Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

    Лекция  № 3.

    Тема: «Социализация как  социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы». 

    План.

    1. Сущность понятия «социализация»
    2. Факторы социализации, их влияние на развитие личности
    3. Средства социализации
    4. Механизмы социализации
 
  1. Сущность  понятия «социализация».

      В центре внимания философов, писателей всегда стоял вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Интенсивно он стал исследоваться социологами и социальными психологами в последней трети XIX  в. и различными науками. В том числе, изучением данного вопроса занимается и социальная педагогика. Социальная педагогика является относительно самостоятельной отраслью в системе педагогических наук и в системе человекознания.

      Предметом социальной педагогики является социальное воспитание, которое осуществляется на протяжении всей жизни человека. Понятие социального воспитания связано с такими категориями педагогики, как развитие, социализация и воспитание.

      Давайте рассмотрим каждую категорию  в отдельности.

  Развитие человека происходит с точки зрения развития его организма (развитие его отдельных систем); развития его психики (психическая функция), и развития его личности (личностные качества). Развитие может происходить не равномерно и разнонаправлено. Развитие человека происходит во взаимодействии с окружающей средой (природной и социальной) и под ее влиянием. Сам процесс и результат этого развития в общем виде называется социализацией. Социализация трансформировалась к середине XX в. в самостоятельную междисциплинарную область исследований.

      Автором термина «социализация» применительно к человеку считают американского социолога Ф.Г.Гуддинса, который еще в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному –

« …развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».

      Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и  др. До 60-х годов под социализацией ученые понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

      Определение термина социализации были даны такими известными учеными, как:

        М.А. Галагузова: «Социализация – это процесс «вхождения» ребенка в общество, приобретения им определенного социального опыта в виде знаний, ценностей, правил поведения, установок».

      Ф.А. Мустаева: «Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных нор и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

      А.В. Мудрик: «Социализация – это развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».

      Н. Смелзер, американский социолог: «Социализация – это процесс формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям».

      Я. Щепанский, польский социолог: «Социализация – это влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей».

      В различных словарях дается следующие  определения понятия социализация:

      - …социализация это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

      - …социализация это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта;

      - …социализация это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

      - …социализация это сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

      Социализация  как социально-педагогическое явление.

      Социализация  – это развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения культуры общества. Более конкретно социализация определяется как процесс и результат усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм того общества, в котором он живет, а также его самореализация и саморазвитие в этом обществе.

      Процесс социализации может  происходить:

  1. в процессе  стихийного взаимодействия человека с обществом и в процессе стихийного влияния на него различных обстоятельств жизни (реформы, войны);
  2. в процессе относительно направляемого господства тех или иных категорий людей;
  3. в процессе целенаправленного создания условий для развития человека (относительно социально контролируемая социализация), т.е. воспитание: планомерное создание государством норм воспитания;
  4. в процессе саморазвития и самовоспитания человека (более или менее сознательное самоизменение человека).

       Такое соотношение понятий: развитие и социализация, воспитание, позволяет считать, что: развитие – это наиболее общее понятие, отражающий общий процесс становления человека. Социализация же – это развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. А воспитание можно определить как относительно социально-контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации.

       В социальной педагогике мы рассматриваем виды воспитания с точки зрения того социального института, в котором оно осуществляется. Таким образом:

  1. воспитание, осуществляемое в семье, значит, это семейное воспитание и оно является предметом семейной педагогики;
  2. воспитание, осуществляемое религиями или религиозными организациями (конфессии).  Это конфессиональное воспитание является предметом изучения конфессионального педагогики;
  3. воспитание, осуществляемое обществом или государством в специально создаваемых воспитательных организациях. Это воспитание общественное или социальное, именно его изучает социальная педагогика;
  4. воспитание, осуществляемое в учреждениях для детей и взрослых с дефектами и отклонениями в развитии. Это коррекционно-адаптационная педагогика;
  5. в обществе воспитание осуществляется и в криминальных, тоталитарных, политических, религиозных сообществах. Воспитание в таких организациях ведет к формированию  опыта антисоциального поведения, оно называется диссоциальным или контрсоциальным.

     Социальная  педагогика изучает социальное воспитание как часть социализации. Социальная педагогика, изучая социальное воспитание в контексте социализации, выявляет какие обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека. Социальная педагогика исследует, каким образом влияют на воспитание человека средства массовой коммуникации, его семья, общение со сверстниками и взрослыми людьми, а также какую роль играют в жизни человека различные воспитательные организации, общественные организации и объединения. Все вышеперечисленные аспекты социального воспитания, его факторы, условия являются предметом изучения социальной педагогики.

              
     

    2. Факторы социализации, их влияние на развитие личности.

      Социализация  осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Т.Е. факторами социализации называют такие обстоятельства. при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. Фактически не все они даже выявлены, а из известных, далеко не все изучены.

      В отечественной и западной науке  имеются различные классификации  факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В. Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в четыре группы:

      - мегафакторы (мега – очень большой) – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

      - макрофакторы (страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

      - мезофакторы (мезо – средний, промежуточный) – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

      - микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебные, профессиональные, общественные и др.

      Факторы воздействуют на человека в процессе социализации через агентов. Агентами социализации называют тех людей, во взаимодействии с которыми протекает жизнь человека. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг или супруга, коллеги по работе, учебе или службе в армии. В более зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.

      На  каждом возрастном этапе состав агентов  не одинаков. Их влияние и роль обусловлены  тем, насколько эти люди значимы  для самого человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они влияют на человека. 

      3. Средства социализации. Социализация осуществляется набором универсальных средств, которые по содержанию отличаются в каждом обществе, в каждом социальном слое и соответствуют возрасту социализируемого человека. К средствам социализации относят способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые готовые и гигиенические умения, окружающие человека продукты материальной культуры, элементы духовной культуры, стиль и содержание общения, а также методу поощрения и наказания в семье, в группах сверстников. в воспитательных и другихсоциализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в основных сферах его жизнедеятельности: общение, игра, познание, предметно-практическая, духовно-практическая, спортивная, семейная, профессиональная, общественная сферы жизнедеятельности.

      В каждом обществе, государстве, в каждой социальной группе  вырабатывается свой набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций, т.е. способов внушения и убеждения: предписаний и запретов; мер принуждения и давления (вплоть до физического); способов выражения признания, наград, отличия.

      Исследования  показывают, что чем лучше организованы социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность в различные этапы ее онтогенетического развития. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья. В подростковом и юношеском возрасте увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходит сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности.

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"