Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
В перечисленных
характеристиках кроются как ресурсные
возможности семьи (материальные, воспитательные
и др.), так и потенциальные факторы социального
риска. Например, повторность брака восполняет
утраченные супружеские и детско-родительские
связи, но может вызвать негативные тенденции
в состоянии психологического климата
семьи и в воспитании детей; сложный состав
семьи, с одной стороны, создает более
разнообразную картину ролевых взаимодействий,
а значит более широкое поле социализации
ребенка, с другой — в условиях дефицита
жилья вынужденное совместное проживание
нескольких поколений может стать причиной
повышенной конфликтности в семье и т.
д.
Помимо структурных
и функциональных характеристик, отражающих
состояние семьи как целого, для социально-педагогической
деятельности также важны индивидуальные
особенности ее членов. К ним относятся
социально-демографические, физиологические,
психологические, патологические привычки
взрослых членов семьи, а также характеристики
ребенка: возраст, уровень физического,
психического, речевого развития в соответствии
с возрастом ребенка; интересы, способности;
образовательное учреждение, которое
он посещает; успешность общения и обучения;
наличие поведенческих отклонений, патологических
привычек, речевых и психических нарушений.
Сочетание
индивидуальных характеристик членов
семьи с ее структурными и функциональными
параметрами складывается в комплексную
характеристику — статус семьи. Учеными
показано, что у семьи может быть, по крайней
мере, 4 статуса: социально-экономический,
социально-психологический,
социокультурный и ситуационно-ролевой.
Перечисленные статусы характеризуют
состояние семьи, ее положение в определенной
сфере жизнедеятельности в конкретный
момент времени, т. е. представляют собой
срез некоторого состояния семьи в непрерывном
процессе ее адаптации в обществе. Структура
социальной адаптации семьи представлена
на схеме:
Первый
компонент социальной
адаптации семьи — материальное
положение семьи. Для оценки-материального
благосостояния семьи, складывающегося
из денежной и имущественной обеспеченности,
необходимо несколько количественных
и качественных критериев: уровень доходов
семьи, ее жилищные условия, предметное
окружение, а также социально-демографические
характеристики ее членов, что составляет
социально-экономический статус семьи.
Если уровень
доходов семьи, а также качество жилищных
условий ниже установленных норм (величины
прожиточного минимума и др.), вследствие
чего семья не может удовлетворять самые
насущные потребности в пище, одежде, оплате
за жилье, то такая семья считается бедной,
ее социально-экономический статус —
низкий.
Если материальное
благосостояние семьи соответствует минимальным
социальным нормам, т. е. семья справляется
с удовлетворением базовых потребностей
жизнеобеспечения, но испытывает дефицит
материальных средств для удовлетворения
досуговых, образовательных и других социальных
потребностей, то такая семья считается
малообеспеченной, ее социально-экономический
статус— средний.
Высокий уровень
доходов и качества жилищных условий (в
2 и более раза выше социальных норм), позволяющий
не только удовлетворять основные потребности
жизнеобеспечения, но и пользоваться различными
видами услуг, свидетельствует о том, что
семья является материально обеспеченной,
имеет высокий социально-экономический
статус.
Второй
компонент социальной
адаптации семьи
— ее психологический
климат — более или менее устойчивый
эмоциональный настрой, который складывается
как результат настроений членов семьи,
их душевных переживаний, отношений друг
к другу, к другим людям, к работе, к окружающим
событиям.
Чтобы знать и уметь оценивать состояние
психологического климата семьи, или иными
словами ее социально-психологический
статус, целесообразно разделять все взаимоотношения
на отдельные сферы по принципу участвующих
в них субъектов: на супружеские, детско-родительские
и отношения с ближайшим окружением.
В качестве показателей состояния психологического
климата семьи выделяются следующие: степень
эмоционального комфорта, уровень тревожности,
степень взаимного понимания, уважения,
поддержки, помощи, сопереживания и взаимовлияния;
место проведения досуга (в семье или вне
ее), открытость семьи во взаимоотношениях
с ближайшим окружением.
Благоприятными
считаются отношения, построенные
на принципах равноправия и
Промежуточное состояние семьи, когда
неблагоприятные тенденции еще слабо
выражены, не имеют хронического характера,
расценивается как удовлетворительное,
в этом случае социально-психологический
статус семьи считается средним.
Третий
компонент структуры
социальной адаптации
семьи — социокультурная
адаптация. Определяя общую культуру
семьи, необходимо учитывать уровень образования
ее взрослых членов, поскольку он признан
одним из определяющих факторов в воспитании
детей а также непосредственную бытовую
и поведенческую культуру членов семьи.
Уровень культуры семьи считается высоким,
если семья справляется с ролью хранительницы
обычаев и традиций (сохраняются семейные
праздники, поддерживается устное народное
творчество); обладает широким кругом
интересов, развитыми духовными потребностями;
в семье рационально организован быт,
разнообразен досуг, причем преобладают
совместные формы досуговой и бытовой
деятельности; семья ориентирована на
всестороннее (эстетическое, физическое,
эмоциональное, трудовое) воспитание ребенка
и поддерживает здоровый образ жизни.
Если
духовные потребности семьи не развиты,
круг интересов ограничен, быт не
организован, отсутствует объединяющая
семью культурно-досуговая и
В
том случае, когда семья не обладает
полным набором характеристик, свидетельствующих
о высоком уровне культуры, но осознает,
пробелы в своем культурном уровне и проявляет
активность в направлении его повышения,
можно говорить о среднем социокультурном
статусе семьи.
Состояние психологического климата семьи
и ее культурный уровень — показатели
взаимно влияющие друг на друга, поскольку
благоприятный психологический климат
служит надежной основой нравственного
воспитания детей, их высокой эмоциональной
культуры.
Четвертый
показатель — ситуационно-ролевая
адаптация, которая
связана с отношением
к ребенку в семье. В случае конструктивного
отношения к ребенку, высокой культуры
и активности семьи в решении проблем
ребенка, ее ситуационно-роле-вой статус
высокий; если в отношении к ребенку присутствует
акцентуация на его проблемах, то — средний.
В случае игнорирования проблем ребенка
и тем более негативного отношения к нему,
которые, как правило, сочетаются с низкой
культурой и активностью семьи, ситуационно-ролевой
статус — низкий.
На
основе анализа структурных и
функциональных характеристик семьи,
а также индивидуальных особенностей
ее членов, можно определить ее структурно-функциональный
тип и вместе с тем сделать вывод об уровне
социальной адаптации семьи в обществе.
Из
существующего множества
Благополучные семьи успешно справляются
со своими функциями, практически не нуждаются
в поддержке социального педагога, так
как за счет адаптивных способностей,
которые основываются на материальных,
психологических и других внутренних
ресурсах, быстро адаптируются к нуждам
своего ребенка и успешно решают задачи
его воспитания и развития. В случае возникновения
проблем им достаточно разовой однократной
помощи в рамках краткосрочных моделей
работы.
Семьи группы риска характеризуются
наличием некоторого отклонения от норм,
не позволяющего определить их как благополучные,
например, неполная семья, малообеспеченная
семья и т. п., и снижающего адаптивные
способности этих семей. Они справляются
с задачами воспитания ребенка с большим
напряжением своих сил, поэтому социальному
педагогу необходимо наблюдать за состоянием
семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими
факторами, отслеживать, насколько они
компенсированы другими положительными
характеристиками, и в случае необходимости
предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий
социальный статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или в нескольких одновременно,
не справляются с возложенными на них
функциями, их адаптивные способности
существенно снижены, процесс семейного
воспитания ребенка протекает с большими
трудностями, медленно, малорезультативно.
Для данного типа семьи необходима активная
и обычно продолжительная поддержка со
стороны социального педагога. В зависимости
от характера проблем социальный педагог
оказывает таким семьям образовательную,
психологическую, посредническую помощь
в рамках долговременных форм работы.
Асоциальные семьи — те, с которыми
взаимодействие протекает наиболее трудоемко
и состояние которых нуждается в коренных
изменениях. В этих семьях, где родители
ведут аморальный, противоправный образ
жизни и где жилищно-бытовые условия не
отвечают элементарным санитарно-гигиеническим
требованиям, а воспитанием детей, как
правило, никто не занимается, дети оказываются
безнадзорными, полуголодными, отстают
в развитии, становятся жертвами насилия
как со стороны родителей, так и других
граждан того же социального слоя. Работа
социального педагога с этими семьями
должна вестись в тесном контакте с правоохранительными
органами, а также органами опеки и попечительства.
Известно, что методы семейного воспитания можно разделить на две группы.
Первую
группу методов составляют методы повседневного
общения, делового, доверительного взаимодействия
и взаимовоздействия. Данная группа методов
включает в себя: метод уважения детской
личности и метод убеждения. Педагог должен
показать родителям, через какие приемы
может реализовываться этот метод. Ими
могут быть: обсуждение разнообразных
вопросов жизни в доверительном разговоре,
понимание, доверие, побуждение, сочувствие,
предостережение, критика.
Вторую
группу методов составляют методы педагогического
и психологического воздействия воспитателя
на личность ребенка в целях коррекции
его сознания и поведения. Этими методами
могут пользоваться родители, если у ребенка
возникают какие-либо проблемы. Данная
группа методов включает в себя: метод
обращения к сознанию, метод обращения
к чувству, метод обращения к воле и поступку.
Социальный педагог также должен показать,
через какие приемы реализуется данная
группа методов. Обращаться к сознанию
ребенка можно через пример, разъяснение,
возбуждение психического состояния радости,
актуализацию мечты, снятия напряжения
в отношениях. К чувствам ребенка обращаются
либо родители, либо социальные педагоги
через обращение к совести, чувству справедливости,
эстетическому чувству, к самолюбию, состраданию
и милосердию, страху и бесстрашию, отвращению
и брезгливости, а обращение к воле и поступку
требует от педагога внушения, упражнения,
поощрения, наказания.
Таким
образом, подсказанная родителям система
методов и приемов в воспитательном процессе
должна быть трансформирована, воплощена
в реальные отношения, которые образуют
воспитательную среду, комфортную для
всех членов семьи.
Существующие
проблемы в семье могут быть связаны
с неправильно выбранными тактиками семейного
воспитания, тогда социальный педагог
помогает осознать особенности таких
негативных тактик, как «диктат», «опека»,
«конфронтация», «мирное сосуществование»,
и помочь овладеть позитивной тактикой
семейного воспитания, так называемой
«тактикой сотрудничества».
Психологическая
составляющая социально-педагогической
помощи включаете себя 2 компонента:
социально-психологическую
поддержку и коррекцию.
Поддержка
направлена на создание благоприятного
микроклимата в семье в период кратковременного
кризиса. Психологическую поддержку семьям,
испытывающим различные виды стресса,
социальный педагог может осуществлять,
если у него есть дополнительное психологическое
образование, кроме того эту работу могут
выполнять психологи и психотерапевты.
Наиболее эффективна эта работа, когда
помощь семье оказывается комплексно:
социальный педагог определяет проблему,
анализируя межличностные отношения семьи,
положение ребенка в семье, отношения
семьи с обществом; психолог посредством
психологических тестов и других методик
выявляет те психические изменения каждого
члена семьи, которые приводят к конфликту;
психиатр или психотерапевт проводит
лечение.
Коррекция
межличностных отношений происходит,
в основном, когда в семье существует психическое-насилие
над ребенком, приводящее к нарушению
его нервно-психического и физического
состояния. До недавнего времени этому
явлению не уделялось должного внимания.
К такому виду насилия относится запугивание,
оскорбление ребенка, унижение его чести
и достоинства, нарушение доверия.
Педагог должен так скорректировать отношения
в семье, чтобы все необходимые меры для
обеспечения установленного порядка и
дисциплины в семье поддерживались с помощью
методов, основанных на уважении человеческого
достоинства ребенка в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка. В отличие
от психотерапии социально-психологическая
коррекция вскрывает конфликты внутрисемейных
взаимоотношений и отношений между семьей
и обществом. Цель ее заключается в том,
чтобы помочь членам семьи узнать, как
они взаимодействуют друг с другом, а затем
помочь узнать, как сделать эти взаимодействия
более конструктивными.
Посреднический компонент социально-педагогической
помощи включает в себя 3 составляющие:
помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию
семейного досуга, включающую в себя: организацию
выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных
аукционов; клубов по интересам, организацию
семейных праздников, конкурсов, курсов
но ведению домашнего хозяйства, «клубов
знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию
различных ведомств и служб по совместному
разрешению проблемы конкретной семьи
и положения конкретного ребенка в ней.
Такими
проблемами могут быть:
— передача ребенка на воспитание в приемную
семью. В идеале социальный педагог должен
провести обследование этой семьи, психологического
климата в ней. После того, как принято
решение о передаче ребенка, необходимо
регулярно патронировать эту семью, говорить
с ребенком, родителями, чтобы убедиться
что ребенку там хорошо. Если появляется
проблема в адаптации этого ребенка в
новой для него семье, социальные педагоги
должны включиться в ее разрешение с целью
обеспечения полноценного ухода за ребенком.
Если у ребенка есть настоящие родители,
социальный педагог кроме того, что он
взаимодействует с приемными родителями,
должен поддерживать связь и с истинными
родителями. Цель должна состоять в том,
чтобы дать возможность настоящим родителям
подготовиться (в случае благополучия
семьи) к возвращению ребенка. Кроме того,
цель социально-педагогической деятельности
состоит в том, чтобы помочь членам биологической
семьи оставаться вместе в период роста
и развития ребенка;
— усыновление ребенка, которое предполагает
постоянный уход нуждающимся детям. Оно
предоставляет усыновившим родителям
права, которыми обладали биологические
родители. Но кроме прав они наделяются
и обязанностями, выполнение которых должен
контролировать социальный педагог;
— помещение детей в приюты. Приют, в отличие
от детского дома, — место временного
пребывания, поэтому ребенок должен находиться
там ровно столько, сколько необходимо
для решения его главных проблем. За этот
срок социальные педагоги обязаны выяснить
данные о месте прежнего проживания ребенка,
причины его безнадзорности, осуществить
розыск родителей или лиц, их заменяющих,
родственников, сообщить им о его нахождении
в приюте, содействовать коррекции взаимоотношений
в семье, содействовать возвращению ребенка
в семью, помочь в трудоустройстве и решении
материальных и жилищных проблем.