Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Государство можно рассматривать как фактор социализации в трех аспектах. С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, экономическая и социальная практика, для него характерные, создают определенные условия жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети и взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так и в еще большей мере, реализуемые в социальной практике. Как известно, они полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды могут быть противоположными,
С другой стороны, государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан,, принадлежащих к тем или иным поло-возрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации им своих функций.
Так, осуществляя функцию обороны и защиты безопасности своих граждан, государство разрабатывает военную доктрину. В соответствии с ней вооруженные силы формируются либо как добровольно-контрактные,. либо на основе всеобщей воинской обязанности, либо-сочетая оба эти принципа. В зависимости от этого определенные возрастные группы мужчин (а в ряде государств и женщин) либо обязаны определенное время служить в армии, либо имеют возможность добровольно избрать этот вид деятельности на определенный контрактом период жизни.
В
сфере социально-экономической
В сфере национально-культурной политики государство создает правовые, организационные, материальные условия для равноправного участия всего населения во всех сферах жизни или вводит определенные ограничения или привилегии для отдельных групп. Например, в ряде государств целые группы профессий могут быть доступны только тем, кто в совершенстве владеет государственным языком. Могут предоставляться преимущества при занятии той или иной профессиональной деятельностью или для занятия определенных должностей для представителей каких-либо социальных и/или этнических групп и т. п. Наконец, поощрение развития культур этнических и религиозных меньшинств или ограничение, а то и запрет на их развитие также определяет направление и возможности социализации их представителей. И т. д.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, будучи адресованной большим группам населения, создает определен ные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации.
С третьей стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию своих граждан, создавая для этого как организации, имеющие своими функциями воспитание определенных возрастных и социальных групп населения, так и создавая условия, которые вынуждают в той или иной мере заниматься социализацией организации, в чьи непосредственные функции это не входит.
Наиболее последовательно государство влияет на социализацию подрастающих поколений через создание специальной системы воспитательных организаций. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная с середины XIX в. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека, соответствующего социальному заказу, определяемому общественным и государственным строем, государство его совершенствует. Это осуществляется с помощью формирования государственной системы воспитания, определения его задач и содержания, развития его материальной базы, поиска оптимальных форм управления и координации деятельности различных воспитательных организаций, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т. д.
К середине XX в. в наиболее развитых странах государство стало уделять все большее внимание целенаправленной социализации не только подрастающих поколений, но и молодежи, взрослых и стариков. Основными направлениями усилий государственных органов стали профессиональная подготовка и переподготовка молодежи и взрослого населения; культурная и социальная адаптация иммигрантов; социальная помощь малоимущим, престарелым, представителям групп риска, дезадаптированным и дезорганизованным семьям и группам населения; создание условий для продуктивного рекреативного поведения населения; создание условий для повышения культурного уровня всех слоев населения и т. д.