Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

Лекция  № 9.

Семья как субъект педагогического  взаимодействия и 

социокультурная среда воспитания.

План.

  1. Семья как базовый фактор социализации.
  2. Семья как исторически сложившаяся основная форма воспроизводства общества.
  3. Мотивирующие факторы образования семьи. Индивидуальные модели семьи. Специфические и неспецифические функции семьи.
  4. Традиционные и современные социальные модели семьи.
  5. Структура семейных отношений и взаимодействий в семье как условие творческой самореализации, личностного развития.

      Роль  семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

     Именно  в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

      
          Статистика свидетельствует, что переход к рыночной системе хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют катастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жизненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспитания. 
Во все века семья испытывала потребность получать поддержку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поколению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

      
        Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Исследования показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благополучные семьи.

     Современная ситуация, в которой оказалось  наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

      
         Существует несколько определений семьи. Во-первых, семья — это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

      
        
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

     Семья с точки зрения общества и социального воспитания является одним из важнейших институтов социализации молодых поколений. Семья представляет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. качество этой среды обусловлено в каждой семье следующими параметрами:

      демографическая структура семьи (большая, полная, сколько детей. возрастные группы);

      социально-культурный уровень родителей (образование, участие в жизни общества);

      социально-экономическая характеристика семьи (имущество, социальная обеспеченность, занятость родителей на работе);

      технико-гигиенические условия проживания семьи, оборудование жилья.

      Семейно-брачные  отношения прослеживаются в истории человечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумного, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей. 
В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потребности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляющихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику. 
При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.

      Пройдя  путь от объединения для продолжения  рода, большего количества работников семья в своем развитии приобрела  новую смысловую ценность, люди объединяются именно для семейной жизни, для духовного развития, общения и самоактуализации. Для многих семья сегодня становится самостоятельной и главной ценностью.

      Такие изменения не столько упрощают семейную жизнь, сколько вызывают осложнения неготовых к модификациям форм семьи. Эти же изменения в определенной сфере осложняют социализированные функции семьи, потому что:

  1. Значительное количество семей однодетных и состоящих из 2-х поколений меняют способы, время общения с другими родственниками. У детей воспитывающих в одиночку увеличиваются трудности общения со сверстниками, а также с теми кто младше и старше их на 2-3 года. Если пожилые родственники не живут в семье с внуками, то у них ограничены возможности поделиться опытом, а у молодых поколений вызывают осложнения. В семьях, где нет братьев, сестер, не представлен разновозрастный состав людей, нет разнообразия межличностных контактов, а также ограничен круг значимых лиц.
  2. В массовом сознании достаточно прочно составлено представление о разделении труда функций. Однако в условиях современной семьи мужские функции, связанные с обеспечением, защитой, управлением, связанный в большинстве либо с модифицированием, либо перешли в их руки.
  3. поскольку семья становится средством и возможностью супругам удовлетворять потребности в глубокой интимно-личностной привязанности, в общении, понимании и т.д. То при выборе партнера резко повышаются требования и ожидания к партнеру. Кроме того, удовлетворить потребности другого именно в таких отношениях осложняется стереотипами, традицией  воспитания в родительских семьях или индивидуально-личностными проблемами каждого из супругов.
  4. В изменяющейся семье, переходящей к демократическим формам, дети достаточно рано приобретают свой статус в семье, нередко имеют более высокий уровень образования, информированность в отличии от родителей, а также возможность больше иметь свободного времени и проводить его вне семьи, детям общаться со сверстниками из других семей. Это не всегда могут проконтролировать родители.

      В воспитании детей в семье сегодня  главным является не авторитет родительской власти, авторитет личности.

      Социализирующая функция семьи.

      Роль  и место семьи  в социализации человека обусловлено реализацией  тех ее функций, которые  практически не могут  быть компенсированы другими институтами социализации:

  1. семья обеспечивает благоприятное физическое и эмоциональное развитие ребенка, не только в процессе непосредственного ухода за ним, но и тогда, когда представляет ему первые интенсивные эмоциональные стимулы: ребенка берут на руки, разговаривают с ним. Считается, что ребенок для своего развития требует тепла, любви и ласки. Если ребенок живет в любви и ласке,  взаимопонимании, симпатии, эмоциональной поддержке, то это компенсирует отсутствие иных факторов развития личности, недостаточность развития органов чувств, отсутствие игрушек, недостаточность воспитания и образования. Нарушение социализированной функции на этапе младенчества и раннего детства не может быть компенсирована. Так в условиях современной России проблема нарушения этой функции семьи во многом зависит от такого аномального стиля воспитания как эмоциональное отвержение ребенка, нарушение этой функции в раннем детстве приводит к формированию девиантных детей.
  2. семья играет определяющую функцию особенно в первые три года жизни ребенка, в формировании психологии пола ребенка. В первые три года в семье идет необратимый процесс половой типизации, когда ребенок усваивает атрибуты приписываемого ему пола, набор личностных характеристик, особенностей эмоциональных реакций, различные вкусы, установки, образцы поведения, связанные с мужским и женским полом. Важную роль в формировании способов полоролевого поведения также влияет семья в предподростковом и подростковом возрасте, особую роль при этом выполняет отец, так как именно он  дифференцированно относятся к детям разного пола: у мальчиков поощряет агрессивность, напористость, у девочек – нежность, доброту. Матерям свойственно одинаково относится к детям обоего пола. Поэтому, нарушение данной функции семьи наблюдается в тех случаях тогда, когда недостаточно мужское воспитание, либо по причине отсутствия отца, либо по причине его алкоголизма или других факторов, обуславливающих неучастие мужчины в воспитании детей. Мальчики, воспитывающиеся в семьях, где отец болен алкоголизмом вырастают психологически зависимыми, неспособные к волевым действиям, решениям, выполнению мужских ролей, у них примитивны сферы чувств и потребностно-мотивационная сфера. Девочки, воспитывающиеся в семьях без отца имеют трудности в усвоении естественно-научных предметах, таких как, физика, математика, естествознание. Мужское влияние сказывается на развитии формально-логического абстрактного мышления, такие девочки не знают критики. Особая проблема в формировании психологического пола ребенка, его полового самосознания и его полоролевого поведения возникших в тех семьях, где мама одна воспитывает мальчика рожденного для «себя». Серьезная проблема в формировании психологического пола и полоролевого поведения наблюдаются в тех семьях, где роли отца и матери сдвинуты в обратных проявлениях.
  3. семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Ее влияние определяет также и отношение к учебе, и образования, а значит и в приобщении человека к культуре на протяжении всей жизни. Это влияние зависит от образовавшегося уровня семьи, интересов ее членов, их общей культуры.
  4. семья играет важную роль в овладении человеком социальными нормами, особенно тем, которым определяют исполнения человеком семейных ролей. Психологи считают, что выбор партнера в семейной жизни во многом предопределен тем сценарием, который «написали» наши родители. В семье формируются ценностные ориентации человека в сфере семейных, межличностных, деловых, социальных межличностных и других отношений. Семья определяет стиль жизни человека, сферы и уровень его притязаний, жизненные стремления, планы и способы их достижения.
  5. социально-психологическая поддержка или терапевтическая функция семьи. Каждому члену семьи обеспечивается психолого-психологический комфорт, а все вместе они выступают лекарством друг для друга, нейтрализуя отрицательные эмоции. Именно от реализации этой функции семьи зависит самооценка человека, уровень его самоуважения, а также способы  и эффективность самореализации. Реализация этой функции проявляется в том, как семья одобряет, поддерживает или осуждает действия, поступки, стремления каждого из своих членов, помогает или мешает искать выходы в сложных ситуациях, искать выходы или члены семьи могут быть равнодушны друг к другу.

      Семья играет важную роль в социализации личности, независимо от того выполняются или не выполняются ее основные функции, так как именно семья обеспечивает первичный уровень усвоения и воспроизводства социального опыта. В любой семье человек проходит стихийную социализацию и чем больше преобладает стихийный компонент, тем больше шансов возникновения нарушений социализации личности в семье. По американским данным до 25% семей вообще не в состоянии воспроизводить нормальных граждан, а до 15% заведомо формирует преступников правонарушителей. В литературе описано следующая характеристика таких семей – это семьи, в которых наблюдается наследственная дегенерация, которая проявляется не только в психических заболеваниях (дебильность), но и в полной эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Известная история семьи Джюков, проживавших в северной Америке еще в 18 веке. Эта семья образовалась от брака проститутки и рыбака-пьяницы. История семьи такова, что к 30-м годам 20 века более 200 тысяч потомков этой семьи насчитывает 55% воров, бродяг, проституток и слабоумных. В России % содержание семей, не занимающихся воспитанием детей, в которых стихийная социализация приводит к дезадаптивному развитию, достаточно высок.

      Ученые  выделяют различные функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и развития ребенка. 
         Репродуктивная функция (от лат. самовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода.    
          Демографическая ситуация в России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увеличения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей. 
         Установка на бездетность, к сожалению, не просто имеется, она все больше распространяется на супругов детородного возраста. Это обусловлено растущими материально-экономическими трудностями, духовно-материальным кризисом, в результате которого в системе ценностей приоритетными становятся престижные вещи (машина, породистая собака, вилла и пр.), и другими причинами. 
         Можно выделить ряд факторов, обусловливающих сокращение величины семьи: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним родителем в результате роста разводов, овдовений, рождения детей одинокими матерями; качество здоровья населения и уровень развития здравоохранения в стране. По оценке экспертов, 10-15% взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за плохой экологии, аморального образа жизни, болезней, плохого питания и т. д. Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. Охота и хлебопашество, ремесло и торговля могли существовать, так как в семье всегда было разделение функций. Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической революции многие стороны жизни людей, связанные с повседневным обслуживанием, — приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг. 
         Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи: приданое для невесты, калым для жениха, вещи, передаваемые по наследству, страхование на свадьбу, на день совершеннолетия, накопление денежных средств. 
         Социально-экономические изменения, происходящие в нашем обществе вновь активизируют экономическую функцию семьи в вопросах накопления имущества, приобретения собственности, приватизации жилья, наследования и т. д. 
         Функция первичной социализации. Она обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития.  
         Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. 
Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей.

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"