Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Лекция  № 6.

      Тема: «Характеристика макрофакторов социализации» 
 
 

      СТРАНА

      В повседневной жизни понятия страна и государство, как правило, употребляются как синонимы. Аналогично обстоит дело с понятиями государство и общество. Это имеет свои исторические, политические и психологические основания. На самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых имеет особенности и свою роль в процессе социализации человека.

      Страна — феномен географически-культурный. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (т. е. быть колонией или подопечной территорией).

      Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредствованное влияние на жителей и их жизнедеятельность *. Приведем некоторые данные об этом,

      Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Как полагал М. Монтень, люди в зависимости от климата того места,, где они живут, более или менее воинственны, более или менее умеренны, склонны к послушанию или непослушанию, к наукам или искусствам.

      Это суждение не беспочвенно, хотя не следует  преувеличивать значение климата для поведения человека.

      Географические  условия и климат страны влияют на рождаемость и плотность населения. Так, два острова имеют практически одинаковую площадь — Куба и Исландия. Но географическое расположение и климат во многом обусловили то, что население Кубы в двадцать раз больше, чем в Исландии. И это несмотря на то, что уровень жизни исландцев неизмеримо выше по сравнению с кубинцами.

      Геоклиматические  условия влияют на состояние здоровья людей в стране, распространение некоторых болезней и т. д. Геофизические условия принуждают человека к преодолению объективно существующих трудностей, либо облегчают труд, а также хозяйственное-развитие страны.

      Немаловажно географическое положение страны, определяющее не только климат и ее природу, но и то, какими странами она граничит и, следовательно, до-вольно тесно связана и экономически, и культурно, и политически. От географического положения зависит наличие или отсутствие выхода к морям и океанам, т. е. благоприятность возможностей развития связей страны с другими частями планеты и многое другое.

      Конечно же, роль географических и природных  обстоятельств не фатальны, особенно в наше время. Например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а Россия — обладающая крупнейшими на планете черноземными землями — длительное время была ее импортером.

      Под влиянием взаимодействия сил природы, действующих в географической среде, техники производства, применяемой для добывания на этой территории средств удовлетворения потребностей, типа культуры, которую развили люди, населяющие эту местность, создаются разные типы организации территориальных общностей.

      В качестве иллюстрации обратимся  к характеристике природно-климатических условий России и их роли в становлении особенностей ее жителей, данной В. О. Ключевским:

      «Верхнее  Поволжье, составляющее центральную  область Великороссии... отличается заметными физическими особенностями... обилие лесов и болот, преобладание суглинка в составе почвы и паутинная сеть рек и речек, бегущих в разных направлениях. Эти особенности и положили глубокий отпечаток как на хозяйственный быт Великороссии, так и на племенной характер великоросса...

      Великороссия  XIII—XV вв. со своими лесами, топями и болотами на каждом шагу представляла поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей, среди которых надобно было найтись, с которыми приходилось поминутно бороться. Это приучало великоросса зорко следить за природой, смотреть в оба... ходить оглядываясь и ощупывая почву, не соваться в воду, не поискав броду, развивало з нем изворотливость в мелких затруднениях и опасностях, привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями»*. Таким образом, природно-климатические условия первоначально определяют историческое развитие страны, но нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более социализацией человека.

      Природно-географические условия — это всего лишь своеобразные «рамки» процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Как объективные условия страны влияют на социализацию человека во многом определяется тем, как их используют и учитывают в своей жизни и политике сложившиеся в стране общество и государство.

      В целом страна — очень существенный макрофактор социализации, которая протекает в контексте культуры конкретной страны, складывавшейся веками, под влиянием, наряду с другими обстоятельствами, и природно-географических условий. 

      этнокультурные  условия

      Проблема  социализации детей, подростков, юношей и различных этнокультурных условиях (в отличие от социализации взрослых) исследуется довольно давно. За рубежом существует огромная литература на эту тему. У нас в стране до 30-х годов также велись соответствующие исследования. Затем они были прекращены, и сейчас начинают возрождаться.

      Хотя  следует отметить, что в советской  педагогике был собран большой фактический материал о педагогической теории и практике различных народов: армян, грузин, казахов, узбеков, адыгейцев, якутов, чувашей и др. Есть и фундаментальный труд «Этнопедагогика» (Чебоксары, 1974), автор которого Геннадий Никандрович Волков предложил и обосновал создание особой отрасли знания, предметом которой, по его мнению, должна стать народная педагогика как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в обычаях, обрядах, детских играх, игрушки и т. д.

      Но, как отмечает И. С. Кон *, почти все  этнопедагогические исследования, во-первых, описательны, и, no-вторых, как правило, посвящены педагогическому опыту какого-либо одного народа. А поскольку сравнительные исследования отсутствуют, педагогика разных народов выглядит очень похожей, а то и одинаковой. Так, в 70-е годы были защищены диссертации по воспитанию юношей и девушек в Таджикистане, Узбекистане и у некоторых народов Кавказа, при чтении которых очень трудно выделить то, что характерно именно для того или иного народа. А порой создавалось впе-чатление, что, убрав название народа, получишь почти идентичные тексты.

      Кроме того, в педагогических исследованиях  не различаются социально-нравственные идеалы, нормативные представления народа в сфере воспитания и его реальная воспитательная практика. В них нет анализа того, как дифференцируется та или иная норма или обычай в зависимости от социально-профессиональной принадлежности семьи, пола ребенка, разделения мужских и женских функций в семье и т. д. А без такого анализа понять особенности социализации подрастающих поколений того или иного народа практически нельзя. Ведь все народы во все времена хотят воспитать своих детей хорошими, трудолюбивыми. Но смысл в эти понятия, может вкладываться разный. А главное, вопрос состоит в том, какими средствами добивается эффективности воспитания тот или иной народ, а в его рамках те ила. Иные социально-профессиональные слои, какие конкретные способы дисциплинирования, поощрения, наказания и т. д. для этого используются.

      Изучение  особенностей, присущих тому или иному  этносу, эффективно лишь на стыке различных научных, дисциплин. Так, этнографы наблюдают и сравнивают образ жизни, нравы, формы семьи, особенности воспитания детей в различных этносах. Психологи сопоставляют показания различных тестов и результаты экспериментов с людьми, входящими в различные этнические; группы. Историки и искусствоведы анализируют различные формы культуры, произведения народного творчества и т. п. Социологи выявляют типичные для данного этноса формы деятельности, ценностные ориентации.

      Прежде  чем говорить о влиянии этнокультурных условий на социализацию, кратко остановимся на том, что такое этнос.

      Под этносом или нацией понимается исторически сложившаяся в определенной стране устойчивая совокупность людей, обладающих общими менталитетом,, национальным самосознанием, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

      Исследования  американского ученого Кавалли-Сфорса позволили ему сделать вывод о том, что нет генетических оснований для деления людей не только на нации, но даже на расы. По его данным, наследование цвета кожи и формы лица .обусловлено всего полутора десятками генов. В остальном развитие человека определяет генетическое многообразие. Любопытно, что генетическое многообразие внутри одного народа бывает более значительным, чем различия между отдельными народами. Двое бритоголовых немцев могут быть генетически более далеки друг от друга, чем они оба — от вьетнамского гастарбайтера. То есть любые попытки определять национальность «по крови» несостоятельны и ведут к расизму, шовинизму, фашизму.

      Этническая  или, иначе говоря, национальная принадлежность человека определяется, с одной стороны, языком, который он считает родным, иными словами, культурой, стоящей за этим языком. С другой — она осознается самим человеком в связи с тем, что его семья относит себя к определенной нации и, соответственно, ближайшее окружение считает его принадлежащим к ней. То есть этнос — явление историко-социально-культурное.

      Подчеркивая это обстоятельство, крупный философ  XX столетия испанец Хосе Ортега-и-Гассет писал о происхождении нации: «Общая слава в прошлом и общая воля в настоящем, воспоминание о совершенных великих делах и готовность к дальнейшим—-вот существенные условия создания нации... Позади — наследие славы и раскаяния, впереди — общая программа действий».

      Соответственно, например, русский — тот, кто иденфицирует себя с русской историей и культурой, а тем самым и со страной,, в которой все формы социальной жизни ориентированы, в конечном счете, именно на эту культуру и на общие для данной нации историю и систему ценностей.

      Многочисленные  исследования показывают, что каждый этнос имеет специфические черты, которые сформировались в течение веков под влиянием природно-климатических, исторических, экономических, социальных, религиозных и иных обстоятельств. Однако необходимо помнить, что под этническими особенностями подразумевается система свойств не отдельного индивида, а многочисленной группы — нации.

      В связи с этим этнические особенности  как фактор социализации человека на протяжении его жизненного пути, с одной стороны, нельзя игнорировать, а с другой — не следует и абсолютизировать его роль и влияние, имея в виду как национальную группу в целом, так и особенно отдельного человека: «Национальные черты нельзя преувеличивать, — отмечает Д. С. Лихачев,— делать их исключительными. Национальные особенности — это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других» *.

      Сделав  эту важнейшую оговорку, рассмотрим некоторые аспекты влияния этнокультурных условий на социализацию человека.

      Различия  в том, как реально; осуществляется социализация в том или ином этносе, связаны с теми особенностями, которые можно объединить в две группы — витальные (буквально — жизненные, в данном случае биолого-физические) и ментальные (фундаментальные духовные свойства).

      Под витальными в данном случае имеются в виду способы физического развития людей различного возраста, вскармливания детей и т. д. Здесь наиболее явные различия наблюдаются между культурами, сложившимися на разных континентах, хотя есть и собственно межнациональные, но менее явно выраженные. Например, в Уганде, где мать постоянно носит младенца на себе и дает ему грудь по первому требованию-(это характерно для многих африканских и ряда азиатских культур и не свойственно, к примеру, европейцам), бросается в глаза невероятно быстрое развитие ребенка в первые месяцы жизни. Трехмесячный малыш уже может несколько минут сидеть без опоры, шестимесячный встает, имея опору, девятимесячный начинает ходить и вскоре лепетать. Однако около 18-месячного возраста (после того, как его отняли от груди и от матери) ребенок начинает терять опережение в развитии, а затем отстает от европейских норм, что, видимо, связано с особенностями питания.

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"