Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

      Лекция  № 4.

      Тема: «Человек как жертва социализации» 

      План.

    1. Человек как субъект социализации
    2. Человек как объект социализации
    3. Концепции социализации
    4. Человек как жертва социализации
    5. Человек как жертва неблагоприятных условий
 

      1. Человек,  как субъект социализации.

      Социализация  как социально-педагогическое явление предполагает, что общество и государство предпринимает либо специальные, либо косвенные усилия для воспитания человека определенного типа.

      Сущность  социализации таким образом в этом и состоит, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности. Оно стремится сформировать определенный тип человека, в наименьшей мере соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам.

      По  мнению, Дюркгейма – любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него универсальными моральными интеллектуальными, и даже физическими идеалами. Содержание этих идеалов значительно отличается в разных обществах в зависимости от исторических особенностей его развития. Однако в современных условиях социализация имеет достаточно много общих или сходных для различных обществ характеристик. Универсальной характеристикой можно считать главную задачу социализации человека в обществе, по мнению американского социолога Парсонса, любое общество стремится сформировать из вступающих в общество «новичков» таких граждан, которые как минимум лояльно относились бы к существующей социальной системе и как максимум были бы преданны ей. Универсальность некоторых черт социализации в различных обществах обусловлено глобальными общемировыми тенденциями.

      Социализация  не является одноактным или единовременным процессом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытывает на себе его разнообразные влияния, включается в новые виды деятельности и отношения, вынужден выполнять разные социальные роли. Это приводит к тому, что он в течение своей жизни усваивает новый социальный опыт, а также одновременно воспроизводит те или иные социальные отношения, определенным образом влияя на свое окружение.

      Социализация  – это непрерывный  процесс, длящийся в течение всей жизни. Он распадается на этапы, каждый из которых «специализируется» на решении определенных задач, без проработки которых последующий этап может не наступить, может быть искажен или заторможен.

      В процессе социализации личность примеривает  на себя и выполняет  различные роли, которые  называются социальными. Через роли личность имеет возможность проявить себя, раскрыть, репрезентировать. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и без самоуничижения.

      Сущность  социализации состоит  в сочетании приспособления и обособления  человека в условиях конкретного общества.

      Содержание  процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины, могли бы и хотели компетентно участвовать в производственной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация).

      Становление личности представляет собой сложный  процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных  уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека.

      Социализация  ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноценным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влияний не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.

      Социализация  ребенка – это  процесс приобщения его к социальной жизни, который заключается  в усвоении системы  знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

      По  своему устройству общество представляет собой многообразие различных взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов - исторически сложившихся форм организации и регулирования общественной жизни людей. Именно через них и происходит приобщение и усвоение ребенком общественных норм и правил поведения.

      Однако  роль различных социальных институтов в социализации ребенка неодинакова. Одни из них оказывают стихийное  влияние на ребенка в процессе его развития и социального становления, другие же выполняют функцию целенаправленного воздействия на формирование его личности. К таким социальным институтам, которые можно с полным правом назвать институтами социализации, относятся семья, образование, культура и религия. 

      2. Человек, как объект социализации.

      Содержание  процесса социализации объективно обусловлено заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали бы различными ролями необходимыми для эффективного функционирования в жизни общества. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое новое поколение успешно прошло полоролевую социализацию, т.е. эффективно выполняли бы роли мужчины или женщины. Общество заинтересовано и в профессиональной организации своих членов, которое предполагает компетентное участие в экономической жизни. А также в политической, семейной и т.д. По мнению, Парсенса, содержание процесса социализации представляет собой освоение реквизита для удовлетворения функционирования. В основе усвоения этих ролей лежит генетическая пластичность организма человека, его психики, а в целом способность к обучению. Таким образом, в содержании социализации в первую очередь выделяются социализирующие влияния не столько на самого индивида, сколько на его реальные взаимосвязи и взаимоотношения в реальном мире. Кроме того, различные требования к человеку в процессе социализации предъявляет не только общества, но и конкретные группы (сверстники, друзья) и институты социализации. Их требования зависят от особенностей функционирования, а также от возраста и социального статуса человека. В этом смысле человек и является объектом социализации, т.е. испытывает на себе различные влияния со стороны общества и представляющих его различных структур.

    3. Концепции процесса социализации.

      В процессе социализации человек является не только ее объектом, но и субъектом, потому что он в той или иной мере активно и избирательно производит социальные нормы, культурные ценности, развивается и реализует себя в обществе. В современной социальной педагогике и социальной психологии известны несколько концепций рассмотрения человека, как субъекта социализации. Ученые по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь, в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации.

      Первый  подход предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество – субъект взаимодействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли ученые: француз Эмиль Дюркгейм и американец Талкот Парсонс.

      Второй  подход основан на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Джорджа Герберта Мида. Социализация трактуется как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

      Теории  субъект-субъектного подхода объясняют механизм социализации:

  1. теория Ч.Кули. Согласно этой теории, человек – индивид, приобретает свою индивидуальность, в процессе коммуникаций, в межличностном общении внутри ближайшего окружения семья, сверстники, соседи (микросоциум), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов;
  2. теория У. Томаса и Ф. Знаменского. Эти ученые рассматривают социальные явления и процессы, как результат сознательной деятельности людей. Это означает, что надо учитывать не только стихийные обстоятельства или созданные группой людей ситуации, но и позицию самого человека, его точку зрения, его мнение по поводу этой ситуации, в которую он включен. Именно позиция индивида, его отношение к ситуации, и к себе в ситуации, позволяет рассматривать человека, как субъекта социальной жизни.
  3. теория Д.Г. Мидда, который считал, что «межиндивидуальные взаимодействия» формируют само общество и позволяет индивиду приобрести социальные характеристики, по-этому, с одной стороны, богатство, своеобразие, неординарность проявлений индивидуального «Я», его реакции, способов действий и обобщения зависят от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которой индивид участвует. С другой стороны, участниками этих взаимодействий являются сами индивиды, имеющие социальные характеристики в виде опыта общения, отношения, поведения. Именно эти индивиды и являются источником движения и развития самого общества.
 
  1. Человек, как жертва социализации
 

      В процессе социализации содержится противоречие, согласно которому с одной стороны, социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой стороны – умение противостоять обществу, тем непродуманным аспектам политической, экономической жизни его, а также уметь преодолевать такие обстоятельства жизни, которые мешают саморазвитию, самореализации и самоутверждению. Это означает, что в процессе социализации заложен до конца не разрешимый внутренний конфликт между степенью адаптации человека в обществе. Эффективная социализация предполагает равновесие между этими сторонами социализации.

      В любом обществе особенно в обществе модернизированном объективно существуют различные типы людей, которые могут  рассматриваться как жертвы процесса социализации. К ним относятся  конформисты – люди, полностью адаптированные в обществе и «растворенные» в нем, неспособные противостоять влиянию общества, особенно если оно ведет к негативным результатам социализации; а также диссиденты – это инакомыслящие, несогласные с основными принципами и направлениями жизни в обществе, не принимающие их, отвергающие; правонарушители и любые формы отклонений от принятых в обществе норм, являются жертвами процесса социализации, так как они не адаптированы в обществе. Таким образом, жертвами процесса социализации являются люди либо полностью адаптированные в обществе, либо не адаптированные в нем.

      В обществе в реальной жизни можно наблюдать так называемые «группы риска», жертв социализации. Объективно к ним относятся люди с серьезными нарушениями или отклонениями в психическом или физическом развитии; дети воспитывающиеся в условиях алкоголизма родителей, эмоционального отвержения и других стилей аномального воспитания ( все типы дисфункциональных семей); дети и подростки, педагогически запущенные или испытывающие негативное воздействие педагогов; люди, пережившие экстремальные условия, побывавшие в чрезвычайных ситуациях (войны, землетрясения, крупномасштабные аварии), вынужденные переселенцы, беженцы, мигранты, а также эмигранты.

      Потенциальными, но вполне реальными жертвами социализации могут стать реальные люди с пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера. А также дети, воспитывающихся в семьях с низким моральным образовательным и экономическим уровнем. К числу потенциальных жертв могут быть отнесены и метисы, и представители небольших по численности национальных групп, проживающих в местах компактного распределения в этносе.

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"