Курс лекций по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:17, курс лекций

Описание работы

Тема: «Социальная педагогика как отрасль научного знания: понятие, объект, предмет, структура»
Тема: «История возникновения и становления социальной педагогики»
Тема: «Социализация как социально-педагогическое явление: понятие, сущность, этапы, факторы, механизмы».
Тема: «Человек как жертва социализации»
Тема: «Мегофакторы социализации, их характеристика»

Работа содержит 9 файлов

Лекция № 1.doc

— 97.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 2.doc

— 67.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 3.doc

— 72.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 4.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 5.doc

— 56.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 6.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

      Влияние менталитета этноса очень выпукло  проявляется в сфере межличностных отношений.

      Так, пунктуальность, высоко ценимая в  Германии или Голландии, сравнительно мало значима в Испании и еще меньше в Латинской, Америке. Другой пример: североамериканцы запросто зовут друг друга по имени, что вовсе не означает наличия дружбы между ними, которая обусловливает подобное обращение в Европе. Этнические нормы   в   большой   мере   определяют стиль общения младших со старшими,   величину возрастной дистанции, специфику   восприятия ими друг друга вообще и как партнеров по общению в частности. В Японии, например, при общении людей разного возраста старший практически сразу присваивает себе форму общения в виде монолога, и младший это принимает как само собой   разумеющееся,   просто   внимая говорящему.   В европейских   культурах   подростки и юноши в достаточно большой мере эмансипируются от взрослых, могут по-разному проявлять свое отношение к ним, вплоть до грубости и; неуважения, а в Азии и на Кавказе   дело до сих пор обстоит во многом   иначе. Здесь по-прежнему сильны традиции уважения и почтительности к старшим,, даже и не очень близко знакомым, а к последним — тем более явно проявляется традиционное уважение значительно чаще, чем в Европе и Америке.

      Этнические  традиции диктуют не только стиль  общения, но даже пространственную дистанцию между партнерами в процессе общения. Исследователи, специально занимающиеся изучением этого вопроса, выделяют четыре дистанции. Во-первых, публичную. Она характерна для общения между людьми в процессе различных мероприятий и составляет расстояние от 3,5 м и более. Во-вторых, социальную — от 120 см да 360 см. На этой дистанции обычно общаются люди, занятые каким-нибудь совместным делом. Затем идет личная дистанция (от 45 см до 120 см), в пределах которой общаются те,, кто связан между собой достаточно тесным эмоциональным контактом—приятели, друзья. Наконец, интимная дистанция предполагает непосредственный контакт или общение на расстоянии не более 45 см людей, находящихся в наиболее близких, интимных отношениях (влюбленные, супруги, родители и дети).

      Все дистанции имеют явные национальные различия. Например, социальная дистанция в общении латиноамериканцев нередко совпадает с той, которая североамериканцами рассматривается как личная. Или другой факт: многие из характеристик североамериканской интимной дистанции соответствуют русской социальной дистанции, т. е. общение русских больше ориентировано на близкий пространственный контакт между партнерами, чем общение американцев. Обобщая различные данные, можно сделать вывод •о том, что менталитет этноса определяет главным образом глубинные основания восприятия и отношения его представителей к жизни. Конкретизируя это положение, можно говорить о том, что менталитет этноса во многом определяет: отношение его представителей к труду и специфические традиции, связанные с трудовой деятельностью; представления об удобствах быта и домашнем уюте, идеалы красивого и некрасивого; каноны семейного счастья и взаимоотношений членов семьи; нормы полоролевого поведения, в частности понятия о приличиях в проявлении чувств и эмоций; понимание доброты, вежливости, такта, сдержанности и т. д.

      В целом менталитет характеризует  оригинальность культуры того или иного этноса. Как писал французский этнолог Клод Леви-Стросс: «Оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем, перспективном размещении ценностей, которые общи всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах». 

      ОБЩЕСТВО

      Общество  — понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство.

      Общество  представляет собой целостный организм со своей экономической, половозрастной и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

      В каждом обществе складываются специфические  условия социализации человека на каждом возрастном этале. Они зависят от особенностей половой, возрастной :и| социальной структур общества, от уровня его экономического и культурного развития, от социально-психологического климата.

      Специально  говорить об обществе как факторе  социализации тем более важно, что в России до самого последнего времени и фактически, и идеологически, а на уровне обыденного сознания и до сих пор общество отождествляется с государством. Последние годы идет довольно непростой, а на практике даже мучительный процесс их разделения, разгосударствления  общества, возрождения, а во многом и создания заново структур гражданского общества. Он потому столь труден, что* затрагивает коренные основания жизни. Почти стопроцентно монополизированная государственная экономика очень медленно преобразуется в подлинно, а не номинально многоукладную, которая только и может стать базисом гражданского общества. Признан   плюрализм в идеологической сфере и нарождается   многопартийность в политической сфере. Начинается очень трудное осознание примата общества над государством,   приоритета личности перед государством и обществом. Весьма непросто^ даже на уровне идеологии, не говоря уже о-социальной практике, приоритетными признаются (хотя и далеко не всеми) общечеловеческие ценности. Все эти кардинальные преобразования   общества не могли не обострить старых и не породить новых проблем социализации.

      Половая структура общества с точки зрения его характеристики как фактора социализации имеет значение не столько своими количественными, сколько качественными показателями.

      Количественно половая структура характеризуется  соотношением мужчин и женщин. В целом, в мире оно практически 'равное (женщин в мире лишь на 1% меньше, чем мужчин). Равенство достигается за счет большего количества мужчин в младших возрастных группах, ибо у мужчин выше смертность и меньше продолжительность жизни. В некоторых странах, например, в Австралии, дефицит женщин, в других — мужчин. Неравномерно соотношение мужчин и женщин в различных возрастных группах. Так, в Китае, где поощряется однодетность, в младших возрастных группах больше мальчиков, а в России — в старших возрастных группах — женщин (следствие войны и более высокой; смертности мужчин).

      Качественно половая структура общества характеризуется, в первую очередь, с точки зрения социального статуса полов: матриархат в некоторых примитивных обществах, патриархат в ряде стран Азии и Африки, декларируемый биархат в европейских странах. Важным показателем можно считать уровень образования мужчин и женщин. В среднем по всему миру мужчина проводит в школе 5,8 лет, женщина — 4,3 года. Но в некоторых обществах эти различия могут быть совсем иными. Так, в России женщины в среднем имеют более высокий уровень образования, чем мужчины. Немаловажно и участие в работе вне дома — в мире это 57% мужчин и 33% женщин. Но и здесь имеются существенные различия между конкретными обществами. Если в США количество работающих мужчин и женщин примерно равно (по 45%), то в развивающихся странах— лишь 31% женщин занят во внедомашнем труде. Доля женщин, как правило, превышает долю мужчин среди работников неквалифицированного труда и малопрестижных профессий. Низок удельный вес женщин среди тех, кто обладает высоким социально-экономическим статусом (коммерсанты, промышленники, общественные деятели и пр.). Так, руководящие посты в промышленно развитых странах занимают 24% женщин и, соответственно, 76% мужчин (в развивающихся это соотношение 8% и 92%). Но и здесь есть различия: в Норвегии и Дании женщины занимают треть мест в парламентах, а в России их всего 5% (в Думе 1993— 1995 годов).

      В повседневной жизни, как показывают исследования ВЦИОМ*, российские мужчины и женщины практически с равной интенсивностью смотрят телевизор и слушают радио, ходят в продуктовые магазины, работают в садах и огородах, читают газеты и книги, слушают магнитофонные записи и грампластинки.

      При этом женщины значительно больше времени, чем мужчины, тратят на приготовление пищи, стирку и уборку, посвящают детям (в среднем в 1,5 раза), почти вдвое чаще ходят в промтоварные магазины. Мужчины, в свою очередь, втрое чаще занимаются ремонтом, что-то мастерят, делают по дому, в полтора раза чаще занимаются спортом и повышают свою профессиональную квалификацию, вдвое чаще играют в карты и шахматы и посещают спортивные зрелищные -мероприятия.

      Однако с учетом многих других показателей общий вывод делается такой: в российском обществе идет дальнейшее разграничение мужских и женских ролей. Женщины ориентированы на дом, семью, детей; мужчины — неизбежно из дома на заработок, на друзей, на дело.

      Качественные характеристики половой структуры общества влияют на социализацию человека, в первую очередь, определяя усвоение соответствующих полоролевых экспектаций и самоэкспектаций, формирование набора стереотипов полоролевого поведения, представлений о статусном положении того или другого пола. В обыденном сознании это может проявляться довольна специфично. Так, в США дети (и мальчики, и, девочки) чаще, чем -в России, хотят быть мальчиками. В то же время в России женщины-транссексуалы чаще хотят стать мужчинами, а в США наоборот. Особенности половой структуры общества и их восприятие человеком могут оказать влияние на различные аспекты его самоопределения, на выбор сфер и способов самореализации и самоутверждения.

      Возрастная  стратификация присуща любому обществу, любой культуре.

      Во  всех языках понятия «младший», «старший», «ребенок», «юноша», «старик» указывают не только на возраст человека, но и на его положение в статусной структуре общества, обозначая некоторое неравенство (асимметрию) прав и обязанностей, предполагая определенный набор экспектаций и самоэкспектаций. Возрастная стратификация, будучи стабильной в общих чертах, имеет определенные исторические особенности с точки зрения статуса того или иного возраста.

      Дети, подростки, юношество, молодежь, взрослые, старики образуют своеобразные общества сверстников, играющие довольно автономную роль в процессе их социализации, с одной стороны сходную во всех обществах, а с другой — специфическую в зависимости от уровня развития и культурно-исторических традиций общества.

      Остановимся в связи с этим на вопросе о межпоколенных отношениях в обществе. М. Мид связывала межпоколенные отношения с темпом общественного развития и выделяла общества трех типов.

      В обществе постфигуративного типа люди, старшие по возрасту, служат моделью поведения для молодых, а традиции предков сохраняются и передаются от поколения к поколению (в основном это характерно! для до-индустриальных обществ).

      В обществах кофигуративного типа моделью для людей оказывается поведение их современников. И дети, и взрослые в них учатся преимущественно у сверстников, т. е. в межпоколенной трансмиссии культуры центр тяжести переносится с прошлого на настоящее.

      В обществах префигуративного типа не только младшие учатся у старших, не только поведение сверстников становится моделью для людей, но и старшие учатся у младших. Этот тип характерен для современных развитых стран, ибо в наши дни прошлый опыт не только недостаточен, но и, порой, может быть вреден, мешая поискам смелых подходов к решению проблем, которых не возникало! ранее.

      По  мнению И. С. Кона, концепция Мид правильно  схватывает зависимость межпоколенных  отношений от темпов научно-технического и социального развития общества. Однако не следует абсолютизировать эту зависимость, как, и сами темпы культурного обновления, когда речь идет о характере межпоколенных отношений, ибо на них влияют и многие другие обстоятельства *. Кроме того, надо иметь в виду, что в одном и том же обществе могут присутствовать в различных соотношениях все три выделенные М. Мид типы межпоколенных отношений, но значимость каждого из них в жизни общества и в процессе социализации человека различна в зависимости от уровня и характера его развития.

      Так, в периоды нестабильного развития общества межпоколенные отношения осложняются тем, что старшие переживают кризис социальной идентичности, а младшие, социализируясь в меняющихся условиях, оказываются более приспособленными к ним, чем старшие. В современной России это проявляется, например, в том, что экономическое положение больших групп младших, особенно в средних и крупных городах, оказывается более высоким, чем у больших групп представителей старших поколений. Более того, именно экономическая активность младших, ее направленность и эффективность реализации в значительной мере будут определять уровень экономического развития российского общества. В обществе создаются условия для социализации человека, специфические и в связи с особенностями его социальной структуры.

      Социальная  структура общества — более или  менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.

Лекция № 7.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 8.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция № 9.doc

— 174.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Педагогике"