Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Другой
тип приютов — приют для
женщин, подвергшихся избиению, и их
детей, а также для несовершеннолетних
мам, вынужденных уйти из дома —
«социальная гостиница». Эти приюты
предоставляют место и питание
на короткое время, обеспечивают консультирование.
В реальной жизни определилось несколько
вариантов детских судеб, требующих действенного
вмешательства:
• ребенок категорически отказывается
жить дома, в то время как родители настаивают
на его возвращении;
• ребенок ночует под одной крышей с теми,
кого трудно назвать семьей;
• ребенок месяцами живет в больнице —
он не сирота, и поэтому не может быть помещён
в детский дом;
• ребенок попадает с улицы за решетку
приемника-распределителя;
• подросток убегает из детского дома.
К
сожалению, законы не в состоянии
предусмотреть эти случаи и лишь
ограничивают отношения между учреждением
и ребенком словосочетанием «не имеет
права»: приют не имеет права забрать ребенка
от избивающих его родителей, приемник-распределитель
не имеет права дать убежище уставшему
от скитания по подвалам ребенку, детский
дом не имеет права принять ребенка без
документов и т. д.;
- помещение ребенка на институциональное
попечение, коим являются детский дом,
школа-интернат, «лесная школа», семейные
детские дома, которые могут быть созданы
государственными службами или частными
организациями, не извлекающими из этого
прибыли.
Помощь
в информировании направлена на обеспечение
семьи информацией по вопросам социальной
защиты. Она проводится в форме консультирования.
Вопросы могут касаться как жилищного,
семейно-брачного, трудового, гражданского,
пенсионного законодательства, прав детей,
женщин, инвалидов, так и проблем, которые
существуют внутри семьи.
Такая помощь оказывается любому члену
семьи, в том числе и детям, с которыми
плохо обращаются или о которых не заботятся.
Плохое обращение означает нанесение
телесных повреждений, насилие или непосильный
труд. Отсутствие заботы подразумевает
пренебрежительное отношение к уходу
за ребенком, включающему питание, медицинскую
помощь. Как крайнюю меру этот вид помощи
предусматривает рекомендации на лишение
родительских прав, передачу ребенка в
интернатные учреждения.
Однако эта мера должна применяться в
исключительных случаях, так как для эмоционального
здоровья ребенка очень важна атмосфера
семьи. Чтобы помочь детям остаться в семье,
социальные педагоги вначале наблюдают
за тем, что происходит дома, консультируют
детей и родителей, информируют родителей
о правовых требованиях и используют судебные
санкции как средство мотивации к позитивному
изменению жизни ребенка. Социальный педагог
при работе с семьей выступает в трех основных
ролях:
Советник — информирует семью о важности
и возможности взаимодействия родителей
и детей в семье; рассказывает о развитии
ребенка; дает педагогические советы по
воспитанию детей.
Консультант — консультирует по вопросам
семейного законодательства; вопросам
межличностного взаимодействия в семье;
информирует о существующих методах воспитания,
ориентированных на конкретную семью;
разъясняет родителям способы создания
условий, необходимых для нормального
развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник — защищает права ребенка в случае,
когда приходится сталкиваться с полной
деградацией личности родителей (алкоголизм,
наркомания, жестокое отношение к детям)
и вытекающими из этого проблемами неустроенности
быта, отсутствие внимания, человеческого
отношения родителей к детям.
Формы социально-педагогической помощи
семье
В
зарубежной практике накоплен богатый
опыт оказания социально-педагогической
помощи нуждающимся с использованием
долгосрочных и краткосрочных форм работы.
Среди краткосрочных форм ученые выделяют
кризисинтервентную и проблемно-ориентированную
модели взаимодействия.
Кризисинтервентная
модель работы с семьей предполагает
оказание помощи непосредственно в кризисной
ситуации, которые могут быть обусловлены
изменениями в естественном жизненном
цикле семьи или случайными травмирующими
обстоятельствами.
Такие неблагоприятные периоды сопряжены
с возрастными кризисами ребенка, когда
в семье усиливаются психолого-педагогические
проблемы. Кризис трех лет, связанный с
процессом формирования основных индивидуально-психологических
качеств личности и создания предпосылок
для развития социально-нравственных
качеств; 7-8 лет — адаптация к новому социальному
статусу школьника, усвоение нового режима
жизни, установление отношений с учителем,
детским коллективом; 12-17 — период самоутверждения,
изменения отношений с родителями и миром
взрослых в целом, 18-21 — социальное самоопределение.
Поскольку кризисная ситуация требует
быстрого реагирования, ее оценка не предполагает
детальной диагностики, а фокусирует свое
внимание на масштабах дезадаптации и
имеющихся средствах ее преодоления. При
этом используются как внутренние ресурсы
семьи, так и внешние формы помощи. Независимо
от того, какие проблемы привели к кризисной
ситуации, задача социального педагога
— путем оказания непосредственной эмоциональной
поддержки смягчить воздействие стрессового
события и мобилизовать усилия семьи на
преодоление кризиса.
Помощь считается успешной, если удается
добиться снижения тревожности, зависимости,
психического дискомфорта и других проявлений
кризисного состояния, а также формируется
новое понимание возникшей проблемы, развиваются
адаптивные реакции, которые могут быть
полезны и в будущем. Нетрудно заметить,
что психологическая помощь в стрессовой
ситуации оказывается превалирующей,
и возможно более оправданным было бы
вмешательство профессионального психолога,
обладающего большими возможностями психологической
реабилитации. Но следует заметить тот
факт, что помощь в данной ситуации должна
быть не столько психологически глубокой,
"сколько комплексной и широкой по охвату
проб л ем и участников событий. Это могут
быть члены семьи, неформальные группы
поддержки, специализированные учреждения
(социальная защита, реабилитационные
центры и пр.), чье внимание необходимо
привлечь к проблемам семьи и ее нуждам.
Задача педагога состоит в том, чтобы помочь
преодолеть первоначальную реакцию подавленности
и растерянности, а в дальнейшем занять
активную позицию в реабилитации семьи,
сосредотачивая свои усилия на развитии
личности каждого из ее членов, поиске
адекватных способов социализации и достижении
оптимального уровня адаптации в обществе.
Для этого педагог оказывает образовательную
помощь, предоставляя семье информацию,
касающуюся этапов выхода семьи из кризиса
и ее перспектив, подкрепляя ее документальными
фактами.
Кроме того, педагог выступает в качестве
посредника между семьей и специалистами,
работающими с ней. В то Время, как медики
заняты лечением, психологи — восстановлением
психики, социальный педагог помогает
семье преодолеть кризис и начать действовать.
Например, установить связь с другими
родственниками, с семьями, испытывавшими
подобные затруднения, с организациями,
способными предоставить необходимую
помощь.
Таким
образом, педагог в индивидуальных
беседах через образовательную
и посредническую помощь, т. е. косвенным
образом, достигает эффекта психологической
поддержки, воздействуя на чувства сомнения
и страха, которые препятствуют контролю
над ситуацией. Кроме того, семья может
быть вовлечена в программу семейной терапии
и обучающих тренингов, целью которых
является улучшение общения между членами
семьи и решение скрытых проблем которые
обнаруживаются в кризисной ситуации.
При такой организации помощи не исключается
то, что отдельным семьям понадобится
более глубокое психотерапевтическое
воздействие, но вероятность его снижается.
Как
и кризисинтервентная, проблемно-ориентированная
модель взаимодействия относится
к краткосрочным стратегиям работы, продолжительность
которых не превышает 4 месяцев. Проблемно-ориентированная
модель направлена на решение конкретных
практических задач, заявленных и признанных
семьей, т. е. в центре этой модели находится
требование, чтобы профессионалы, оказывающие
помощь, концентрировали усилия на той
проблеме, которую осознала семья и над
которой она готова работать, и это важнее,
чем взгляд специалиста на природу, причину
самой проблемы.
Проблемно-
Проблемно-ориентированная
модель предписывает решать выбранную
для работы проблему совместными усилиями.
Работа протекает в духе сотрудничества
с акцентом на стимулирование и поддержку
способностей членов семьи в решении их
собственных трудностей. Определяются
препятствия, мешающие семье, и используются
средства, способствующие для решения
проблемы. Успешное решение проблемы создает
положительный опыт для решения последующих
проблемных ситуаций самостоятельно.
Работа с семьей необходима в том случае,
если проблема связана с особенностями
взаимодействия между ее членами. К таким
проблемам относятся: деструктивное отношение
к ребенку, неверный стиль воспитания,
неудовлетворительный психологический
климат семьи и пр.
Ведущим методом проблемно-ориентированной
модели является составление контракта
(договора) между социальным педагогом,
оказывающим помощь, и Семьей или ее конкретным
представителем. При составлении контракта
роль семьи — определить желательные
и осуществимые цели и задачи предстоящей
деятельности. Роль социального педагога
— определить предельные сроки, которые
будут обязательными и для него, и для
семьи, и помочь последней в выборе и осуществлении
целей. Следует подчеркнуть, что соглашения
между социальным педагогом и семьей не
аналогичны контрактам в бизнесе или брачным
договорам. В данном случае стороны несут
не правовые, а моральные обязательства,
которые закрепляются официальным документом,
что повышает эффективность взаимодействия.
Составление контракта — это один из способов,
каким реализуется на практике важный
этический принцип о самоопределении
клиентов, заимствованный социальной
педагогикой из социальной работы. Совместная
работа над договором поощряет семью активно
участвовать в процессе выработки его
условий, вовлекает ее в процесс принятия
решений. В работе с подростками и юношеством
составление контракта играет положительную
роль еще и тем, что придает их отношениям
со специалистом « взрослый », деловой
характер.
Долгосрочные формы работы, преобладающие,
в основном, в зарубежной практике, требуют
продолжительного общения с клиентом
(от 4 месяцев и более) и обычно построены
на психосоциальном подходе. Основные
задачи психосоциального подхода состоят
в том, чтобы либо изменить семейную систему,
адаптируя ее к выполнению своей специфической
функции, либо изменить ситуацию - другие
общественные системы, оказывающие влияние
на семью, либо воздействовать на то и
другое одновременно.
В условиях низкой мотивации обращения
семей именно за социально-педагогической,
психологической помощью необходимо применение
такой формы работы с семьей, как патронаж
- одна из форм работы социального педагога,
представляющая собой посещение семьи
на дому с диагностическими, контрольными,
адаптационно-реабилитационными целями,
позволяющая установить и поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь.
В нашей стране патронажный опыт работы
существует и реализуется педиатрическими
службами, территориальными центрами
социального обслуживания пенсионеров
и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые
услуги не исчерпывают возможностей патронажа,
в его рамках могут осуществляться различные
виды образовательной, психологической,
посреднической помощи, поэтому посещение
семьи на дому является неотъемлемой формой
работы и социального педагога.
Патронаж дает возможность наблюдать
семью в ее естественных условиях, что
позволяет выявить больше информации,
чем лежит на поверхности. Проведение
патронажа требует соблюдения ряда этических
принципов: принципа самоопределения
семьи, добровольности принятия помощи,
конфиденциальности, поэтому следует
находить возможность информировать семью
о предстоящем визите и его целях.
Патронаж
может проводиться со следующими
целями:
— диагностические: ознакомление с условиями
жизни, изучение возможных факторов риска
(медицинских, социальных, бытовых), исследование
сложившихся проблемных ситуаций;
— контрольные: оценка состояния семьи
и ребенка, динамика проблем (если контакт
с семьей повторный); анализ хода реабилитационных
мероприятий, выполнения родителями рекомендаций
и пр.;
— адаптационно-реабилитационные: оказание
конкретной образовательной, психологической,
посреднической помощи.
Иной
подход допустим в отношении асоциальных
семей, где обстановка не отвечает нуждам
ребенка, а в ряде случаев, представляет
опасность для его жизни. В этом случае
социальный педагог, исходя из интересов
ребенка, совместно с правоохранительными
органами ведет открытый контроль за ходом
реабилитационных мероприятий, оказывает
необходимое директивное воздействие
в случае низкой реабилитационной активности
семьи, в том числе прибегает к карательным
мерам, выступая, например, инициатором
лишения родителей прав на воспитание
ребенка.
Патронажи могут быть единичными или регулярными
в зависимости от выбранной стратегии
работы (долгосрочной или краткосрочной)
с данной семьей.
С запланированной периодичностью проводятся
патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.
Например, неоднократно посещаются семьи,
воспитывающие детей-инвалидов первого
года жизни, с целью помочь преодолеть
психотравмирующую ситуацию рождения
больного ребенка, своевременно разрешить
ряд социально-правовых вопросов (оформление
инвалидности), освоить необходимые навыки
по уходу и развитию ребенка.
Регулярные патронажи необходимы в отношении
неблагополучных и прежде всего асоциальных
семей, постоянное наблюдение за которыми
в какой-то мере дисциплинирует их, а также
позволяет своевременно выявлять и противодействовать
возникающим кризисным ситуациям.
Наряду
с патронажем, занимающим важное место
в деятельности педагога, следует выделить
консультационные беседы как одну из форм
работы с семьей. Консультирование, по
определению, предназначено, в основном
для оказания помощи практически здоровым
людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач. Социальный педагог,
работая с семьей, может использовать
наиболее распространенные приемы консультирования:
эмоциональное заражение, внушение, убеждение,
художественные аналогии, мини-тренинг
и пр. При этом консультационная беседа
может быть наполнена различным содержанием
и выполнять различные задачи — образовательные,
психологические, психолого-педагогические.
Если семья не является инициатором взаимодействия
с социальным педагогом, консультирование
может проводиться в завуалированной
форме. Конечная цель консультационной
работы — с помощью специально организованного
процесса общения актуализировать внутренние
ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную
культуру и активность, откорректировать
отношение к ребенку.
Наряду
с индивидуальными
Социально-психологический тренинг определяется
как область практической психологии,
ориентированная на использование активных
методов групповой психологической работы
с целью развития компетентности в общении.
Надо отметить, что в настоящее время цели
проводимых тренинговых программ расширились,
и тренинг перестал быть только областью
практической психологии, заняв достойное
место в социальной педагогике, системе
образования. Тренинг представляет собой
сочетание многих приемов индивидуальной
и групповой работы и является одним из
самых перспективных методов решения
проблемы психолого-педагогического образования
родителей. Эта проблема не теряет своей
актуальности в течение последних десятилетий.
Особенно остро она стоит в отношении
родителей тех детей, которые имеют проблемы
психического, физического, социального
отклонения от нормы.
Образовательные
тренинги, пока не получившие должного
распространения в нашей
— коммуникационные умения и навыки: умение
«активного слушания», представляющее
собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует
о том, что родители заинтересованно слушают
и понимают своего ребенка; отработку
приема «Я-сообщения», выражающего личную
обеспокоенность родителя возможными
последствиями действий ребенка, и др.;
— психогигиенические приемы преодоления
стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции,
оказания психотерапевтического воздействия
на ребенка и др.;
— психолого-педагогические приемы: приемы
раннего развивающего обучения, модификации
поведения ребенка, игротерапии и др.
Групповые
методы работы дают возможность родителям
обмениваться друг с другом опытом,
задавать вопросы и стремиться получить
поддержку и одобрение в
Вышеописанные методы: консультативная
беседа, образовательный тренинг — являются
универсальными, т.е. используются в долгосрочных
и краткосрочных формах работы.
Итак, в современных условиях семья становится
одним из центральных объектов разных
областей знания: социальной педагогики,
социальной работы, здравоохранения, образования
и др. От разрешения проблем семьи во многом
зависит будущее страны.