Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
определить сущность ключевых компетенций учащихся, их виды и показатели формирования, пути стимулирования;
познакомиться с результатами исследований российских и зарубежных ученых, касающихся внедрения портфолио в образовательную среду;
разработать рабочую программу по дисциплине «Математика» по теме «Параллельные прямые»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование ключевых компетенций школьников.
1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".
Глава 2. Проектная часть
Рабочая программа по образовательной области «математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

!!!ДИПЛОМ!!!!!! с практич. частью.doc

— 363.50 Кб (Скачать)
  • ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;
  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;
  • выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
  • иметь опыт восприятия картины мира.

       Социокультурные компетенции:

  • владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
  • определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;
  • действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

    Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
  • уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
  • владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
  • владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
  • иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

       Информационные  компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
  • ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;
  • применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

       Природоведческие  и здоровьесберегающие компетенции:

  • иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;
  • владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;
  • иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;
  • уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

       С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенции, представленное программное содержание образования  должно быть комплексным. Это должно учитываться при разработке образовательных стандартов, программ и учебников по предмету[].

 

1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".

       Портфолио – это пакет документов, позволяющий  фиксировать индивидуальные достижения учащихся в учебной, творческой и иной деятельности, объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю.

       Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ  не есть изобретение XX века. В прошлом  веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентам. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин «портфолио» применяется для обозначения выставления напоказ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев. Идея применений портфолио в школе происходит из Соединённых Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Один из авторов говорит о настоящей «партфолиомании», захватившей образовательный мир. Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Её называют одним из трёх основных трендов современного образований[].

       Однако  обилие литературы не внесло ясности  в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос о том, что имеется в виду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни во франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио[].

       Таким образом, портфолио не представляет собой какой-то чёткой концепции. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чём, собственно, идёт речь. Понимание и учёт этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

     Цели и задачи портфолио

       Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Аутентичное оценивание – вид оценивания, применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном образовании и предусматривающий оценивание сформированности умений, навыков, компетентности учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни - повседневной или профессиональной. Аутентичное – “истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание”, иногда используется термин “подлинная оценка”, или “оценивание реальных достижений учащихся”[]. Следовательно, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

       Портфолио – это пакет документов, позволяющих  фиксировать индивидуальные достижения учащихся в учебной, творческой и  иной деятельности, объективно оценить  уровень их готовности к продолжению  образования по тому или иному профилю[].

       Традиционный  портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целями которого являются:

    • демонстрация образовательных достижений учащегося.
  • предоставление отчета по процессу образования подростка,
  • выявление “картины” значимых образовательных результатов в целом,
  • отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте,
  • демонстрация способности учащихся практически применять приобретенные знания и умения,

       Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
  2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля. В этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата, свидетельства о результатах тестирования (или выступать наряду с ними)[].

       Портфолио не только является современной эффективной  формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:

  • поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
  • способствовать  обоснованному выбору профиля.

       Решая выше поставленные задачи, портфолио  также выполняет ряд немаловажных функций[].

       Портфолио как форма аутентичного оценивания выполняет несколько функций:

  1. Функция диагностическая заключается в фиксировании, учете изменений и росте учающегося за определенный период времени.
  2. Функция целеполагания связана с тем, что обучающийся сам определяет порядок, методы и формы представления результатов образовательной деятельности, т.е. включается в целеполагание на всех этапах образовательной деятельности, что делает процесс более осознанным и значимым для ученика.
  3. Функция рефлексивная проявляется в анализе собственной образовательной деятельности.
  4. Функция мотивационная заключается в том, что, накапливая результаты образовательной деятельности, обучающийся находится в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения, что работает на повышение образовательной мотивации.
  5. Функция содержательная проявляется в том, что портфолио позволяет определить содержательно виды образовательной деятельности, в которые включен обучающийся, и содержит в системном виде образовательные результаты.
  6. Функция развивающая связана с одной стороны с фиксацией уровня развития обучающегося, которое может  быть зафиксировано и осмыслено самим субъектом учебной деятельности. С другой стороны развивающая функция связана с осуществление целенаправленной систематической деятельностью обучающегося, которая способствует его развитию.
  7. Функция рейтинговая позволяет обучающемуся определить личностный рейтинг, установить насколько полно выполнен учебный план, сколько выполнено работ по качеству и количеству, сколько набрано балов, в каком процентном отношении от максимального результата[]. 

Информация о работе Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся