Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

Лекция № 7. 

Тема: «Основные составляющие формирования мезофакторов

на  социализацию» 
 

   К мезофакторам социализации относят этнос, регион, тип поселения, средства массовой коммуникации.

   Под этносом понимается исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры и психического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

   Этническая  или национальная принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, и культурой, стоящей за этим языком; с другой - она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней, т. е. национальная принадлежность - явление социально-культурное.

   Каждый  этнос имеет специфические черты  и свойства, совокупность которых образует национальный характер или психический склад этноса, проявляющиеся в национальной культуре. Специалисты по национальной психологии (этно-психологи) выделяют такие, например, различия между национальными культурами: в характере трудовой деятельности и связанных с ней специфических традициях; в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о красивом и некрасивом, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, о способах развлечений; в понятиях о приличиях в проявлении чувств; в понимании доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.

   Говоря  об этнических особенностях, необходимо иметь в виду, что национальный характер подразумевает систему свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы - нации. Складывается он в течение веков и тысячелетий под влиянием природно-климатических, социальных, религиозных и иных обстоятельств, в которых живет этнос. Глубина различий этих обстоятельств может влиять на национальные различия поразному - от различий в психофи зиологии до нюансов социального поведения. в различных странах этнос можно рассматривать как фактор социализации разного уровня. В так называемых национальных государствах, где подавляющее большинство жителей принадлежит к одному этносу, он - макрофактор. В случае, когда этнос представляет собой национальное меньшинство - микрофактор. В России он - мезофактор, т. к. даже компактно проживающие многочисленные этносы, имеющие собственную государственность (республики), являются элементами общества и государства и испытывают на себе их влияние.

   Различия  в том, как реально осуществляется социализация в этносе, связаны с особенностями, которые можно объединить в две группы - витальные (буквально - жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

   Под витальными имеются в виду способы  физического развития людей различного возраста, вскармливание детей и т. д. Наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию (это характерно для многих африканских и азиатских культур и не свойственно, например, европейским), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. После того, как ребенка отнимают от груди, он начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями пищи.

   На  социализацию человека огромное влияние  оказывает духовный склад этноса, его менталитет, который есть плод исторического развития народа и формируется веками. В нашей стране каждый этнос обладает своим менталитетом, который складывается в специфических социокультурных условиях развития народа. Менталитет этноса воспринимается человеком с раннего детства. Его влияние идет первоначально в процессе усвоения ребенком родного языка, который отражает историю народа, жизнедеятельность, восприятие мира, канон человека, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления человека, его ценности. В процессе развития личности формируется наци0HaльHoe самосознание, основы которого закладываются в детстве на неосознаваемом человеком уровне. Именно в детстве и в юности начинается осознание человеком совокупности своих этнических связей, складывается отношение к этим связям. Это проявляется, во-первых, в национальной идентификации, т. е. осознании своей принадлежности к определенной этнической группе; во-вторых, в формировании (преимущественно неосознанном) представления о типичных чертах своей этнической общности; в-третьих, постепенно, с возрастом, появляется осознание общности исторического прошлого своего народа; и, наконец, появляется представление о родной земле.

   Этническое  самосознание ограничено рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях  и обычаях, и представляет собой психологическое отражение практической деятельности, образ и стиль жизни, моральные, эстетические и идеологические нормы, закрепленные в коллективном сознании, представление о своей «самости» (этнической принадлежности) в некоторой шкале, соотносящей данный этнос с другими.

   Важнейшим индикатором этнического самосознания является этническая самоидентификация, включающая представление об этносолидирующих и этнодифференцирующих признаках, «образ» национального характера, выражающаяся в системе авто стереотипов (образ «мы») и гетеростереотипов (образ «они»).

   Главным фактором этнической самоидентификации на эмпирическом уровне является набор тех признаков, которые воспринимаются этноформами как главные при определении национальности человека. Этническая самоидентификация достаточно вариабельна и обусловлена следующими факторами:

   1) местом проживания на своей этнической территории или в иноэтнической среде: если в первом случае больший вес придается Происхождению (национальность родителей), то в случае этнодисперсного расселения яснее осознается этнокультурная общность;

   2) возрастом (молодежь в большей мере ориентирована на выбор национальности «по желанию самого человека» и меньше на происхождение); 3) уровнем образования (с ростом образования возрастает ориентация на выбор национальности «по желанию», а не определение ее по происхождению). Характерно также, что если лица с низким уровнем образования обращают внимание на явные, очевидные черты этнического сходства и различия (язык, внешность), то более образованные респонденты выделяют неявные, но существенные черты (характер и особенности поведения).

   Судя  по данным исследования, проведенного среди петербургских старшеклассников, младшим возрастным группам свойственна умеренная этническая самоидентификация: почти половина (44,6%) респондентов вообще не обращают внимания на национальность людей, 41,9% - только в том случае, если «они» им «чем-то несимпатичны», вместе с тем 67,3% молодых людей гордятся своей национальной принадлежностью (все опрошенные - русские) и только каждый четвертый (25,9%) хотел бы родиться «не в России, а в какой-нибудь западной стране» (147, с. 368).

   В ходе репрезентативного городского опроса населения Санкт-Петербурга, посвященного проблемам национального самосознания, выяснилось, что именно возрастной фактор является ведущим в числе субъективных характеристик. Молодежь, по сравнению с другими возрастными группами, наиболее этноцентрична, в ее среде заметнее распространены стереотипы этнического негативизма (70,3% молодежи испытывает неприязнь к одной или нескольким националистам; ср.: по всей выборке - 48,7%), националистические установки (26,6% молодых людей полагают, что «Россия - это государство русских»; ср.: по всей выборке - 13,9%) (147, с. 363).

Наряду  с этнической самоидентификацией не меньшее значение в формировании этнического сознания имеет национальный характер - некоторые общие черты психики, связанные с культурным единством членов этноса. Формой проявления национального характера служат этностереотипы, выступающие в качестве эмпирического индикатора характерологического своеобразия этнической общности. Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях. Составляя элемент этнокультурной социализации, они влияют на этнические симпатии-антипатии, национальные установки, обусловливающие межэтническое взаимодействие людей.

   Каждая  страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет собой совокупность различающихся между собой территорий - регионов. Они отличаются друг от друга не только климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, культурными особенностями.

   Нередко специфична речь жителей - от использования отдельных особых слов и выIаженийй и незначительных нюансов в выговоре до существенно отличающегося от основного языка диалекта. Могут различаться обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ.

   Влияние региональных условий на социализацию имеет различный характер. Природно-климатические особенности региона влияют на здоровье человека любого возраста неоднозначно. Так, суровые условия Сибири, с одной стороны, могут способствовать раннему закаливанию организма, а с другой - более быстрому его «износу», особенно, если человек переехал жить в Сибирь уже взрослый.

   Географическое  расположение региона и связанная с этим мера его обособленности от других частей страны может сказаться на формировании культурного и социально-политического изоляционизма у его жителей.

   Социально-экономическая и культурная развитость региона создает более или менее благоприятные условия для профессионального определения и профессиональной мобильности, для социального и культурного развития и самореализации населяющих его людей.

Особенности исторического развития региона, национальный состав его жителей могут сказаться на особенностях их характера (считается, например, что сибиряки более предприимчивы, чем жители европейской части России), межэтнических отношениях и стереотипах и т. д.

   Россия  представляет собой совокупность регионов с весьма различными природно-географическими и экономическими условиями, которые не могут не влиять на социально-экономическое положение и культурное развитие их населения. Соответственно и социализация в них имеет существенные различия.

   Следующим мезофактором социализации является тип поселения. Рассмотрим особенности и влияние на социализацию личности города и села.

   Topog - тип поселения, для которого характерны концентрация большого числа людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированная социально-профессиональная и этническая структура населения, его высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность.

   Все эти характеристики существенно  различаются в зависимости от размера города, его географического  положения и характера занятости  населения. Так, по размеру можно  выделить города-гиганты (Москва, Санкт-Петербург), большие (Орел, Иркутск), средние (Кострома, Рубцовск), малые (Шуя, Енисейск). Существенны и такие особенности города: промышленный центр (Магнитогорск, Череповец), индустриально-культурный (Новосибирск, Самара), порт (Новороссийск, Находка), курорт (Сочи, Пятигорск). Наконец, условия в городах одного типа и величины различаются в зависимости от места их расположения и возраста.

Социализация  в средних и крупных городах  осуществляется в условиях городского образа жизни, основными характеристиками которого можно считать: преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, высокую меру избирательности в эмоциональных привязанностях; снижение значимости территориальных общностей, неразвитость соседских связей; уменьшение экономического значения семьи и, одновременно, увеличение ее субъективной значимости для человека; многообразие культурных стереотипов, ценностных ориентаций и стилей жизни; неустойчивость социального статуса горожанина, повышение его социальной мобильности; ослабление влияния традиций в регулировании поведения человека, слабый социальный контроль, значительная роль самоконтроля поведения.

   Город резко увеличивает мобильность  людей. За единицу времени человек  в городе получает довольно большой объем впечатлений, различного рода информации. Носителями информации являются архитектура, планировка, транспорт, реклама, поток людей, учреждения, организации, очаги культуры и т. д. Мобильность, которой обладают жители города, делает их потребителями любой информации, идущей от этих источников.

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"