- ставить цель
и организовывать её достижение, уметь
пояснить свою цель;
- организовывать
планирование, анализ, рефлексию, самооценку
своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать
вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать
причины явлений, обозначать свое понимание
или непонимание по отношению к изучаемой
проблеме;
- ставить познавательные
задачи и выдвигать гипотезы; выбирать
условия проведения наблюдения или опыта;
выбирать необходимые приборы и оборудование,
владеть измерительными навыками, работать
с инструкциями; использовать элементы
вероятностных и статистических методов
познания; описывать результаты, формулировать
выводы;
- выступать
устно и письменно о результатах своего
исследования с использованием компьютерных
средств и технологий (текстовые и графические
редакторы, презентации);
- иметь опыт
восприятия картины мира.
Социокультурные
компетенции:
- владеть знаниями
и опытом выполнения типичных социальных
ролей: семьянина, гражданина, работника,
собственника, потребителя, покупателя;
уметь действовать в каждодневных ситуациях
семейно-бытовой сферы;
- определять
свое место и роль в окружающем мире, в
семье, в коллективе, государстве; владеть
культурными нормами и традициями, прожитыми
в собственной деятельности; владеть эффективными
способами организации свободного времени;
- иметь представление
о системах социальных норм и ценностей
в России и других странах; иметь осознанный
опыт жизни в многонациональном, многокультурном,
многоконфессиональном обществе;
- действовать
в сфере трудовых отношений в соответствии
с личной и общественной пользой, владеть
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
- владеть элементами
художественно-творческих компетенций
читателя, слушателя, исполнителя, зрителя,
юного художника, писателя, ремесленника
и др.
- уметь представить
себя устно и письменно, написать анкету,
заявление, резюме, письмо, поздравление;
- уметь представлять
свой класс, школу, страну в ситуациях
межкультурного общения, в режиме диалога
культур, использовать для этого знание
иностранного языка;
- владеть способами
взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями; выступать с устным
сообщением, уметь задать вопрос, корректно
вести учебный диалог;
- владеть разными
видами речевой деятельности (монолог,
диалог, чтение, письмо), лингвистической
и языковой компетенциями;
- владеть способами
совместной деятельности в группе, приемами
действий в ситуациях общения; умениями
искать и находить компромиссы;
- иметь позитивные
навыки общения в поликультурном, полиэтническом
и многоконфессиональном обществе, основанные
на знании исторических корней и традиций
различных национальных общностей и социальных
групп.
Информационные
компетенции:
- владеть навыками
работы с различными источниками информации:
книгами, учебниками, справочниками, атласами,
картами, определителями, энциклопедиями,
каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;
- самостоятельно
искать, извлекать, систематизировать,
анализировать и отбирать необходимую
для решения учебных задач информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять
и передавать ее;
- ориентироваться
в информационных потоках, уметь выделять
в них главное и необходимое; уметь осознанно
воспринимать информацию, распространяемую
по каналам СМИ;
- владеть навыками
использования информационных устройств:
компьютера, телевизора, магнитофона,
телефона, мобильного телефона, пейджера,
факса, принтера, модема, копира;
- применять
для решения учебных задач информационные
и телекоммуникационные технологии: аудио
и видеозапись, электронную почту, Интернет;
Природоведческие
и здоровьесберегающие компетенции:
- иметь опыт
ориентации и экологической деятельности
в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах
и др.);
- знать и применять
правила поведения в экстремальных ситуациях:
под дождем, градом, при сильном ветре,
во время грозы, наводнения, пожара, при
встрече с опасными животными, насекомыми;
- позитивно
относиться к своему здоровью; владеть
способами физического самосовершенствования,
эмоциональной саморегуляции, самоподдержки
и самоконтроля;
- знать и применять
правила личной гигиены, уметь заботиться
о собственном здоровье, личной безопасности;
владеть способами оказания первой медицинской
помощи;
- владеть элементами
психологической грамотности, половой
культуры и поведения;
- иметь многообразие
двигательного опыта и умение использовать
его в массовых формах соревновательной
деятельности, в организации активного
отдыха и досуга;
- уметь подбирать
индивидуальные средства и методы для
развития своих физических качеств.
С
точки зрения вклада в формирование
ключевых компетенции, представленное
программное содержание образования
должно быть комплексным. Это должно учитываться
при разработке образовательных стандартов,
программ и учебников по предмету[].
1.3.
Папка индивидуальных
учебных достижений "портфолио".
Портфолио
– это пакет документов, позволяющий
фиксировать индивидуальные достижения
учащихся в учебной, творческой и иной
деятельности, объективно оценить уровень
их готовности к продолжению образования
по тому или иному профилю.
Известно,
что как само слово «портфолио»,
так и основная идея собрания работ
не есть изобретение XX века. В прошлом
веке итальянским словом «портфолио»
называли альбом с фотографиями, а в эпоху
Ренессанса художники и архитекторы привозили
с собой «портфолио», когда они заявляли
свои претензии на место в академии художеств
или на строительный проект. При помощи
представленных в портфолио документов
можно было не только составить себе впечатление
о качестве работы, но и о профессиональном
пути претендентам. В этом смысле как идея,
так и термин портфолио применяется до
сих пор среди художников и фотографов.
В области финансовой системы термин «портфолио»
применяется для обозначения выставления
напоказ состояния ценных бумаг предприятий
или частных владельцев. Идея применений
портфолио в школе происходит из Соединённых
Штатов, где она возникла в 80-х годах, а
в конце 80-начале 90-х годов начался настоящий
бум. Применение портфолио в школах с середины
80-х годов принимает лавинообразный характер.
Один из авторов говорит о настоящей «партфолиомании»,
захватившей образовательный мир. Кроме
Соединённых Штатов и Канады идея портфолио
становится всё более популярной в Европе
и Японии. Её называют одним из трёх основных
трендов современного образований[].
Однако
обилие литературы не внесло ясности
в саму идею. Скорее, наоборот. На вопрос
о том, что имеется в виду под «портфолио»
в связи со школой, ответить не так легко
по различным причинам. До сих пор ни в
англо-американской, ни во франко-канадской,
ни в немецкой литературе нет единого
понимания школьного портфолио[].
Таким
образом, портфолио не представляет
собой какой-то чёткой концепции. Поэтому,
говоря о портфолио, для предотвращения
недоразумений в научной и практической
коммуникации рекомендуется всякий раз
разъяснять, о чём, собственно, идёт речь.
Понимание и учёт этого факта особенно
важны в российском контексте, так как
работа со всем спектром литературы существенно
затруднена и сведения зачастую приходится
черпать из той или иной отдельной публикации
или на основе узкого круга источников.
Цели
и задачи портфолио
Портфолио
является формой аутентичного оценивания
образовательных результатов по продукту,
созданному учащимся в ходе учебной, творческой,
социальной и других видов деятельности.
Аутентичное оценивание – вид оценивания,
применяющийся, прежде всего, в практико-ориентированном
образовании и предусматривающий оценивание
сформированности умений, навыков, компетентности
учащихся в условиях помещения их в ситуацию,
максимально приближенную к реальной
жизни - повседневной или профессиональной.
Аутентичное – “истинное, настоящее,
подлинное, верное оценивание”, иногда
используется термин “подлинная оценка”,
или “оценивание реальных достижений
учащихся”[]. Следовательно, портфолио
соответствует целям, задачам и идеологии
практико-ориентированного обучения.
Существенное значение портфолио придаёт
планированию и самооцениванию учащимся
своих образовательных результатов.
Портфолио
– это пакет документов, позволяющих
фиксировать индивидуальные достижения
учащихся в учебной, творческой и
иной деятельности, объективно оценить
уровень их готовности к продолжению
образования по тому или иному профилю[].
Традиционный
портфолио представляет собой подборку,
коллекцию работ, целями которого являются:
- демонстрация
образовательных достижений учащегося.
- предоставление
отчета по процессу образования подростка,
- выявление
“картины” значимых образовательных
результатов в целом,
- отслеживание
индивидуального прогресса ученика в
широком образовательном контексте,
- демонстрация
способности учащихся практически применять
приобретенные знания и умения,
Являясь,
по сути, альтернативным способом оценивания
по отношению к традиционным формам (тест,
экзамен), портфолио позволяет решить
две основные задачи:
- Проследить
индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый
им в процессе получения образования,
причем вне прямого сравнения с достижениями
других учеников.
- Оценить его
образовательные достижения и дополнить
(заменить) результаты тестирования и
других традиционных форм контроля. В
этом случае итоговый документ портфолио
может рассматриваться как аналог аттестата,
свидетельства о результатах тестирования
(или выступать наряду с ними)[].
Портфолио
не только является современной эффективной
формой оценивания, но и помогает решать
следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать
и стимулировать учебную мотивацию школьников;
- поощрять
их активность и самостоятельность, расширять
возможности обучения и самообучения;
- развивать
навыки рефлексивной и оценочной деятельности
учащихся;
- формировать
умение учиться ставить цели, планировать
и организовывать собственную учебную
деятельность;
- содействовать
индивидуализации (персонализации) образования
школьников;
- закладывать
дополнительные предпосылки и возможности
для успешной социализации.
- способствовать
обоснованному выбору профиля.
Решая
выше поставленные задачи, портфолио
также выполняет ряд немаловажных
функций[].
Портфолио
как форма аутентичного оценивания выполняет
несколько функций:
- Функция
диагностическая
заключается в фиксировании, учете изменений
и росте учающегося за определенный период
времени.
- Функция
целеполагания
связана с тем, что обучающийся сам определяет
порядок, методы и формы представления
результатов образовательной деятельности,
т.е. включается в целеполагание на всех
этапах образовательной деятельности,
что делает процесс более осознанным и
значимым для ученика.
- Функция
рефлексивная проявляется в анализе
собственной образовательной деятельности.
- Функция
мотивационная заключается в том, что,
накапливая результаты образовательной
деятельности, обучающийся находится
в ситуации успеха, внутреннего удовлетворения,
что работает на повышение образовательной
мотивации.
- Функция
содержательная проявляется в том, что
портфолио позволяет определить содержательно
виды образовательной деятельности, в
которые включен обучающийся, и содержит
в системном виде образовательные результаты.
- Функция
развивающая связана с одной стороны
с фиксацией уровня развития обучающегося,
которое может быть зафиксировано
и осмыслено самим субъектом учебной деятельности.
С другой стороны развивающая функция
связана с осуществление целенаправленной
систематической деятельностью обучающегося,
которая способствует его развитию.
- Функция
рейтинговая позволяет обучающемуся
определить личностный рейтинг, установить
насколько полно выполнен учебный план,
сколько выполнено работ по качеству и
количеству, сколько набрано балов, в каком
процентном отношении от максимального
результата[].