Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 16:34, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать возможности портфолио на формирование ключевых компетенций учащихся.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;
определить сущность ключевых компетенций учащихся, их виды и показатели формирования, пути стимулирования;
познакомиться с результатами исследований российских и зарубежных ученых, касающихся внедрения портфолио в образовательную среду;
разработать рабочую программу по дисциплине «Математика» по теме «Параллельные прямые»;
Введение 3
Глава 1. Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся
1.1. Ключевые компетенции учащихся в системе образования.
1.2. Формирование ключевых компетенций школьников.
1.3. Папка индивидуальных учебных достижений "портфолио".
Глава 2. Проектная часть
Рабочая программа по образовательной области «математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Практически на каждом уроке, предложенном в программе, предполагается индивидуальное или групповое творческое задание повышенного уровня. Учащиеся выполняют его в соответствии с требованиями учителя, а результат (сообщение, контрольная работа, разработки и подборки заданий) помещают в портфолио, структура которого заранее обговорена и согласована.
Типовые задания, предлагаемые учителем для выполнения, представлены в таблице, которая показывает определенный тип портфолио, составляемый учащимся, материал, помещаемый в портфолио и анализ развития компетенций, посредством выполнения заданий.
Сформированность
ключевых компетенций
Вид портфолио | Ключевые компетенции, формируемые у учащихся | Тема | Задания | Анализ развития компетенций по средствам выполнения заданий |
Портфолио работ | Информационная | Параллельные прямые | Сообщение «Применение
свойств параллельных прямых в обыденной
жизни» Сообщение «Всегда ли параллельные прямые не пересекаются?» |
|
Учебно-познавательная | Блиц-опрос «Углы
при пересечении двух прямых секущей» Задачи
с применением признаков |
| ||
Коммуникативная | Групповое представление выполненного задания (решение кроссворда, танграмм) |
| ||
Ценностно-смысловая | Самостоятельное
творческое исследование «Применение
свойств параллельных прямых в жизни» Модель «Параллельность – где мы ее видим?» |
| ||
Социокультурная | Работа в малых группах |
|
Заключение
Современное образование в начале XXI века все более явно ориентируется на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. Однако в России глобальная задача образования, по нашему мнению, заключается в продуктивной адаптации человека в социальном мире, поэтому возникает необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата.
В
качестве общего определения такого
интегрального социально-
Особенно
актуальна эта проблема звучит сейчас
в связи с модернизацией
Компетенции – это умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни.
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, что компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Появилась
необходимость определиться в самом
понятии “компетенция” и “
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.
Ключевые компетенции основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
По нашему мнению, более успешным и продуктивным средством для формирования ключевых компетенции, является создание учеником портфолио.
Существует
множество определений
Говоря о широких возможностях портфолио, мы опираемся на опыт В.К. Загвоздкина, Петрова А.Е, М.В. Моисеевой и других исследователей данной проблемы.
Таким образом, портфолио является одним из факторов формирования ключевых компетенций. Исходя из этого, нами представлен проект рабочей программы по образовательной области «Математика» по учебному предмету «Геометрия» по разделу «Параллельные прямые» для учащихся 7 класса количество часов 9, целью которой является внедрение портфолио в систему компетентностного подхода в образовательной среде школы.
Мы изучили особенности коллектива 7 «А» класса МОУ СОШ № 81, на базе которой, осуществлялась Государственная Аттестационная практика, и из характеристики класса выявили, что накопление собственных достижений практически для всех учащихся данного класса является ключевым моментом, который создает положительную мотивацию учащихся на учебную деятельность.
Следовательно, цели и задачи
Выпускной Квалификационной
Библиографический
список
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Приложение 1»
«Приложение
2»
«Приложение
3»
«Приложение 4»
«Приложение 5»
Портфолио документов
Материалы, включенные в данный вариант | Преимущества данного варианта | Ограничения данного варианта |
|
Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). | Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п. |
Позиции | Компоненты | Результаты (баллы) |
Блок АОлимпиады |
Городская:
-победитель -призёр Районная: -победитель -призёр Школьная (победитель) |
5 4 3 2 1 |
Блок БИные сертификаты |
Мероприятия и
конкурсы, проводимые учреждениями системы
дополнительного образования, вузами,
культурно-образовательными фондами и
др.
Образовательные тестирования и курсы по предметам Школьные и межшкольные научные общества Конкурсы и мероприятия, организованные МОС |
от 1 до 5 |
Информация о работе Портфолио как средство формирования ключевых компетенций учащихся