Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа
Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, эстетического воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии. 3
1.1. Анализ решения проблемы 3
индивидуальной внеклассной работы. 3
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 8
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29
Если в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка на терпимое отношение к излишествам, небрежности.
Эстетика
поведения и внешнего облика, - не
менее значимый фактор эстетического
воспитания. Здесь существенное влияние
на детей оказывает
А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" (14; 218).
Об эстетике поведения, или культуре поведения много говорил
В.А.
Сухомлинский. В культуру поведения
он включает и "культуру общения: общение
между взрослыми и детьми, а
также общение в детском
Благополучное
эмоциональное самочувствие, состояние
защищенности, как назвал его А.С.
Макаренко, стимулирует наиболее полное
самовыражение личности в коллективе,
создает благоприятную
Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.
Помимо воздействия на ребенка средств окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» (16; 56). Любой предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством эстетического воспитания учителю достаточно творчески подойти к предмету своей науки, пробудить творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» (17; 202).
Одним
из важных источников эстетического
опыта школьников является разнообразная
внеклассная и внешкольная
Таким
образом, средства и формы эстетического
воспитания весьма разнообразны начиная
от предметов естественно-
Проблема
эстетического воспитания довольно
полно разработана в
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие
эстетических явлений жизни и
искусства на личность может проходить
как целенаправленно, так и спонтанно.
В этом процессе огромную роль играет
школа. В учебном плане закреплены
такие предметы как изобразительное
искусство, музыка, литература, основой
которых является искусство. Это не случайно.
Анализируя литературу, мы сделали вывод,
что искусство является основным средством
эстетического воспитания. Исследование
показало, что и познавательный интерес
к искусству у младших школьников довольно
велик, а наличие интереса - это первое
из условий успешного воспитания. Кроме
того, материал по искусству обладает
большим эмоциональным потенциалом, будь
то музыкальное произведение, литературное
или художественное. Именно сила эмоционального
воздействия является путем проникновения
в детское сознание, и средством формирования
эстетических качеств личности.
Таким
образом, наша гипотеза, заявленная в
начале работы, подтвердилась. Действительно,
средства искусства, используемые в
учебно-воспитательном процессе, являются
эффективным средством
Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии