Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
определить сущность ключевых компетенций учащихся, их виды и показатели формирования, пути стимулирования;
познакомиться с результатами исследований российских и зарубежных ученых, касающихся внедрения портфолио в образовательную среду;
разработать рабочую программу по дисциплине «Математика» по теме «Параллельные прямые»;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование ключевых компетенций школьников.
1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".
Глава 2. Проектная часть
Рабочая программа по образовательной области «математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический список
Приложение

Работа содержит 1 файл

!!!ДИПЛОМ!!!!!! с практич. частью.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

 

     Практически на каждом уроке, предложенном в программе, предполагается индивидуальное или  групповое творческое задание повышенного  уровня. Учащиеся выполняют его в  соответствии с требованиями учителя, а результат (сообщение, контрольная  работа, разработки и подборки заданий) помещают в портфолио, структура которого заранее обговорена и согласована.

    Типовые задания, предлагаемые учителем для  выполнения, представлены в таблице, которая показывает определенный тип портфолио, составляемый учащимся, материал, помещаемый в портфолио и анализ развития компетенций, посредством выполнения заданий.

 

    

Сформированность  ключевых компетенций 

Вид портфолио Ключевые компетенции, формируемые у учащихся Тема Задания Анализ развития компетенций по средствам выполнения заданий
Портфолио работ Информационная Параллельные  прямые Сообщение «Применение  свойств параллельных прямых в обыденной  жизни» 

Сообщение «Всегда ли параллельные прямые не пересекаются?»

  • Владеют навыками работы с различными источниками информации: книгами, журналами, Интернет;
  • Самостоятельно осуществляют поиск, систематизацию, анализ и отбор необходимой информации;
  • Умеют выделять в информационных потоках главное и необходимое;
  • Применяют для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Учебно-познавательная Блиц-опрос «Углы  при пересечении двух прямых секущей» 

Задачи  с применением признаков параллельных прямых (самостоятельное составление, доказательство принадлежности теме, оригинальное решение)

  • Ставят цель, организовывают ее достижение, умеют пояснить свою цель;
  • Организовывают планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности;
  • Задают вопросы к наблюдаемым фактам, обозначают свое понимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • Владеют навыками работы с инструкциями;
  • Описывают результат, формулируют вывод.
Коммуникативная Групповое представление  выполненного задания (решение кроссворда, танграмм)
  • Умеют представить себя устно и письменно;
  • Владеют способами устного выступления, умеют задавать вопросы, корректно вести учебный диалог;
  • Владеют способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы.
Ценностно-смысловая Самостоятельное творческое исследование «Применение  свойств параллельных прямых в жизни» 

Модель  «Параллельность – где мы ее видим?»

  • Формулируют собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;
  • Владеют способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • Умеют принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • Осуществляют индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Социокультурная Работа в  малых группах
  • Определяют свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; владеют эффективными способами организации свободного времени;
  • Действуют в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеют этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
  • Владеют элементам художественно-творческих компетенций читателя, слушателя и т.д.
 

         

Заключение

   Современное образование в начале XXI века все более явно ориентируется на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако в России глобальная задача образования, по нашему мнению, заключается в продуктивной адаптации человека в социальном мире, поэтому возникает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.

   В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования  в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих и выступило  понятие «компетенция/компетентность».

   Особенно  актуальна эта проблема звучит сейчас в связи с модернизацией Российского  образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение  о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».

   Компетенции – это умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.

   Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

   По  мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.

   Появилась необходимость определиться в самом  понятии “компетенция” и “ключевая  компетенция”. Под компетенцией понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с изменениями к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.

   Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

   Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

   Ключевые  компетенции основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

   С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

   По  нашему мнению, более успешным и  продуктивным средством для формирования ключевых компетенции, является создание учеником портфолио.

   Существует  множество определений портфолио. Мы выделили такие, как: портфолио - средство, обеспечивающее целостный портрет личности, целостную картину личностных характеристик, его ценностных ориентаций; - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения как социокультурного явления.

       Говоря  о широких возможностях портфолио, мы опираемся на опыт В.К. Загвоздкина, Петрова А.Е, М.В. Моисеевой и других исследователей данной проблемы.

