Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Лекция № 4.
Тема:
«Человек как жертва
социализации»
План.
1. Человек, как субъект социализации.
Социализация как социально-педагогическое явление предполагает, что общество и государство предпринимает либо специальные, либо косвенные усилия для воспитания человека определенного типа.
Сущность социализации таким образом в этом и состоит, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности. Оно стремится сформировать определенный тип человека, в наименьшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам.
По мнению, Дюркгейма – любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными интеллектуальными, и даже физическими идеалами. Содержание этих идеалов значительно отличается в разных обществах в зависимости от исторических особенностей его развития. Однако в современных условиях социализация имеет достаточно много общих или сходных для различных обществ характеристик. Универсальной характеристикой можно считать главную задачу социализации человека в обществе, по мнению американского социолога Парсонса, любое общество стремится сформировать из вступающих в общество «новичков» таких граждан, которые как минимум лояльно относились бы к существующей социальной системе и как максимум были бы преданны ей. Универсальность некоторых черт социализации в различных обществах обусловлено глобальными общемировыми тенденциями.
Социализация не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.
Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.
В процессе социализации личность примеривает на себя и выполняет различные роли, которые называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Содержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация).
Становление личности представляет собой сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека.
Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноценным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.
Социализация ребенка – это процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
По своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.
Однако
роль различных социальных институтов
в социализации ребенка неодинакова.
Одни из них оказывают стихийное
влияние на ребенка в процессе
его развития и социального становления,
другие же выполняют функцию
2. Человек, как объект социализации.
Содержание процесса социализации объективно обусловлено заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали бы различными ролями необходимыми для эффективного функционирования в жизни общества. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое новое поколение успешно прошло полоролевую социализацию, т.е. эффективно выполняли бы роли мужчины или женщины. Общество заинтересовано и в профессиональной организации своих членов, которое предполагает компетентное участие в экономической жизни. А также в политической, семейной и т.д. По мнению, Парсенса, содержание процесса социализации представляет собой освоение реквизита для удовлетворения функционирования. В основе усвоения этих ролей лежит генетическая пластичность организма человека, его психики, а в целом способность к обучению. Таким образом, в содержании социализации в первую очередь выделяются социализирующие влияния не столько на самого индивида, сколько на его реальные взаимосвязи и взаимоотношения в реальном мире. Кроме того, различные требования к человеку в процессе социализации предъявляет не только общества, но и конкретные группы (сверстники, друзья) и институты социализации. Их требования зависят от особенностей функционирования, а также от возраста и социального статуса человека. В этом смысле человек и является объектом социализации, т.е. испытывает на себе различные влияния со стороны общества и представляющих его различных структур.
3. Концепции процесса социализации.
В процессе социализации человек является не только ее объектом, но и субъектом, потому что он в той или иной мере активно и избирательно производит социальные нормы, культурные ценности, развивается и реализует себя в обществе. В современной социальной педагогике и социальной психологии известны несколько концепций рассмотрения человека, как субъекта социализации. Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь, в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации.
Первый подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.
Второй подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
Теории
субъект-субъектного подхода
В процессе социализации содержится противоречие, согласно которому с одной стороны, социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны – умение противостоять обществу, тем непродуманным аспектам политической, экономической жизни его, а также уметь преодолевать такие обстоятельства жизни, которые мешают саморазвитию, самореализации и самоутверждению. Это означает, что в процессе социализации заложен до конца не разрешимый внутренний конфликт между степенью адаптации человека в обществе. Эффективная социализация предполагает равновесие между этими сторонами социализации.
В любом обществе особенно в обществе модернизированном объективно существуют различные типы людей, которые могут рассматриваться как жертвы процесса социализации. К ним относятся конформисты – люди, полностью адаптированные в обществе и «растворенные» в нем, неспособные противостоять влиянию общества, особенно если оно ведет к негативным результатам социализации; а также диссиденты – это инакомыслящие, несогласные с основными принципами и направлениями жизни в обществе, не принимающие их, отвергающие; правонарушители и любые формы отклонений от принятых в обществе норм, являются жертвами процесса социализации, так как они не адаптированы в обществе. Таким образом, жертвами процесса социализации являются люди либо полностью адаптированные в обществе, либо не адаптированные в нем.
В обществе в реальной жизни можно наблюдать так называемые «группы риска», жертв социализации. Объективно к ним относятся люди с серьезными нарушениями или отклонениями в психическом или физическом развитии; дети воспитывающиеся в условиях алкоголизма родителей, эмоционального отвержения и других стилей аномального воспитания ( все типы дисфункциональных семей); дети и подростки, педагогически запущенные или испытывающие негативное воздействие педагогов; люди, пережившие экстремальные условия, побывавшие в чрезвычайных ситуациях (войны, землетрясения, крупномасштабные аварии), вынужденные переселенцы, беженцы, мигранты, а также эмигранты.
Потенциальными, но вполне реальными жертвами социализации могут стать реальные люди с пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера. А также дети, воспитывающихся в семьях с низким моральным образовательным и экономическим уровнем. К числу потенциальных жертв могут быть отнесены и метисы, и представители небольших по численности национальных групп, проживающих в местах компактного распределения в этносе.