Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

Лекция № 5.

Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика» 

      План.

  1. Характеристика мегафакторов социализации
 
 

      Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относится к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в Космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого сообщества и отдельного человека. Подобные идеи так или иначе постоянно присутствовали в массовом сознании, а в определенные периоды развития, того или иного общества приобретали довольно большой вес.

      Сейчас у нас в стране, как это не раз бывало в смутные времена, на смену тотальному отрицанию связи человека с космосом пришло массовое увлечение «сверхъестественным». Огромная популярность экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распро странение гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. И вряд ли стоит видеть за этим только-всплеск массового суеверия. Совершенно очевидно, что за этим есть некая еще непознанная наукой реальность.

      Выдающийся  отечественный ученый В. М. Бехтерев в начале нашего столетия высказал мысль о том, что «... отношения в социальной среде не замыкаются в круг одной лишь окружающей природы нашей земли, но имеют значительно более широкую пространственность, простирающуюся во глубь вселенной с ее неиссякаемым количеством притекающей к нам мировой энергии».

      Другой  выдающийся ученый России начала века А. Л. Чижевский предпринял специальное исследование, в котором выявил связь общественных движений и судеб отдельных исторических личностей с периодами солнечной активности. Это позволило ему сделать вывод о том, что эпохи концентраций исторических событий совпадают с эпохами максимумов солнцедеятель-ности, а периоды относительного общественного спокойствия в обществе землян совпадают с эпохами минимальной активности солнцедеятельности **. Из таблиц совпадений, составленных исследователем,, приведем лишь несколько примеров совпадения солнечной и человеческой активности: 1492 г.—открытие Америки, 1648 г. — революция в Англии, 1789 г.— революция во' Франции, 1870 г. — Парижская Коммуна,. 1905 и 1917 гг. — революции в России. Весьма интересные совпадения зарегистрированы А. Л. Чижевским и в судьбах выдающихся исторических деятелей (например, Наполеона).

      Аналогичную идею сформулировал в 1922 г. био- я  геофизик академик П. П. Лазарев, с 1918 г. много лет руководивший исследованиями Курской магнитной аномалии: «Изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно пролить некоторый свет на общий закон, управляющий массовыми действиями людей, и дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» Развернувшиеся во второй половине нашего столетия исследования ближнего Космоса, планирующиеся экспедиции вглубь Вселенной постепенно накапливают новый массив знаний о космосе, о Земле как его частице, об их взаимосвязи. Представляется вполне вероятным, что по мере познания непознанного и потому кажущегося невозможным обнаружатся объяснения неизвестных и непонятных нам сегодня причин и закономерностей социальных процессов и явлений в мире и в отдельных странах, что даст возможность содержательно охарактеризовать Космос как мегафактор социализации жителей Земли. Не стоит также исключать и вероятность того, что полученные знания выявят некие зависимости характера и жизненного пути людей о г неких космических сил и обстоятельств, что в, отдаленной перспективе может стать одной из основ индивидуального подхода в воспитании человека. И может быть окажутся справедливыми слова английского психиатра Маудсли: «Мы вибрируем в унисон с такими отдельными влияниями неба и земли, которых не может пока измерить наша наука».

      Планета, мир. Планета — понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, подучающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг его по эллиптической орбите. На одной из крупных планет-—• Земле — в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

      Мир — понятие в данном случае-социолого-политиче-ское, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

      Планета и мир органично взаимосвязаны  и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет.

      В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты, которое стало наиболее очевидным в нашем столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы.

      Глобальные  проблемы можно определить как проблемы, возникающие в результате мощного развития производительных сил и достижения таких масштабов общественного производства, когда появляется угроза нарушения баланса между обществом и природой. Это проблемы, от решения которых зависит существование и прогресс человеческой цивилизации, а само их решение возможно лишь при рациональном сочетании национальных усилий с деятельностью эффективной системы международного сотрудничества. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер, имеют планетарные масштабы проявления, отличаются комплексностью, динамизмом, остротой *.

      Наиболее  крупными глобальными проблемами сегодня принято считать загрязнение окружающей среды, бедность (1 миллиард 300 миллионов жителей Земли пребывают в состоянии «абсолютной нищеты»), безработицу (только официально зарегистрированных безработных более 120 миллионов), преступность, отсутствие социальной справедливости.

      Эти и другие глобальные проблемы проявляются  по-разному и приобретают большую или меньшую остроту в связи с огромными различиями в развитии отдельных стран и целых континентов. На пороге XXI века на нашей планете сосуществуют так называемые примитивные культуры (в Африке,, в Азии, в Полинезии), доин-дустриальные общества (в той же Африке, в Азии — Непал, Бутан и др.), индустриализирующиеся страны в Латинской Америке, в Азии, на Ближнем Востоке, проходящие этапы научно-технической революции и научно-технического прогресса (в Европе, Америке, Азии), информационные общества — США, Япония и догоняющие их некоторые государства Европы.

      Различия  в культурах и неравномерность экополити-ческого развития стран порождают глобальные конфликты в мировом сообществе. Согласно концепции известного американского политолога С. Хантингтона фундаментальным источником конфликтов между людьми в новом мире, возникшем после окончания холодной войны, становятся культурные различия. Конечно, национальные государства останутся самыми мощными действующими лицами в международных делах, однако наиболее значимые конфликты в глобальном масштабе возникнут между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Согласно Хантингтон)'', основных цивилизаций насчитывается восемь: западная, славяно-православная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, латиноамериканская и, возможно, африканская. Демаркационные линии между цивилизациями как раз и являются главными зонами конфликтов. Именно в такой пограничной зоне между славяно-православной и исламской цивилизациями и расположен карабахский узел. Насколько взрывоопасна эта линия раздела, хорошо видно на другом ее участке—боснийском.

      Примером  глобального конфликта, порожденного экополитическим неравенством, является противостояние Север—Юг: требования стран Африки, Азии и частично Латинской Америки к своим бывшим метрополиям в Европе и США вложить в их развитие средства, адекватные полученным на Юге, когда он был их колонией.

      В последние десятилетия XX в. в развитии мирового сообщества появились, новые тенденции, которые несомненно повлияют на социализацию людей в начале XXI столетия.

      Меняется  расовая структура населения Земли в связи с абсолютным и относительным увеличением количества представителей черной и желтой рас и, соответственно, сокращением (во всяком случае относительного) — белой. К 2050 г., например, в США белых будет меньше, чем негров, ибероамериканцев и американцев азиатского происхождения.

      В то же время прогнозируется Окончание  «демографического взрыва» в развивающихся странах, ибо уже сегодня зафиксированы изменения в социальных установках и реальном поведении их жителей в сфере деторождения. Многие молодые жительницы развивающихся стран не желают быть матерями многодетных семей, как их мамы и бабушки. Поэтому прогноз демографов, согласно которому в начале следующего века население Земли удвоится и достигнет 10 млрд. человек, вряд ли сбудется.

      Ученые  опросили сотни женщин из 18 государств, лежащих к югу от Сахары, а также из 16 латиноамериканских, 4 ближневосточных и 4 азиатских стран. Все они заявили, что не хотели бы иметь детей столько, сколько их матери. Официальные данные о рождаемости в этих регионах подтверждают, что с середины 60-х годов она снизилась на треть. В Таиланде, например, в 1975 году в семье было в среднем 4,6 ребенка, а в 1987-м — только 2,3. В Колумбии в 1946 году на каждую семью в среднем , приходилось по 4,7 ребенка, в1990-м — только 2,8*. Эта тенденция могла бы сказаться на решении многих социально-экономических проблем и привести к относительному улучшению условий социализации новых поколений, если бы не другие тенденции **. В то время, как Запад «стареет» на глазах из-за улучшения медицинского обслуживания и социального обеспечения престарелых, третий мир столь же неуклонно молодеет. В Африке к 2015 году почти половина населения будет в возрасте до 15 лет. Если суммировать эти данные, то окажется, что население Земли в работоспособном возрасте значительно уменьшается, что, разумеется, наносит мощный удар по экономике в глобальном масштабе, а также отразится на условиях социализации в развивающихся "странах, «уравновесив» возможное их улучшение в связи с окончанием «демографического1 взрыва».

      Рост  городов — тенденция известная. Однако в настоящее время урбанизируются уже не богатые, а весьма бедные страны. Известные трущобные поселки мегаполисов Латинской Америки теперь появляются и в Азии. На очереди Африка. В .мире в целом городское население в ближайшие десятилетия обгонит сельское. Среди десяти городов с наибольшим населением в 1950 году семь было в развитых странах. В 1990-м — три. К 2010-му в дасятку войдет лишь Токио.

      В целом, по некоторым прогнозам, разрыв между развивающимися и развитыми странами имеет тенденцию к увеличению. Это связано с тем, что в 'развитых странах Европы, США и Тихоокеанского кольца ожидается глобальный экономический бум, ренессанс в искусстве, глобализация стилей жизни, религиозное возрождение, триумф индивидуальности и т. п. процессв!. Для нас вопрос состоит в том, в какой мере Россия сможет и захочет «идти в ногу» с этими странами.

      Социализация  человека сегодня происходит под  влиянием этих и других мировых, планетарных процессов— экологических, демографических, экономических, военно-политических.

      Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению  окружающей среды, отражается на условиях жизни, и следовательно, социализации, всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других—'Меньше). Неравномерность развития, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления непосредственно влияет на то, каковы условия социализации людей с младенчества и до старости.

      Следствием  этих процессов и проблем стало  то, что сегодня судьба каждого человека весьма существенно связана и зависит от общего состояния дел на нашей планете. Как писал французский мыслитель Жан-Поль Сартр в нашем веке: «Человек — это вся земля. Он действует везде, повсюду. Он ответствен за все и во всяком месте — в Париже, Потсдаме, Владивостоке разыгрывается его судьба».

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"