Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Семья
имеет свои специфические особенности
и требует учета всех ее характеристик:
проблемы отдельных членов семьи всегда
являются общей проблемой для семьи как
целого; семья
— система гомеостатическая, т. е. сложившийся
в ней устойчивый баланс отношений имеет
тенденцию самовосстанавливаться после
каких-либо нарушений; семья — система
закрытая, не
каждый социальный педагог может туда
войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.
Педагог не может решить за семью все проблемы,
он должен лишь активизировать ее на решение
семейных проблем, добиться осознания
возникшей проблемы, создать условия для
ее успешного решения.
Социально-педагогическая деятельность
с семьей будет эффективна, если она будет
основана на комплексном подходе. Он предполагает
изучение и использование данных демографии
(изучение рождаемости), социологии и социальной
психологии (исследование и анализ удовлетворенности
браком и семейными отношениями, причин
семейных конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет
семьи); этнографии (быт, культурные особенности);
истории и философии (исторические формы
семьи, брака, проблемы семейного счастья,
долга); религии.
Вопросы
для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «семья» и
раскройте ее основные функции.
2. Что такое социальный статус семьи? Покажите
взаимосвязь всех компонентов, его составляющих.
Дайте типологию семей с точки зрения
их социального статуса.
3. Что является предметом деятельности
социального педагога в семье? Назовите
основные виды социально-педагогической
помощи.
4. Каковы основные модели и формы работы
с семьей?
Литература
1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М.,
1989.
2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной
семьи: Записки дет. психиатра. — М., 1988.
3. Воспитание детей в неполной семье: Пер.
с чеш. / Общ. ред. Н. М. Ершовой. — М., 1980.
4. Гребенников И. В., Дубровина И. В., Разумихина
Г. П. Этика и психология семейной жизни.
— М., 1987.
5. О положении семей в РФ. — М., 1994.
6. Помощь родителям в воспитании детей
/ Общ. ред. В. Я. Пилиповского. — М., 1992.
7. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1994.