Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

       
         Воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье, поэтому мы эту функцию выделим отдельно. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. 
Воспитание ребенка в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений родителей и детей.

       
         Требования родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью убеждения, определенного образа жизни и деятельности ребенка и т. д. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание ребенка. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. 
        Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. 
         Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т. д. Конечно, семья воздействует на развитие личности детей не просто самим фактом, что есть семья, а благоприятным морально-психологическим климатом, здоровыми отношениями между ее членами.

       
         Рекреационная и психотерапевтическая функция. Смысл ее заключается в том, что семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д. 
Выражение «мой дом — моя крепость» хорошо выражает ту мысль, что здоровая, неконфликтная семья — наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где можно хоть на время укрыться от всех тревог внешнего мира, отдохнуть и восстановить свои силы. 
         Традиционная модель, когда жена встречала мужа у домашнего очага, безропотно снося все обиды и раздражение своего повелителя, уходит в прошлое. Подавляющее большинство женщин сегодня тоже работают и тоже приносят в свой дом груз усталости. Наблюдения показывают, что полнее всего силы восстанавливаются в семейной обстановке, в общении с близкими, детьми. Совместный отдых вместе с детьми — фактор, благотворно влияющий на крепость семьи, что в наших условиях стало практически невозможным. 
         Таким образом, существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

      Семейное  воспитание. Под семейным воспитанием понимают более или менее созданные усилия по взращиванию ребенка, предпринимаемыми старшими членами семьи и направленные на то, чтобы дети соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша. Содержание, характер, и результаты семейного воспитания во многом определяются от перечисленных раннее характер семьи, а в первую очередь – от личностных ресурсов ее, а это состав семьи, состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки и т.д. Многое в семейном воспитании определяют отношением старших членов семьи к младшим и к их воспитанию, как к своим безусловным жизненным ценностям. От этого зависит мера и степень участия взрослого. Личностные ресурсы и в первую очередь, ценностные ориентации, уровень притязаний, образования, социальный статус членов семьи обуславливают цели и стиль семейного воспитания. По своему содержанию цели воспитания в семье могут быть различными. К ним относятся выработка гигиенических навыков, культуры общения, физическое, интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие, а также развитие отдельных способностей или подготовка к определенной профессиональной или другой сфере деятельности. Цели семейного воспитания могут быть направленными на достижение конкретных результатов или дополняться духовными ценностями. Кроме того цели семейного воспитания не всегда соответствуют общественным одобряемым установкам.

      Важной  характеристикой семейного воспитания является те психологические механизмы, которые обусловливают процесс и результат социализации ребенка в семье:

  1. подкрепление, когда родители, поощряя определяющее поведение ребенка или наказывая его за нарушение каких-либо норм и требований, формируют их пониманию, о том, что хорошо и что поддерживается, и что наказывается;
  2. идентификация, он связан с подражанием ребенка своим родителям с ориентацией на их пример;
  3. заключается в эмоциональной поддержке или противоположно в эмоциональном игнорировании и то и другое определенным образом сказывается на формирование самосознании ребенка, его личности.

     Стратегия и тактика воспитания в семьях достаточно разнообразна, но можно  выделить обобщенные типичные их характеристики. Основными являются следующие:

  1. родители не столько формируют личность ребенка, сколько помогают его индивидуальному развитию, добиваясь его эмоциональной близости и поддержки;
  2. родители стремятся главным образом подготовить детей к жизни и обучая нужным и полезным (со своей точки зрения) умениям;
  3. в некоторых семьях тренировка воли, обучение нужным и полезным умением навязчивых стремлений приводит не только к внутрисемейным, но и к внутриличностным проблемам (невроз).
  4. немало родителей и в современных семьях, которые воспринимают своих детей как материал из которого можно сделать все, что заходят. Делают это родители отчасти целенаправленно, а в большинстве случаев стихийно. Ребенка могут наказать, выбывая своеволие, капризы.
  5. есть семьи, где дети растут предоставленные сами себе.

     В отечественной детской психиатрии в семейной психологии, накоплен достаточно богатый опыт изучения семейных, детско-родительских отношений, их коррекции с учетом аномалий стилей семейного воспитания, а также связей характерологических  искажений личности родителей, связанная с навязыванием ребенку психологическими ролями в семье.

     Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, типичные для  старших система приемов и  характер взаимодействия с младшими. В зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный, либеральный или демократический с веером промежуточных вариантов.

     Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и наказаний.

     В ряде семей это проявляется в  навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей. Что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся «лепить личность». Если же ребенок сопротивляется. Его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

     При таком стиле воспитания  взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе взрослых. Младшие проявляют  инициативу лишь в случае необходимости  получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим. Протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.

     Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Доверие к младшим в принципе отличает тип контроля за ними по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только старшими, но и в связи с интересами и проблемами младших, которые охотно выступают его инициаторами. Коммуникация имеет двухсторонний характер: и от старших к младшим, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.

     Либеральный стиль предполагает всепрощенство и нерациональную терпимость в отношениях с детьми. Его источником является чрезмерная родительская любовь. Коммуникация направлена от ребенка к родителям. При реализации данного стиля семейного воспитания дети растут неорганизованными, недисциплинированными, безответственными.

     В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать - демократична).

     Так, есть семьи, в которых мать стремится  не столько «формировать» личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости. Понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям.

     Определенную  роль в семейном воспитании играют материальные ресурсы: доход на каждого члена семьи, затраты на воспитание, продуманное питание, наличие у младших персональной территории в жилище (отдельной комнаты, «угла», «своих» стола, шкафа и пр.), соответствующего гардероба, игр и игрушек, домашней библиотеки, периодических изданий, спортивного инвертаря, аудио- и видеоаппаратуры. Компьютера, необходимых для удовлетворения различных интересов предметов (музыкальных инструментов, столярных, слесарных и т.п. наборов; этюдников).

     Обобщенная классификация неправильного воспитания в семье представлена: 

    • потворствующей гиперпротекцией (воспитание по типу кумир семьи);   
    • доминирующей гиперпротекцией (опекание и всеобщий контроль родителей);   
    • эмоциональное отвержение  (воспитание по типу Золушки);  
    • повышенной моральной ответственности (дети воплощают планы родителей);
    • гипоопека (дети растут сами по себе).

      Опыт  работы детских психологов, психиатров показывают, что дети из семей с  аномальными типами воспитания испытывают довольно длительное, эмоциональное напряжение, обиды, отчаяния, которое возникает в ответ на жизненные трудности межличностные и внутри личностные конфликты. Именно внутриличностным конфликтам медики, психологи отводят главную роль при неврозах и психосамотических заболеваний (аллергии, гипертонии).

      Основными причинами нарушений семейного  воспитания наиболее важную роль играющими  в дезадаптивных вариантах исследователи  называют:

  1. личностные особенности самих родителей, а именно отклонение в их характере и психологические проблемы, которые они пытаются решить за счет своего ребенка. В первом случае работа ведется с родителями с целью осознания ими взаимосвязи особенности их собственного характера и нарушениями в поведении ребенка.
  2. во втором случае работа усложняется выявлением психологической личностной проблемы родителя, который чаще всего носит характер неосознанной потребности. Среди наиболее часто встречается анамалий воспитания:
    • расширение сферы родительских чувств;
    • предпочтение в растущем ребенке детских качеств;
    • воспитательная неуверенность родителей;
    • фобия утраты ребенка;
    • проекция на ребенка собственных нежелательных качеств;
    • вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания;
    • сдвиг в установках родителя по отношению и ребенка в зависимости от его пола;
    • неразвитость родительских чувств.

      Семья и домашний очаг. Семья является эффективным фактором социализации, если супругам вместе с детьми удается создать очаг, когда члены семьи имеют возможность и стремятся удовлетворить в нем свои потребности в укрытии поддержке и эмоциональной безопасности в качестве содержательных индентификаций в семейные ценности, т.е. у человека возникает ощущение домашнего очага, когда его семейное жилище становится не просто физической, а психологической крепостью. Основой ощущения домашнего очага является доброжелательная атмосфера, обусловленная несколькими обстоятельствами. Среди этих обстоятельств наличие собственной территории, семейные обязанности, совместная семейная деятельность, общение, наличие и закрытости-открытости семьи.

      Социальный статус семьи и ее типология 
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т. е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. 
Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи. Для педагога важны следующие структурные характеристики семьи: 
• наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная); 
• стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая); 
• порядок заключения брака (первичный, повторный); 
• количество поколений в семье (одно или несколько поколений); 
• количество детей (многодетная, малодетная)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"