Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций
Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»
Влияние менталитета этноса очень выпукло проявляется в сфере межличностных отношений.
Так, пунктуальность, высоко ценимая в Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской, Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе. Этнические нормы в большой мере определяют стиль общения младших со старшими, величину возрастной дистанции, специфику восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой разумеющееся, просто внимая говорящему. В европейских культурах подростки и юноши в достаточно большой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному проявлять свое отношение к ним, вплоть до грубости и; неуважения, а в Азии и на Кавказе дело до сих пор обстоит во многом иначе. Здесь по-прежнему сильны традиции уважения и почтительности к старшим,, даже и не очень близко знакомым, а к последним — тем более явно проявляется традиционное уважение значительно чаще, чем в Европе и Америке.
Этнические традиции диктуют не только стиль общения, но даже пространственную дистанцию между партнерами в процессе общения. Исследователи, специально занимающиеся изучением этого вопроса, выделяют четыре дистанции. Во-первых, публичную. Она характерна для общения между людьми в процессе различных мероприятий и составляет расстояние от 3,5 м и более. Во-вторых, социальную — от 120 см да 360 см. На этой дистанции обычно общаются люди, занятые каким-нибудь совместным делом. Затем идет личная дистанция (от 45 см до 120 см), в пределах которой общаются те,, кто связан между собой достаточно тесным эмоциональным контактом—приятели, друзья. Наконец, интимная дистанция предполагает непосредственный контакт или общение на расстоянии не более 45 см людей, находящихся в наиболее близких, интимных отношениях (влюбленные, супруги, родители и дети).
Все
дистанции имеют явные
В
целом менталитет характеризует
оригинальность культуры того или иного
этноса. Как писал французский этнолог
Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой
из культур заключается прежде всего в
ее собственном способе решения проблем,
перспективном размещении ценностей,
которые общи всем людям. Только значимость
их никогда не бывает одинаковой в разных
культурах».
ОБЩЕСТВО
Общество — понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.
Общество представляет собой целостный организм со своей экономической, половозрастной и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.
В каждом обществе складываются специфические условия социализации человека на каждом возрастном этале. Они зависят от особенностей половой, возрастной :и| социальной структур общества, от уровня его экономического и культурного развития, от социально-психологического климата.
Специально говорить об обществе как факторе социализации тем более важно, что в России до самого последнего времени и фактически, и идеологически, а на уровне обыденного сознания и до сих пор общество отождествляется с государством. Последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления общества, возрождения, а во многом и создания заново структур гражданского общества. Он потому столь труден, что* затрагивает коренные основания жизни. Почти стопроцентно монополизированная государственная экономика очень медленно преобразуется в подлинно, а не номинально многоукладную, которая только и может стать базисом гражданского общества. Признан плюрализм в идеологической сфере и нарождается многопартийность в политической сфере. Начинается очень трудное осознание примата общества над государством, приоритета личности перед государством и обществом. Весьма непросто^ даже на уровне идеологии, не говоря уже о-социальной практике, приоритетными признаются (хотя и далеко не всеми) общечеловеческие ценности. Все эти кардинальные преобразования общества не могли не обострить старых и не породить новых проблем социализации.
Половая структура общества с точки зрения его характеристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными, сколько качественными показателями.
Количественно
половая структура
Качественно половая структура общества характеризуется, в первую очередь, с точки зрения социального статуса полов: матриархат в некоторых примитивных обществах, патриархат в ряде стран Азии и Африки, декларируемый биархат в европейских странах. Важным показателем можно считать уровень образования мужчин и женщин. В среднем по всему миру мужчина проводит в школе 5,8 лет, женщина — 4,3 года. Но в некоторых обществах эти различия могут быть совсем иными. Так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Немаловажно и участие в работе вне дома — в мире это 57% мужчин и 33% женщин. Но и здесь имеются существенные различия между конкретными обществами. Если в США количество работающих мужчин и женщин примерно равно (по 45%), то в развивающихся странах— лишь 31% женщин занят во внедомашнем труде. Доля женщин, как правило, превышает долю мужчин среди работников неквалифицированного труда и малопрестижных профессий. Низок удельный вес женщин среди тех, кто обладает высоким социально-экономическим статусом (коммерсанты, промышленники, общественные деятели и пр.). Так, руководящие посты в промышленно развитых странах занимают 24% женщин и, соответственно, 76% мужчин (в развивающихся это соотношение 8% и 92%). Но и здесь есть различия: в Норвегии и Дании женщины занимают треть мест в парламентах, а в России их всего 5% (в Думе 1993— 1995 годов).
В повседневной жизни, как показывают исследования ВЦИОМ*, российские мужчины и женщины практически с равной интенсивностью смотрят телевизор и слушают радио, ходят в продуктовые магазины, работают в садах и огородах, читают газеты и книги, слушают магнитофонные записи и грампластинки.
При этом женщины значительно больше времени, чем мужчины, тратят на приготовление пищи, стирку и уборку, посвящают детям (в среднем в 1,5 раза), почти вдвое чаще ходят в промтоварные магазины. Мужчины, в свою очередь, втрое чаще занимаются ремонтом, что-то мастерят, делают по дому, в полтора раза чаще занимаются спортом и повышают свою профессиональную квалификацию, вдвое чаще играют в карты и шахматы и посещают спортивные зрелищные -мероприятия.
Однако с учетом многих других показателей общий вывод делается такой: в российском обществе идет дальнейшее разграничение мужских и женских ролей. Женщины ориентированы на дом, семью, детей; мужчины — неизбежно из дома на заработок, на друзей, на дело.
Качественные характеристики половой структуры общества влияют на социализацию человека, в первую очередь, определяя усвоение соответствующих полоролевых экспектаций и самоэкспектаций, формирование набора стереотипов полоролевого поведения, представлений о статусном положении того или другого пола. В обыденном сознании это может проявляться довольна специфично. Так, в США дети (и мальчики, и, девочки) чаще, чем -в России, хотят быть мальчиками. В то же время в России женщины-транссексуалы чаще хотят стать мужчинами, а в США наоборот. Особенности половой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения.
Возрастная стратификация присуща любому обществу, любой культуре.
Во всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на возраст человека, но и на его положение в статусной структуре общества, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный набор экспектаций и самоэкспектаций. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.
Дети, подростки, юношество, молодежь, взрослые, старики образуют своеобразные общества сверстников, играющие довольно автономную роль в процессе их социализации, с одной стороны сходную во всех обществах, а с другой — специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.
Остановимся в связи с этим на вопросе о межпоколенных отношениях в обществе. М. Мид связывала межпоколенные отношения с темпом общественного развития и выделяла общества трех типов.
В обществе постфигуративного типа люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению (в основном это характерно! для до-индустриальных обществ).
В обществах кофигуративного типа моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.
В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которых не возникало! ранее.
По мнению И. С. Кона, концепция Мид правильно схватывает зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следует абсолютизировать эту зависимость, как, и сами темпы культурного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства *. Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все три выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каждого из них в жизни общества и в процессе социализации человека различна в зависимости от уровня и характера его развития.
Так,
в периоды нестабильного
Социальная структура общества — более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.