Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
определить сущность ключевых компетенций учащихся, их виды и показатели формирования, пути стимулирования;
познакомиться с результатами исследований российских и зарубежных ученых, касающихся внедрения портфолио в образовательную среду;
разработать рабочую программу по дисциплине «Математика» по теме «Параллельные прямые»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование ключевых компетенций школьников.
1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".
Глава 2. Проектная часть
Рабочая программа по образовательной области «математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

!!!ДИПЛОМ!!!!!! с практич. частью.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

Виды  портфолио.

       Существует  множество видов портфолио и  его классификаций:

  1. классификация портфолио на основании целей использования [см. приложение № 1]
  2. классификация портфолио по характеру и структуре материалов [см. приложение № 2]
  3. классификация портфолио на основании видов результатов [см. приложение № 3]
  4. классификация портфолио по целям учебной деятельности [см. приложение № 4]

       Последние две классификации видов портфолио  мы рассмотрим подробнее.

       На  основании видов результатов выделяют следующие модели портфолио: портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов[].

       «Портфолио  документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных  достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

       Преимущества  данного раздела. Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения  образовательного рейтинга ученика, так  как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Однако есть и ограничения. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т.п. В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т.п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т.п. [см. приложение № 5]

       «Портфолио  работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных  работ ученика, а также описание основных форм и направлений его  учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, спортивных и художественных достижений и др. Данный раздел предполагает качественную оценку. Он может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

       Преимущества  данного вида: он дает широкое представление  о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его  интересов, характере предпрофильной подготовки. Ограничения: качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. В «портфолио работ» учащийся представляет, во-первых, «ведомость» или «зачетную книжку» о прохождении им курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки. Во-вторых, может представить сами работы, проекты, исследования, которые он выполнил в ходе обучения на курсах по выбору или при обучении в учреждениях дополнительного образования, других учреждениях или выполнил самостоятельно, не получив за это подтверждающего документа. В-третьих, могут быть представлены сертификаты обучения, конкурсов, соревнований и т.п., не имеющих «официального признания» на уровне федерации, региона, муниципалитета. Это могут быть корпоративные конкурсы и т.п. В-четвертых, ученики могут представлять собственные изделия, например модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п[]. [см. приложение № 6]

       «Портфолио  отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.

       Преимущества  данного вида: эта форма дает возможность  включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения применения: сложность формализации и учета собранной информации[].

       В «портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность [см. приложение № 7].

       По  целям учебной деятельности портфолио  бывает: портфолио дневник достижений, портфолио дневник – отчет, портфолио  дневник – самооценка.

       Дневник включает в себя все выше перечисленные  виды портфолио. Дневник – это  подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Дневник нацелен на рефлексию, на оценку своей деятельности.

       Дневник Достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся. Учитель  ставит цель: оценить прогресс в  учебной деятельности. Обучающийся  сам отбирает и формирует свой «портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени из них отбираются 2-3, и так в течение периода обучения. К окончанию остается несколько работ, которые отобраны самостоятельно. Это самый легкий тип он позволяет использовать дневник, как эффективную оценочную технологию. Этот вид дневника рекомендуется использовать в начальной школе.

       Дневник – Отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятии, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это дневник для внешнего пользователя, его цель - показать, что  учащийся справился с программой обучения.  План и единица сбора  в Дневнике - отчете задается изначально преподавателем. Этот вид лучше использовать на ступени основного обучения.

       Дневник – Самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя  по поводу работ, оценки за выполненные  задания с характеристикой и объяснениями. Разрешение собирать такой портфель означает, что преподаватель берет на себя обязательство давать письменное разъяснение, за что он поставил ту или иную отметку, вести дневник наблюдения, оценивать процесс и регресс, заполнять сертификат достижений. Этот вариант дневника целесообразнее использовать в работе с учениками старших классов.

       Таким образом, дневник (достижений; отчет; самооценки) - технология, призванная привлечь внимание к оценочной деятельности: процессу сбора информации для оценивания и определения ее ценности относительно мнения самого обучаемого, педагога, стандартных тестов, контрольных работ. Материал для оценивания собирается самим обучающимися и обсуждается с педагогом, с родителями, с администрацией и оценивается с точки зрения движения к намеченным целям. Дневник – это совместная работа обучающегося и педагогического коллектива[].

       Каждый  вид портфолио имеет определенную структуру, по которой выстраивается  вся логика изложения материала.

Структура портфолио

       Возвращаясь к истории портфолио, мы понимаем, что основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен. Для более удобного изложения сути того или иного вида портфолио, существует упорядоченная структура построения портфолио.

       Вообще, портфолио – рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.

       Но, возвращаясь к структуре портфолио, можно сказать, что состав портфолио  зависит от конкретных целей обучения, которые и являются свидетельством усилий, достижений и прогресса в овладении учащимся конкретных  предметов, разделов, тем. Для того, чтобы проследить динамику прогресса ученика, каждый элемент портфолио желательно датировать. Также желательно наличие трех элементов: описание цели сбора портфолио, его предназначения и краткого описания; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; перспективы дальнейшего использования, т.е. взгляд в будущее[]. Это все общие слова, но перейдем к конкретным названиям разделов портфолио.

       Разделы «портфолио»:

  • «Резюме» - представление себя.
  • «Самостоятельные работы» - этот раздел представляет собой собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки.
  • «Это интересно» - этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины.
  • «Голоса» - в этот раздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам изучаемой учебной дисциплины.
  • «Полезные советы» - в этом разделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем. Материал целесообразно разносить по двум отделам: «Всегда» и «Никогда».
  • «Вредные советы» - в этот раздел, носящий юмористический характер, вкладываются вредные советы (придуманные или собранные) для себя, одноклассников, учителей, родителей. «Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно» (Г.Остер).
  • «Графический организатор» - сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ.
  • «Библиография» - в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
  • «Справочник» - в этом разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса и даты.

       Любое портфолио, не зависимо от той или  иной структуры, имеет свои положительные  и отрицательные стороны.

       Преимущества  и недостатки портфолио.

       Вообще, портфолио самое современное средство оценивания тех или иных достижений. Но оно, как и любое нововведение, имеет свои преимущества и недостатки.

       Основные  преимущества учебного портфолио:

  • Во-первых, в отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, учебное портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.
  • Во-вторых, позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
  • В-третьих, поощряется не только оценка, но и самооценка, и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
  • В-четвертых, учебное портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
  • В-пятых, учебные портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.
  • В-шестых, учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, что дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся[].

       Но  все же, остановимся на недостатках учебного портфолио. Они видны, прежде всего, в том, что внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей, формированию их готовности одобрить и принять эту инновацию. Конечно, и с этим трудно не согласиться, внедрение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Не будем спорить, безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс.

       Но  вместе с тем учебные портфолио  дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения[].

       Проблема  учебного времени: портфолио требуют  больше времени для реализации, чем традиционная система оценки. Еще, по мнению противников, отсутствует четкая ориентация в оценке, что важно оценивать: глубину или широту знания, количество или качество знания. А нечеткость в определении состава и объема портфолио, считают они, порождает волюнтаризм в оценке учебных достижений. К недостаткам относят высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности, размытость критериев оценки.

Информация о работе Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся