Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
определить сущность ключевых компетенций учащихся, их виды и показатели формирования, пути стимулирования;
познакомиться с результатами исследований российских и зарубежных ученых, касающихся внедрения портфолио в образовательную среду;
разработать рабочую программу по дисциплине «Математика» по теме «Параллельные прямые»;
Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование ключевых компетенций школьников.
1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".
Глава 2. Проектная часть
Рабочая программа по образовательной области «математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический список
Приложение
МИНИСТЕРСТВО
ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
(дипломный проект)
Студент:
Плешкова
специальность 050201 «Математика»
группа № 302
Руководитель:
Авсеенко
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование
ключевых компетенций
1.3. Папка
индивидуальных учебных
Глава 2. Проектная часть
Рабочая
программа по образовательной области
«математика» по учебному предмету «Геометрия»
по разделу «Параллельные прямые» для
учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический
список
Приложение
Введение
При всем многообразии форм обучения, возникающих в настоящее время, основными по-прежнему остаются задачи обучения и воспитания детей и контроль за этими процессами. Современная тенденция развития общества ставит перед образованием задачу построения модели «образование в течение всей жизни». Важнейшей составляющей новой парадигмы стала идея непрерывного образования, охватывающая все формы, типы и все уровни образования, выходящего далеко за рамки так называемого формального образования. Национальная доктрина РФ определяет основные цели и задачи образования, в том числе, формирование у учащихся целостного миропонимания, активной жизненной и профессиональной позиции, подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и мобильности в условиях информационного общества.
Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.
В
последнее десятилетие, особенно в
связи с появлением Программы
модернизации образования, происходит
резкая переориентация оценки результата
образования с понятий «
Необходимость
включения компетентностного
Ключевые компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые новообразования, знания, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях. Они обеспечивают личностную готовность эффективно мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для решения постоянно возникающих проблем и задач в процессе учебной деятельности.
Школа призвана помочь ученику обрести определенный круг ключевых профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и творческую профессиональную деятельность в постоянно развивающихся социальных условиях.
Однако в реальной практике школ проблема развития у учащихся ключевых компетенций недостаточно актуализирована. В ситуации, не алгоритмизированной педагогической деятельности, требующей от педагога профессиональной компетентности, выпускники школ остаются недостаточно сведущими, знающими, неподготовленными к оперативному принятию конструктивных и нестандартных вариативных решений.
В связи с этим представляется важным разобраться в том, какие ключевые компетенции необходимы для дальнейшей деятельности каждого учащегося, определить условия, способствующие развитию ключевых компетенций в образовательном процессе школы.
В
современном образовании, как в
динамично развивающейся
Для наилучшего ознакомления с портфолио как средством формирования ключевых компетенций учащихся, нами были определены цель и задачи данной работы.
Объектом формирование ключевых компетенций учащихся. Предметом портфолио, как средство формирования ключевых компетенций.
Гипотеза: портфолио учащегося способствует формированию основных ключевых компетенций учащихся.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
Методологические основы: анализ по проблеме формирования ключевых компетенций находит свое отражение в работах и др. Рассматривая портфолио как средство отражения результатов деятельности учащихся, мы опирались на работы Т.Г. Новиковой, В.К. Загвоздкина, А.С. Прутченкова, Е.Е. Федотовой.
Методы исследования:
теоретические: анализ философской, педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме, понятийного поля исследования, моделирование педагогических условий;
- эмпирические: опытно – поисковая работа, педагогические наблюдения
ГЛАВА 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1 Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
Модернизация образования необходима в связи с широкими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире в целом. Как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции[].
Потребность описания качеств личности выпускника в терминах компетентностного подхода давно назрела, а Болонский процесс требует общего понимания содержания квалификаций и степеней во всех программах стран-участниц и в качестве приоритетного направления совместных усилий называет определение общих и специальных компетенций выпускников. Коренные преобразования в обществе и особенности Российской системы образования требуют скорейшей разработки и решения множества проблем, стоящих сейчас перед нашей высшей школой. Одной из таких тактических задач считается описание качеств личности выпускника школы в терминах компетентностного подхода и определение путей формирования этих качеств[].
Историческое
рассмотрение становления понятий
«компетентность» и «компетенция»
помогут нам раскрыть методологическую
сущность компетентностного подхода.
Некоторые исследователи
В России в период 1970 ‒ 1990 годов разрабатываются различные классификации компетенций, признанные педагогической общественностью. Е.В. Бондаревская, А.А.Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская и другие авторы используют понятия «компетентность» и «компетенция» как для описания конечного результата обучения, так и для описания различных свойств личности (присущих ей или приобретенных в процессе образования).
В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются по-разному. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению: Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).[]
Например, В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний.
В.С. Безрукова под компетентностью понимает «владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения»
В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях»
Все
другие имеющиеся определения
Авторы Ю.И. Алюшина и Н.А. Дмитриевская считают, что компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации».
Информация о работе Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся