Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, эстетического воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии. 3
1.1. Анализ решения проблемы 3
индивидуальной внеклассной работы. 3
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 8
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29

Работа содержит 1 файл

Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии.docx

— 49.77 Кб (Скачать)

     Если  в кабинете месяцами висит небрежно оформленная газета, если классный уголок не несет новой, интересной необходимой  информации, если не уделяется должного внимания чистоте кабинета, у школьников постепенно складывается установка  на терпимое отношение к излишествам, небрежности.

     Эстетика  поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического  воспитания. Здесь существенное влияние  на детей оказывает непосредственно  личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека" (4; 14).

     А.С. Макаренко также уделял большое  внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого  какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме  не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу" (14; 218).

     Об  эстетике поведения, или культуре поведения  много говорил 

     В.А. Сухомлинский. В культуру поведения  он включает и "культуру общения: общение  между взрослыми и детьми, а  также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия  внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (4; 11).

     Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние  защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу  для развития творческих задатков школьников, обнажает красоту чутких отношений  друг к другу. В качестве примера  прекрасных эстетических отношений  можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.

     Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее  и развивающее значение семьи  очевидно. Однако не все современные  семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких  семьях довольно редко происходят разговоры  о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

     Помимо  воздействия на ребенка средств  окружающей действительности, эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно  в школе. По словам Д.К. Ушинского  каждый предмет в школе может  эстетически воспитывать: «в любом  предмете есть более или менее  эстетический элемент» (16; 56). Любой  предмет, будь то математика, физкультура, природоведение вызывает в школьнике  определенные эмоции посредством своего материала. Чтобы стать средством  эстетического воспитания учителю  достаточно творчески подойти к  предмету своей науки, пробудить  творческий интерес к нему школьников. «Многие естественнонаучные понятия (гармония, пропорция, мера симметрия  и другие) имеют непосредственное эстетическое содержание. Можно рассматривать пропорциональность различных прямоугольников, гармонические колебания, формы кристаллов, типы математических доказательств, физические, химические и математические формулы, - во всех этих случаях можно обнаружить красоту и гармонию, то есть проявление эстетического» (17; 202). Кроме того, опытные педагоги отмечают, что «объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников. Процесс обучения приобретает для школьников привлекательные черты, абстрактный научный термин становится понятным. Все это способствует развитию интереса к самому предмету» (17; 202).

     Одним из важных источников эстетического  опыта школьников является разнообразная  внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных  мероприятиях дети имеют большие  возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности. Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

     Таким образом, средства и формы эстетического  воспитания весьма разнообразны начиная  от предметов естественно-математического  цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически  воспитывает буквально все, вся  окружающая нас действительность. В  этом смысле к важным источникам эстетического  опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического  отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании" (15; 14). В связи с этими словами  Б.М. Неменского и избранной темой курсовой работы, проблеме эстетического воспитания средствами искусства следует отвести отдельный параграф. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Проблема  эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной  и зарубежной литературе. Это позволило  нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие  выводы. Эстетическое воспитание действительно  занимает важное место во всей системе  учебно-воспитательного процесса, так  как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

     Все эти качества в человеке развиваются  под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и  природа, и труд, и окружающая нас  действительность: быт, семья, межличностные  отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством  эстетического воспитания.

     Воздействие эстетических явлений жизни и  искусства на личность может проходить  как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное  искусство, музыка, литература, основой  которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.  

     Таким образом, наша гипотеза, заявленная в  начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в  учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического  воспитания младших школьников. Опытные  педагоги, зная это, способны посредством  искусства воспитать подлинные  эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и  творить прекрасное. Однако, на практике мы столкнулись с тем, что учителя мало пользуются искусством в целях эстетического развития ребенка, уделяя больше времени и сил развитию практических навыков. Это недопустимо, так как без ориентации на подлинные духовные и художественные ценности, эстетическое воспитание и развитие личности будет неполноценным. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 
  1. Педагогическое  наследие / Сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский. – М.: Педагогика, 1989 – 416 с.
  2. История образования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. – 352 с.К характеристики некоторых концепций воспитания / под ред. В.М. Румянцева. – Калинин, 1974 – 128 с.
  3. Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) - М.: Наука, 1995.
  4. Верцман И. Е., Ж. -Ж. Руссо. М.: Рослитиздат, 1958.
  5. Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980.

Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии