Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Лекция № 6.
Тема:
«Характеристика макрофакторов
социализации»
СТРАНА
В повседневной жизни понятия страна и государство, как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями государство и общество. Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.
Страна — феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной территорией).
Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредствованное влияние на жителей и их жизнедеятельность *. Приведем некоторые данные об этом,
Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Как полагал М. Монтень, люди в зависимости от климата того места,, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.
Это суждение не беспочвенно, хотя не следует преувеличивать значение климата для поведения человека.
Географические условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова имеют практически одинаковую площадь — Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.
Геоклиматические условия влияют на состояние здоровья людей в стране, распространение некоторых болезней и т. д. Геофизические условия принуждают человека к преодолению объективно существующих трудностей, либо облегчают труд, а также хозяйственное-развитие страны.
Немаловажно географическое положение страны, определяющее не только климат и ее природу, но и то, какими странами она граничит и, следовательно, до-вольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т. е. благоприятность возможностей развития связей страны с другими частями планеты и многое другое.
Конечно же, роль географических и природных обстоятельств не фатальны, особенно в наше время. Например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а Россия — обладающая крупнейшими на планете черноземными землями — длительное время была ее импортером.
Под влиянием взаимодействия сил природы, действующих в географической среде, техники производства, применяемой для добывания на этой территории средств удовлетворения потребностей, типа культуры, которую развили люди, населяющие эту местность, создаются разные типы организации территориальных общностей.
В качестве иллюстрации обратимся к характеристике природно-климатических условий России и их роли в становлении особенностей ее жителей, данной В. О. Ключевским:
«Верхнее Поволжье, составляющее центральную область Великороссии... отличается заметными физическими особенностями... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях. Эти особенности и положили глубокий отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса...
Великороссия XIII—XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба... ходить оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало з нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями»*. Таким образом, природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека.
Природно-географические условия — это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Как объективные условия страны влияют на социализацию человека во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни и политике сложившиеся в стране общество и государство.
В
целом страна — очень существенный
макрофактор социализации, которая
протекает в контексте культуры конкретной
страны, складывавшейся веками, под влиянием,
наряду с другими обстоятельствами, и
природно-географических условий.
этнокультурные условия
Проблема социализации детей, подростков, юношей и различных этнокультурных условиях (в отличие от социализации взрослых) исследуется довольно давно. За рубежом существует огромная литература на эту тему. У нас в стране до 30-х годов также велись соответствующие исследования. Затем они были прекращены, и сейчас начинают возрождаться.
Хотя следует отметить, что в советской педагогике был собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др. Есть и фундаментальный труд «Этнопедагогика» (Чебоксары, 1974), автор которого Геннадий Никандрович Волков предложил и обосновал создание особой отрасли знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушки и т. д.
Но, как отмечает И. С. Кон *, почти все этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, no-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа. А порой создавалось впе-чатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.
Кроме того, в педагогических исследованиях не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т. д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия, может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те ила. Иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т. д. для этого используются.
Изучение особенностей, присущих тому или иному этносу, эффективно лишь на стыке различных научных, дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические; группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т. п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.
Прежде чем говорить о влиянии этнокультурных условий на социализацию, кратко остановимся на том, что такое этнос.
Под этносом или нацией понимается исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая совокупность людей, обладающих общими менталитетом,, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Исследования
американского ученого Кавалли-
Этническая или, иначе говоря, национальная принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой — она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней. То есть этнос — явление историко-социально-культурное.
Подчеркивая это обстоятельство, крупный философ XX столетия испанец Хосе Ортега-и-Гассет писал о происхождении нации: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминание о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим—-вот существенные условия создания нации... Позади — наследие славы и раскаяния, впереди — общая программа действий».
Соответственно, например, русский — тот, кто иденфицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной,, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей.
Многочисленные исследования показывают, что каждый этнос имеет специфические черты, которые сформировались в течение веков под влиянием природно-климатических, исторических, экономических, социальных, религиозных и иных обстоятельств. Однако необходимо помнить, что под этническими особенностями подразумевается система свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы — нации.
В связи с этим этнические особенности как фактор социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой — не следует и абсолютизировать его роль и влияние, имея в виду как национальную группу в целом, так и особенно отдельного человека: «Национальные черты нельзя преувеличивать, — отмечает Д. С. Лихачев,— делать их исключительными. Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других» *.
Сделав эту важнейшую оговорку, рассмотрим некоторые аспекты влияния этнокультурных условий на социализацию человека.
Различия в том, как реально; осуществляется социализация в том или ином этносе, связаны с теми особенностями, которые можно объединить в две группы — витальные (буквально — жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).
Под витальными в данном случае имеются в виду способы физического развития людей различного возраста, вскармливания детей и т. д. Здесь наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию-(это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и не свойственно, к примеру, европейцам), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около 18-месячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями питания.