Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
В связи с этим особый интерес представляют процессы, идущие в России, где в последние годы стремительно происходят социальная и имущественная дифференциации, в результате которых сегодня можно условно выделить целый ряд социальных слоев (страт), имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это приспособившаяся к новым условиям «старая» и «новая» номенклатуры; уцелевшие «старые» и «новые» богатые; работники частного сектора; бюрократия — масса средних и мелких чиновников сферы управления; ИТР и квалифицированные рабочие государственных предприятий; работники бюджетных организаций—врачи, учителя, работники культуры, научные работники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе в городе л на селе; военнослужащие и сотрудники «силовых» ведомств; студенчество; пенсионеры и инвалиды; не работающие и не собирающиеся это делать; организованная преступность и др.
Все названные страты представляют собой «многослойные пироги», ибо в них входят люди разного социального происхождения, имеющие различный образовательный уровень, обладающие различным уровнем дохода и условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения и т. д.
Социальная
стратификация российского
Происходящая социальная дифференциация общества имеет огромное значение для социализации человека, поскольку страта и отдельные социально-профессиональные группы внутри нее вырабатывают специфический стиль жизни.
Стиль жизни — определенный тип жизнедеятельности человека, реальной или номинальной группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, традиции, обычаи, О стиле жизни судят по внешним формам бытия: организации рабочего и свободного времени, любимым занятиям вне трудовой сферы, устройству быта, манерам поведения, ценностным предпочтениям и пр. Понятие стиль жизни акцентирует внимание на индивидуальных и групповых социально-психологических особенностях.
Стиль жизни каждого социального слоя специфически влияет на социализацию принадлежащих к нему детей, подростков, юношей, взрослых и стариков. Кроме того, ценности и стиль жизни тех или иных (в том числе и криминальных) страт могут становиться для людей, к ним не принадлежащих, своеобразными эталонами, которые могут влиять на них даже больше, чем ценности той страты, к которой они принадлежат.
Для социальной дифференциации современного российского общества характерны две довольно важные тенденции. С одной стороны, на базе некоторых из названных выше страт идет формирование так называемого среднего класса, для которого характерна ценность труда как сферы самореализации, отношение к собственности как к ценности. Обе эти ценности — источники самоуважения и основа личностного самопринятия. Но малочисленность среднего класса не позволяет ему сегодня определять моральный климат в большинстве страт и в обществе в целом. В то же время именно он обычно представляет собой силу, стабилизирующую общество.
С другой стороны, для социальной структуры российского общества характерно весьма специфическое явление — наличие в большинстве страт (в одних больше, в других — меньше) особого типа личности — люмпенов. Люмпен обладает определенной системой ценностей, суть которой в том, что отчуждение от труда 0 собственности из ущербной черты, из источника ком плекса неполноценности, превращено в ценность, источник самоуважения. Благодаря этому люмпен не желает расставаться со своей позицией, она для него самодостаточна.
Очевидно, что обе названные тенденции играют существенную роль в социализации россиян, ибо фактически предоставляют им выбор двух диаметрально противоположных жизненных сценариев.
В целом следует подчеркнуть, что чем более дифференцированно общество, тем более дифференцированны условия социализации на различных возрастных этапах, для различных социальных и профессиональных групп населения. Благоприятность и позитивная эффективность влияния этих условий связаны во многом с тем, насколько развиты в том или ином обществе так называемые вертикальная и горизонтальная социальные мобильности. Горизонтальная обозначает готовность и возможность менять роли в рамках своей страты.
Вертикальная социальная мобильность определяется теми возможностями, которые имеют члены общества для перехода из одного социально-профессионального слоя в другие, более высокие по социальному статусу. Переход становится реальным благодаря повышению своего образовательного и профессионального уровня, а также проявления инициативы и реализации своих личностных ресурсов, что и создает условия для превращения человека в субъекта социализации.
Уровень экономического развития общества влияет на социализацию человека постольку, поскольку определяет уровень жизни его членов. Уровень жизни — понятие, характеризующее степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, что выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг, начиная с пищи, жилища, одежды, предметов длительного пользования, средств передвижения, вплоть до самых сложных, «возвышенных потребностей», связанных с удовлетворением .духовных, эстетических и иных подобных запросов.
Чем более экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для (развития человека в процессе социализации. В качестве иллюстрации можно привести такие данные. «Цена ребенка» от рождения до 25 лет в ценах 1985 г. в США была 500 тыс, долларов, <в Швеции — 700 тыс. долларов, а в СССР— 40 тыс. рублей. Эти затраты определяли качество питания, медицинские, образовательные, жилищно-бытовые и культурные различия в возможностях, которые создавало каждое из названных обществ для развития подрастающих поколений.
Соответственно уровню экономического развития общества складываются и условия социализации человека в зрелом возрасте, определяя возможности и стимулы реализации себя в трудовой деятельности, материальную основу семейного благополучия и рекреативного поведения. Экономика определяет и возможный уро пень жизни стариков (от суммы социальных выплат до создания сети дополнительного образования).
Уровень экономического развития общества определяет не только реальные условия и возможности социализации, но и атмосферу, в которой она протекает, влияя на ожидания и настроения людей. Так, в стабильном экономически высокоразвитом обществе США 85% опрошенных в 1994 г. полагали, что сегодня они живут лучше, чем вчера, а завтра будут жить лучше, чем сегодня. Российское общество, переживающее переходный период в социальном и экономическом развитии, характеризуется ухудшением многих экономических показателей, что порождает общую нестабильность (по словам поэта В. Вишневского, «Здесь нестабильно даже ухудшенье»). В связи с этим ожидания россиян в 1994 г. были в целом пессимистические**. Лишь 13% опрошенных считали, что экономическое положение их семьи лучше, чем год назад и 11%) ожидали его улучшения через год. Зато 48% считали, что оно хуже,, чем год назад, и 36% ожидали дальнейшего ухудшения. Естественно, что подобная социально-психологическая атмосфера влияет не лучшим образом на социализацию всех групп населения, порождая явления массовой фрустрации, апатии, неуверенности и соответствующее социальное поведение (агрессию, вандализм, алкоголизм и пр.).
Сложности социализации обостряются в свете политико-идеологических и социально-политических процессов, происходящих в современном российском обществе, в котором на смену идеологии тоталитаризма пришел неустойчивый и весьма подвижный плюрализм. Исследования последних лет показывают, что в российском обществе, можно выделить четыре типа идеологической ориентации***.
Во-первых, либерально-прозападная ориентация, наиболее распространенная в крупных городах среди людей с высшим образованием, специалистов высокого класса, людей зрелого или молодого возраста.
Во-вторых, советская (прокоммунистическая) ориентация на реставрацию плановой экономики и старых порядков, типичная для пожилых или низкообразованных людей, а также жителей села, поселков и малых городов.
В-третьих, ориентация на идею «Великой России», разделяемая людьми со средним или высшим образованием (среди них больше ИТР и работников аппарата управления и силовых ведомств), проживающих в крупных городах.
В-четвертых,
ориентация, характеризующаяся ксе-
Идеологический плюрализм (а названные типы его полностью не исчерпывают) создал во многом новую ситуацию социализации человека. Плюрализм предполагает сознательный и ответственный выбор человеком своих нравственных и идеологических ориентиров. Трудность выбора, неудовлетворенность социальной практикой, исторически сформировавшееся у широких слоев населения неумение делать выбор приводят к нежеланию его делать, к отказу от выбора. Свобода убирает не только препятствия с пути человека, но и его «подпорки». Это порождает в нестабильном обществе неопределенность ситуации. А неопределенность может вызвать у живого существа одно из трех базовых отрицательных эмоциональных состояний — или депрессию, или тревогу, или агрессию.
Это весьма опасно, ибо утрата ценностей, с одной стороны, неспособность сделать выбор новых, с другой, ведут к тому, что, потеряв ориентиры, человек теряет цель и надежду и нередко «обращается в чудовище», как писал Ф. М. Достоевский.
Ситуации коренной ломки устоев жизни, изменения социальной структуры и идеологии общества в истории России уже случались и порождали веер негативных явлений, в чем-то отдаленно схожих с теми, которые наблюдаются сегодня. Известный русский писатель прошлого века Глеб Успенский описывал процессы, про1 исходившие в период после отмены .крепостного права: раскрепощенные от общинных уз бывшие крепостные и ремесленники становятся в новых условиях мошенниками, эксплуататорами и даже наемными убийцами (см. очерки «Своим умом», «Беспомощность», «Опустошители», «Свои средства»).
Г. Успенского, почитавшего крестьян, просто поражала полная безответственность этих «раскрепощенных» индивидов, их свобода от всяких моральных ограничений и полное неведение в вопросах нравственности. Отпадение масс людей от устойчивых систем коллективных представлений порождало падение нравов, рост преступности, пьянство, хулиганство, бессмысленную жестокость.
Современная социально-психологическая ' ситуация социализации в России наряду с негативными явлениями, которые отмечались выше, породила еще ряд своеобразных противоречивых процессов и явлений. В частности, социолог В. С. Магун обращает внимание на то, что сегодня происходит бунт широких слоев населения против навязывавшихся им в течение нескольких десятилетий ценностей, называемый им «ценностным реваншем»: реванш материальных потребностей против духовных, реванш следования частному интересу против следования общественному, социальная реабилитация денег и личного богатства. Причем, одновременно с ростом потребительских -притязаний в прямо противоположном направлении изменилась готовность людей преодолевать различные трудности на пути их достижения *. Хотя при этом большие группы населения (работники частного сектора, квалифицированные рабочие, жители крупных городов, мужчины, молодежь) готовы больше и лучше работать, чтобы улучшить свое материальное'положение **.
В то же время остаются значительными и даже возрастают старые ценности: государственно-уравнительное регулирование цен, доходов, снятие дифференциации в потреблении и уровне жизни, требования «наведения порядка» и обеспечения минимума потребительских и социальных благ***.
Складывающаяся в России ситуация такова, что интересы человека не определяются раз и навсегда вместе г. приобретением того или иного социального статуса пли совокупности социальных и профессиональных ролей. Открываются гораздо большие, чем раньше, возможности изменения собственных интересов, самореализации, саморазвития.
Рост значения субъектности человека в ходе социализации связан с тем, что, как отмечает социолог А. Г. Здравомыслов *, процесс изменения социальной структуры представляет собой и изменение внутреннего мира человека, его психологии, ценностных ориентации. В стабильном обществе детерминация социального поведения идет от потребностей и социального положения к интересам и ценностям. В нестабильном обществе происходит переворачивание факторов детерминации: от ценностей к интересам и потребностям. И поэтому огромную роль приобретает самосознание личности, самоопределение, нахождение своего «я» » перевернутом мире.
Все
это определяет многообразие вариантов
социализации человека, ведет к неоднозначности
ее результатов в каждом конкретном случае.
ГОСУДАРСТВО
Государство — понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и пр.), осуществляющих управление обществом. Государство — звено политической системы общества, которое обладает властными функциями.