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: "Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым". Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а внизу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью — вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.
В феврале-марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию (зацветает в конце апреля). Дети овладевают новым способом посева семян — "в ямку по одному". На таких занятиях невозможно показать детям результаты труда в натуральном виде, поэтому педагог использует иллюстрации с изображением названных растений. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевом до появления бутонов, она напоминает малышам о перспективе их труда.
Наблюдая за природой зимой, дети пятого года жизни учатся понимать последовательность явлений и устанавливать связи между предметами и явлениями природы, например, причинные (временные): солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз — замерзают лужи; холодно — птицы голодают, их надо подкармливать, а также делать простейшие обобщения.
Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на признаки наступающего времени года. Подготавливать детей к усвоению понятия "зима" надо постепенно, на основе накопления у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках данного времени года.
В средней группе наблюдения за погодой проводятся также ежедневно на прогулках. Воспитатель характеризует погоду зимой тем или иным основным признаком: "солнечная", "снег идет", "холодный ветер" и др. Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Вместе с педагогом они наблюдают за солнцем: светит мало, не греет, поднимается невысоко; в зимний период позже восходит и раньше заходит, дни становятся короче.
Предложив детям постоять тихо, педагог прохаживается по снегу: "Снег скрипит под ногами, когда мороз". Подкрепляя свои слова, воспитатель берет снег, сжимает его, но снег рассыпается — снежка не получилось. Таким образом, знакомясь со свойствами снега, дети устанавливают простейшие причинные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную — рассыпается.
Играя в "Следы", ребята узнают о пластичности снега, упражняются в чтении следов на снегу, учатся различать и сравнивать следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки, собаки. По следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили "охотники", а где — "звери" (игра "Охотники").
Воспитатель закрепляет представления детей о зависимости состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и "печатать" на снегу (составлять узоры, картины); отгадывать, что напечатано, нарисовано; придумывать рассказы, связывать "печатание" на снегу с какой-либо сказкой.
Наблюдение снегопада
можно соотнести с
Зимой дети следят за тем, как вода замерзает и превращается в лед, а в тепле тает, превращаясь в воду. Во время оттепели следует обращать внимание детей на сосульки. В сильные морозы детей привлекают узоры на окнах. Надо рассказать, что это явление бывает только в морозные дни.
Усвоение детьми новых знаний должно основываться на непосредственном их общении с природой и быть связанным с интересной, занимательной деятельностью. Так, лепка из снега детьми в данном возрасте носит более разнообразный и самостоятельный характер, чем в младшей группе. Иногда она может быть коллективной. Предшествовать ей может стихотворение:
Снег пушистый лег на ветки.
У крыльца играют детки,
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
3. Рождественская
Знания детей о свойствах снега и льда углубляются в процессе сооружения горки, валов для ходьбы, ледяных дорожек для скольжения, целей для метания снежков, а также при украшении участка (формовка снега для получения снежков различной формы; приготовление цветных льдинок, которыми обкладывают снежные клумбы, постройки, елку). Дошкольников учат скатывать снежные комья, вырезать лопатой из слежавшегося снега кирпичи, прихлопывать снег.
Чтобы дети могли точнее определить состояние погоды, наблюдение и беседу с ними лучше проводить в конце прогулки.
Для закрепления складывающихся представлений о сезонных явлениях в уголке природы необходимо иметь пособие — календарь "Какая сегодня погода?". Для зимнего варианта подбираются картинки соответствующего содержания, которые отражают состояние растительного и животного мира, деятельность детей в данное время года. Работа с календарем проводится после наблюдений на повседневных прогулках. Дети вместе с воспитателем находят картинки и передвигают стрелку на то изображение, которое напоминает погоду текущего дня. Это пособие помогает воспитателю приучить детей к систематическим наблюдениям за состоянием погоды, вызвать интерес к изменениям, происходящим в течение сезона.
В зимнее время дошкольники наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Воспитатель учит различать деревья по внешнему виду, например, березу, ель, липу, рябину, тополь. Напоминает, что деревья надо беречь и зимой — не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них появятся новые зеленые листочки.
Многие дети считают, что почки появляются на деревьях весной. Это не удивительно, потому что они пока не знают, что почки закладываются летом и остаются на ветках в течение всей осени и зимы. В феврале можно поставить в уголке природы в воду веточки березы и тополя. Воспитатель обращает внимание детей на их характерные признаки. Полученные детьми знания закрепляются в дидактических играх: "Узнай по описанию", "Угадай, чего не стало", "Найди такую же" и др.
Информация о работе Природа - гениальный изобретатель, природа - учитель