       Таким образом, портфолио является одним  из факторов формирования ключевых компетенций. Исходя из этого, нами представлен проект рабочей программы по образовательной области «Математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса количество часов 9, целью которой является внедрение портфолио в систему компетентностного подхода в образовательной среде школы.

       Мы  изучили особенности коллектива 7 «А» класса МОУ СОШ № 81, на базе которой, осуществлялась Государственная Аттестационная практика, и из характеристики класса выявили, что накопление собственных достижений практически для всех учащихся данного класса является ключевым моментом, который создает положительную мотивацию учащихся на учебную деятельность.

         Следовательно, цели и задачи  Выпускной Квалификационной работы достигнуты, портфолио учащегося способствует формированию основных ключевых компетенций учащихся. 

 

        Библиографический список 

  1. Атанасян  Л.С. Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации к учебнику: книга для учителя [Текст] / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. – М., Просвещение, 1997.
  2. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления [Текст] / В.С. Безрукова. – Екатеринбург, 1996.
  3. Дубровина И.В. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, А.М.Прихожан. – М., 2001.
  4. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики к слайд-шоу [Текст] / Т.М. Елизаветина. – М., 2003.
  5. Загвоздкин В.К. Портфель индивидуальных учебных достижений – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки [Текст] / В.К. Загвоздкин //Школьные технологии. – 2004. – № 3.
  6. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 2004.
  7. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. Книга 2 [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 2005.
  8. Зуева М.Л. Формирование содержания школьного математического образования в рамках компетентностного подхода [Текст] / М.Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. – 2005. № 2 (43).
  9. Иванов Д.С. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.С. Иванов // Первое сентября. – 2007. – № 5.
  10. Карманов А.А. Ключевые компетенции [Текст] / А.А. Карманов // Образование. Карьера. Общество. – 2005. – №3 (9).
  11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст] / В.Г. Коваленко. – М., Просвещение, 1990.
  12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. – М.: Изд-во ВШЭ, 2002. – С.263 282.
  13. Моисеева М.В. Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации в предпрофильной подготовке школьника [Текст] / М.В. Моисеева [и др.]. – М., 2003.
  14. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт [Текст] / Т.Г. Новикова // Директор школы. – 2004. – № 7.
  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов и системы повышения квалификации педагогических кадров [Текст] / Е.С. Полат [и др.]. – М., 2003.
  16. Петров А.Е. Портфолио в российской школе: досье или визитная карточка? [Текст] / А.Е. Моисеева // Директор школы. – 2004. – № 5.
  17. Прутченков А.С. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы [Текст] / А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова // Методист. – 2004. – № 6.
  18. Хинчин А.Я. О воспитательном эффекте уроков математики// Математика в образовании и воспитании [Текст] / А.Я. Хинчин, В.Б.Филиппов. – М., ФАЗИС, 2000.
  19. Хуторской А. В. Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании. [Текст] / А.В. Хуторской //Личностно-ориентированное направление модернизации образования. Материалы семинара. – Нижний Тагил, 2005.
  20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование – 2003. – № 2.       
  21. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы [Текст] / И.Г. Юдина. – Волгоград, Учитель, 2008.
 

       ПРИЛОЖЕНИЕ

«Приложение 1»

 

«Приложение 2» 

 

«Приложение 3» 

 

«Приложение 4»

 

«Приложение 5»

Портфолио документов

Материалы, включенные в данный вариант Преимущества  данного варианта Ограничения данного  варианта
  • Диплом
  • Грамота
  • Свидетельство
и другие документы  подтверждающие достижения ученика  
Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения  образовательного рейтинга ученика, так  как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Портфолио этого  типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального  развития ученика, разнообразия его  творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Примерная схема структуры «портфолио документов» и оценки его материалов

Позиции Компоненты Результаты  (баллы)

Блок  А 

Олимпиады

Городская:

-победитель

-призёр

Районная:

-победитель

-призёр

Школьная (победитель)

 
5

4

3

2

1

Блок  Б

Иные  сертификаты

Мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями системы дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.

Образовательные тестирования и курсы по предметам

Школьные  и межшкольные научные общества

Конкурсы  и мероприятия, организованные МОС

 
 
от 1 до 5

Информация о работе Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся