Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, эстетического воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии. 3
1.1. Анализ решения проблемы 3
индивидуальной внеклассной работы. 3
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 8
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

     Содержание 

ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной  работы по химии. 3

1.1. Анализ решения проблемы 3

индивидуальной  внеклассной работы. 3

Глава 2. Теоретические  подходы к проблеме эстетического  воспитания школьников. 8

2.1. Пути и  средства эстетического воспитания  младших школьников 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

Список использованных источников 29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Развитие  научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного  хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая  призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение  обучения, эстетического  воспитания, развития школьников, подготовки их к  труду может быть достигнуто путем  совершенствования и качественного  изменения учебно-воспитательного  процесса.

     В связи с этим существенно возрастает роль внеклассной работы, а особенно индивидуальной ее формы.

     Индивидуальная  внеклассная работа проводится с  учетом конкретных интересов каждого  учащегося. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности.

     Однако  следует отметить, что изучение педагогической, психологической и методической литературы, а также опыта работы учителей выявило ряд проблем  в организации и проведении индивидуальной внеклассной работы. Так проведенное анкетирование учителей химии, биологии, физики и математики г. Саранска показало, что какой-либо системы такой работы в большинстве случаев не наблюдается, и носит она в основном чисто условный и эпизодических характер. И это, на наш взгляд, связано прежде всего с тем, что данному вопросу уделяется мало внимания, а немногочисленные интересные разработки и рекомендации, предложенные в методической литературе, не вполне доступны для рядовых учителей. 

  Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии.

    1. Анализ  решения проблемы

индивидуальной  внеклассной работы.

 
 

     Обучение  и воспитание составляют единый педагогический процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при  органичном сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеклассные занятия  справедливо рассматриваются как  важная составная часть работы школы.

     Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебную  работу, которую учащиеся добровольно  выполняют под руководством учителя  во внеурочное время, сверх учебного плана.

     Руководство со стороны учителя может быть как непосредственным, так и при  помощи приглашенных для этой цели специалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов и др.

     Учебные планы средней школы предусматривают  факультативные занятия по разным предметам, в том числе по химии. Так же как и внеклассные занятия, они  не обязательны для всех учащихся. Факультативные занятия отличаются от внеклассных тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не может полностью отвечать различным запросам отдельных учащихся. В связи с этим существенно возрастает роль именно внеклассной работы.Основные цели внеклассной работы по предмету – помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности; выявление склонностей, способностей и дарований; расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся; осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся; развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

     Важной  задачей внеклассных занятий  по химии является развитие у учащихся умения самостоятельно работать с литературой  и навыков экспериментальной  работы в лаборатории.

     Во  внеклассной работе по химии большое  внимание уделяется межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся и понимания роли химии в жизни человека.

     Внеклассную работу можно представить как  систему, состоящую из отдельных  элементов. Как и в обучении химии, так и в целом, во внеклассной  работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика ее очень разнообразна. Тем не менее содержание внеклассной работы по химии подчиняется строго определенным требованиям: научность, доступность, актуальность и практическая значимость, занимательность и др.

     В зависимости от содержания и адекватно  ему следует выбирать форму и  вид внеклассной работы по химии: массовая – химический вечер, олимпиада, устный журнал, неделя (декада, месячник) по химии, викторина, час химии, лекция-концерт, конференция, экскурсия, химические общества и т.д.; групповая – химический кружок, выпуск стенной газеты, изготовление стенда и т.д.; индивидуальная – работа с литературой, составление докладов, рефератов, небольшое исследование, изготовление оборудования для химического кабинета и др.

     При использовании индивидуальной и  групповой фом внеклассной работы по интересам возможно также проведение шефской работы в младших классах, изготовление моделей, таблиц, схем, дидактического материала и других пособий для химического кабинета, подготовка демонстрационных опытов для лекций, к урокам, к химическому вечеру, проведение специальных внепрограммных занятий, решение усложненных задач.

     Такое расчленение не формы и виды внеклассной  работы является в значительной мере условным, так как подготовка, например, химического вечера или работа химического  кружка требует большой и кропотливой  индивидуальной работы каждого их участника, оказывает влияние на направление  и характер их работы. Это свидетельствует  о взаимной интеграции разных форм и видов внеклассной работы, о  том, что все ее элементы связаны  между собой, влияют друг на друга.Таким образом, внеклассная работа по химии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

     У учителя химии имеются большие  возможности для возбуждения  интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления  трудового воспитания в процессе изучения химии.

     При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические  особенности учащихся старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др.

     При изучении педагогической, психологической  и методической литературы выяснилось, что проблеме индивидуальной внеклассной  работы уделяется мало внимания. Так, недостаточно освещается этот вопрос в журнале «Химия в школе» –  многие публикации представляют незначительный практический интерес.

     Очень полезными и интересными можно  считать методические разработки, являющиеся частью комплекса, направленного на внедрение технологии индивидуализации обучения учащихся по химии. Данный комплекс предложен отделением технологии индивидуализации обучения (ОТИО) при Ассоциации научно-практических работников профориентации (президент Драль Ю.С.).

     Достойный широкого распространения опыт по организации  индивидуальной внеклассной работы накоплен кандидатом педагогических наук учителем И.П. Волковым в школе №2 г. Реутово Московской области. Он оформил в школе комнату для творческой деятельности. Фактически это большой зал, в котором созданы условия для многих видов творчества учащихся по интересам: для выпиливания, электровыжигания, изготовления макетов, рисунков, чертежей, для проведения опытов по физике, химии. Ученики имеют возможность попробовать свои силы в двадцати видах творческой деятельности: художественной, технической, конструкторской, чертежной, а также педагогической и др. У каждого ученика свое место, где он может хранить заготовки и поделки. Учителя изготовили наглядные пособия, схемы, чертежи рисунки, которыми ученики пользуются при выполнении индивидуальных заданий. Каждый школьник имеет книжку творческих дел, где учителя отмечают его успехи. В результате выявляется та область, в которой тот или иной ученик проявляет особые склонности, способности. Ему рекомендуется затем углубить и развивать их под руководством опытных руководителей из числа учителей и работников внешкольных учреждений.

     Такая форма индивидуальной работы, перерастающая  в групповую и носящая при этом массовый с точки зрения охвата учеников характер, имеет большое значение в профессиональном самоопределении учащихся. 

     Известен  также опыт учителей, которые начинают индивидуальную внеклассную работу по химии с 11-12 летними школьниками, которые показывают хорошие результаты, даже становятся призерами и победителями предметных олимпиад.

     В основном учителя химии индивидуальные занятия используют лишь при подготовке отдельных учеников к олимпиадам. Такая работа включает углубленную  теоретическую подготовку, тренировки в решении нестандартных задач, выполнение исследовательского эксперимента, химические чтения и т.д. (школы г. Славянска Украины, средняя школа №78 г. Воронежа, средняя школа №10 г. Пинска Белоруссии).

     В сельской школе пропаганда химических знаний среди младших школьников и населения ведется через  широкую сеть агрохимических кружков (Раменская средняя школа, Костенковская средняя школа и др.). Оживление индивидуальной творческой деятельности школьников в этом плане способствуют конкурсы лучших докладов, рефератов, стенгазет, фотовыставок и т.п.

     В опыте школ и отдельных учителей заслуживает внимания система развития учащихся, в частности, их химических способностей. Этому содействуют комплексные по содержанию (теоретическое, экспериментальное, конструкторское), и формам (индивидуальные, групповые, массовые) программы внеклассных и внешкольных занятий, а также привлечение школьников к исследовательской работе.

     Таким образом, по литературным данным можно  сделать вывод о том, что проблеме индивидуальной внеклассной работе уделяется недостаточно внимания. Отдельными учителями такая работа проводится, однако какой-либо определенной системы работы в этом направлении не наблюдается Несомненно, индивидуальная внеклассная работа требует целенаправленной разработки. 
 
 

Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников.

 

     В этой главе мы рассмотрим основные теоретические подходы отечественных  и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания младших школьников, раскроем понятие "эстетическое воспитание", выявим его цель, задачи, рассмотрим основные категории эстетического воспитания и их особенности в младшем  школьном возрасте, а также пути и средства эстетического воспитания.

             Взрослые и дети постоянно  сталкиваются с эстетическими  явлениями. В сфере духовной  жизни, повседневного труда, общения  с искусством и природой, в  быту, в межличностном общении  - везде прекрасное и безобразное,  трагическое и комическое играют  существенную роль. Красота доставляет  наслаждение и удовольствие, стимулирует  трудовую активность, делает приятными  встречи с людьми. Безобразное  отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии