Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Скачать)

Лекция № 8.

Микрофакторы  социализации, их характеристика 
 

   Микрофакторами  социализации являются семья, институты  воспитания, группы сверстников, микросоциум, организации (в том числе религиозные).

   Семья - важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни. Наконец, демографический - определяется структурой семьи.

   Родительская  семья имеет решающее значение в  формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в  первые годы жизни. Если это не сделано  или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подростковом возрасте, родительское внимание заметно ослабевает, уступая место другим факторам - школе, сверстникам и т. д.

   Институты воспитания - это специально создаваемые обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и (или) определенного социально-профессионального слоя.

   Наибольшее  число таких институтов создается  для воспитания подрастающих поколений: общественно-государственные, государственные, религиозные и частные учебно-воспитательные учреждения различного типа (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные и профильные школы, лицеи, гимназии, колледжи, курсы, вузы и т. д.); детские и юношеские общественно-политические и клубные организации (постоянные, сезонные и временные); организации, занимающиеся социально-культурным и другими видами оздоровления микросреды подрастающих поколений, индивидуальной и групповой опекой и попечительством детей, подростков, юношей; учреждения для детей, подростков и юношей с психосоматическими и социальными отклонениями идефектами; организации, занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения детей, подростков и юношей, их перевоспитанием и реабилитацией.

   Институтами воспитания взрослых с некоторой условностью можно считать партии, профсоюзы, различные объединения по профессиям, интересам, по месту жительства, а также социально-культурные, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, клубные объединения, учреждения социального призрения и реабилитации и др.

   С течением времени увеличивается  многообразие институтов воспитания в  связи с усложнением социально-экономических и культурных потребностей общества, меняются их роль и соотношение в процессе социального воспитания.

   Через систему институтов воспитания общество и государство, с одной стороны, стремятся обеспечить равные возможности  для воспитания всех своих членов, а с другой, создать условия для реализации каждым своих возможностей, удовлетворения потребностей и развития способностей и интересов.

   В процессе социализации человека институты  воспитания играют двоякую роль. С одной стороны, именно в них осуществляется социальное воспитание как социально-контролируемая часть социализации. С другой - они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно. Это связано с тем, что в любом институте воспитания в процессе общения их членов происходит взаимовлияние, которое по своему характеру может не совпадать с целями и нормами, культивируемыми в институтах их организаторами.

   Группа  сверстников является важным фактором социализации. Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обмениваться игрушками. Для более старших дошкольников общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии. Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

   Но  как бы ни была велика потребность  в общении у детей, по-настоящему пора дружбы инеформальных объединений  приходит в подростковом возрасте. Человек начинает ощущать себя личностью и задумываться над тем, что такое «Я». Структура «Я» сильно усложняется. Помимо «Я» реального возникает представление о «Я» идеальном, отражение своего внутреннего мира, потребность увидеть себя глазами других, иногда подражать другим. С этим связано в психологии такое понятие, как референтная группа. Это такая группа, к которой человек не принадлежит, но на которую ориентируется, подражает ее членам; группа, в которую его не берут, но к которой он хотел бы принадлежать.

   Потребность подростка быть членом неформальной группы объясняется потребностью:

   - в информации. Проблемы, которых  не касаются в семье, школе,  обсуждаются подростками в группах.  В частности, это проблемы отношения  между полами. Причем отсутствие  такого общения и информации  может привести к задержке в психо-сексуальном развитии ребенка;

    - в  общении, эмоциональном контакте;

    - в  реализации индивидуальных притязаний, например, на лидерство или, наоборот, на конформное подчинение, слияние с группой.

   В силу особенностей своего психологического развития подростку необходимо демонстрировать протест против официальной, общепринятой культуры, норм и ценностей взрослых, что он и делает, приобщаясь к неформальной группе. Кроме того, неформальная группа отвечает потребностям юноши в новой информации, в проявлении эмоций и чувств, в реализации личностных притязаний на ту или иную социальную роль.

   Микросоциум - это ближайшее пространство и социальное окружение, в которых протекает жизнь человека и которые непосредственно влияют на его развитие.

   Определить границы микросоциума не всегда просто. В селах, поселках, малых городах эти границы совпадают с границами конкретного поселения. В средних и тем более крупных городах определение границ микросоциума становится проблематичным, обычно именно микрорайон рассматривается здесь как микросоциум.

   Влияние микросоциума на процесс социализации человека на различных этапах его  жизни зависит от объективных  характеристик микросоциума и субъективных характеристик самого человека.

   Объективные характеристики микросоциума тесно связаны с уже данными выше характеристиками таких мезофакторов социализации, как этнокультурные и региональные условия и тип поселения. Характеристика микросоциума - это приложение характеристик названных мезофакторов применительно к конкретномуселу, поселку, малому городу, микрорайону.

   В первую очередь надо иметь в виду пространственные характеристики конкретного микросоциума. То или иное село может быть расположено близко или далеко от города, иметь или не иметь налаженное сообщение с ним. В городе конкретный микрорайон может располагаться в центре, на окраине, в срединной зоне - и тоже по-разному быть связанным с другими частями города.

   С пространственными тесно связаны  архитектурно-планировочные особенности микросоциума: открытость-замкнутость, исторически сложившаяся или индустриальная застройка, соотношение малоэтажной и высотной застройки, наличие, количество и качество малых архитектурных форм и т. д.

   Важной  характеристикой социума можно  считать его благоустроенность и развитость коммунального хозяйства на его территории, а также насыщенность сферы обслуживания и ее качеств.

   Влияние микросоциума на социализацию человека во многом зависит от его культурно-рекреационных  возможностей: наличия и качества работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров, клубов, спортзалов, стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек.

   Немало  важной характеристикой микросоциума следует считать демографическую, т. е. состав жителей: их этническую принадлежность, однородность или неоднородность; социально-профессиональный состав и степень его дифференцированности; особенности половозрастного состава; состав семей.

   Важнейшей характеристикой микросоциума, с  точки зрения направленности его  влияния на социализацию, является сложившийся в нем социально-психологический климат. Микроклимат определяется соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличиeм криминогенных семей и групп, криминальных структур, а также мерой активности участия населения в жизни микросоциума. Она может проявляться в участии в органах общественного самоуправления; принятии решений, касающихся благоустройства и организации жизни микросоциума; участии в помержании порядка, культурно-рекреационной деятельности; взаимопомощи в присмотре за детьми, стариками, инвалидами и т. д.

   Меры  влияния микросоциума на социализацию конкретного человека зависят от степени включенности этого человека в жизнь микросоциума. В деревне, поселке, малом городе практически все население включено в жизнь микросоциума. В среднем и крупном городах степень включенности имеет возрастные и социально-культурные различия. Если дети, подростки и немалая часть стариков основную часть жизни проводит в микросоциуме, то в ранней юности происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сферой жизни для менее образованной части населения, наиболее образованное в его жизни практически не участвует. Соответственно и его влияние на эти группы различается весьма существенно.

   Религиозные организации, особенно в последнее время, становятся значительным фактором социализации. В современном мире роль религии, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти.

   Это хорошо видно на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии: христианство, будизм, мусульманство, иудаизм и многие их разновидности. В последние два десятилетия влияние всех конфессий стало возрастать. Особенно значительный значительный его рост отмечен, начиная с середины 80-х годов, что связано с общими процессами, идущими в государстве и обществе.

   В молодежной среде эти процессы проявляются  в трех, как минимум, тенденциях. Во-первых, растет религиозность. Увеличилось число юных верующих, резко возросло число крещений, венчаний, число участников различных религиозных обрядов. Во-вторых, партии христианского и исламского толка среди своих последователей имеют немало молодых людей, а в организуемых ими массовых мероприятиях участвует относительно много подростков и юношей. В-третьих, среди юношества и даже подростков растет интерес к религии, который проявляется по-разному, в том числе и в посещении занятий в воскресных школах, факультативов по истории религии и т. д.

   В процессе социализации религиозные  организации выполняют ряд функций.

   1. Ценностно-ориентационная функция  проявляется в том, что религиозные организации предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, в бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий, так и в различных формах религиозного просвещения.

   2. Регулятивная функция заключается в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организации, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других - менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам.

   3. Коммуникативная функция реализуется  в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих догматам и (или) вероучительным принципам конкретной религии.

4. Милосердная  функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт.

   5. Компенсаторная (утешительная) функция  проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей.

   6. Воспитательная функция заключается  в религиозно-нравственном воспитании человека.

   В последующих главах будут подробнее  рассмотрены такие микрофакторы социализации, как семья, школа, группа сверстников.  
 

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"