Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:44, статья
Представление о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели. Значение эстетического воспитания личности,его идеи.
Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:
овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры,
развития способности к художественно- эстетическому творчеству и
развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
психическими категориями эстетического воспитания
Замкова Надежда Валентиновна,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория.
Стаж
работы – 24 года.
Эстетическое
воспитание младшего
школьника.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты,мимика - всё это впитывается в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
Эстетическое
воспитание это целенаправленный процесс
формирования
у человека эстетического отношения к
действительности. Это
отношение с возникновением человеческого
общества развивалось вместе с
ним, воплощаясь в сфере материальной
и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и пониманием ими
прекрасного в действительности,
наслаждением им, эстетическим творчеством
человека.
Эстетическое отношение
к действительности специфический вид
общественно значимой деятельности, осуществляемой
субъектом (общество
и его специализированные институты) по
отношению к объекту (индивид,
личность, группа, коллектив, общность)
с целью выработки у последнего
системы ориентации в мире эстетических
и художественных ценностей в
соответствии со сложившимися в данном
конкретном обществе
представлениями об их характере и назначении.
В процессе воспитания
происходит приобщение индивидов к ценностям,
перевод их во внутреннее
духовное содержание путем интериоризации.
На этой основе формируется и
развивается способность человека к эстетическому
восприятию и
переживанию, его эстетический вкус и
представление об идеале. Воспитание
красотой и через красоту формирует
не только эстетико-ценностную ориентацию
личности, но и развивает способность
к творчеству, к созданию
эстетических ценностей в сфере трудовой
деятельности, в быту, в поступках
и поведении и, конечно, в искусстве.
Прекрасное
в жизни это средство и результат эстетического
воспитания.
Оно концентрируется в искусстве, художественной
литературе, неразрывно
связано с природой, общественной и трудовой
деятельностью, бытом людей,
их взаимоотношениями. Система эстетического
воспитания в целом
использует все эстетические явления
действительности. Особое значение при
этом придается восприятию и пониманию
прекрасного в трудовой
деятельности, развитию у человека способности
вносить красоту в процесс и
результаты труда. Важнейшей частью эстетического
воспитания является художественное
воспитание, использующее в качестве воспитательного
воздействия средства
искусства, формирующее специальные способности
и развивающее
дарования в определенных его видах: изобразительном,
музыкальном,
вокальном, хореографическом, театральном,
декоративно-прикладном и др.
В последние
годы возросло внимание к проблемам теории
и практики
эстетического воспитания как важнейшему
средству формирования
отношения к действительности, средству
нравственного и умственного
воспитания, т.е. как средству формирования
всесторонне развитой, духовно
богатой личности. Вопросу эстетического
воспитания особое влияние
оказали идеи А. В. Луначарского, К.Н.. Крупской,
А. С. Макаренко, СТ.
Щацкого, В.Н. Шацкой др. Особую актуальность
приобрели разработки
таких исследований как А.И. Буровой, Н.А.
Ветлугиной, Н.И. Киященко, Б.Т.
Лихачевой, В.А. Разумного. Значительный
вклад в решение психологических
вопросов теории эстетического воспитания
внесли исследования Л.С.
Выгодского, Б.М. Теплова, А.Н. Леонтьева,
А.В. Запорожца, П.М. Якобсона
др. В 70-ые годы появились программы Д.Б.
Кабалевского по музыке, Б. М.
Неменского по изобразительным искусствам,
Л.М. Предтеченской по
мировой художественной культуре. Как
отмечают многие писатели, педагоги, деятели
культуры(Д.Б.Кабалевский, А.С. Макаренко,
Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н.
Толстой, К.Д. Ушинский), формировать личность
и эстетическую культуру,
особенно важно в наиболее благоприятном
для этого в младшем школьном
возрасте. Чувство красоты природы, окружающих
людей, вещей создает в
ребенке особые эмоционально психические
состояния, возбуждает
непосредственный интерес к жизни, обостряет
любознательность, развивает
мышление, память, волю и другие психические
процессы. В современных
условиях предъявляются большие требования
к всестороннему развитию
личности, где эстетическое воспитание
выступает как одна из сторон
личности. Научить видеть прекрасное вокруг
себя, в окружающей
действительности призвана система эстетического
воспитания. Для того
чтобы эта система воздействовала на ребенка
наиболее эффективно и
достигала поставленной цели, Б.М. Неменский
выделил следующую ее
особенность: «Система эстетического
воспитания должна быть, прежде всего
единой, объединяющей все предметы, все
внеклассные занятия, всю
общественную жизнь школьника, где каждый
предмет, каждый вид занятия
имеет свою четкую задачу в деле формирования
эстетической культуры и
личности школьника».
Но у всякой
системы есть стержень, основа, на которую
она опирается.
Такой основой в системе эстетического
воспитания мы можем считать
искусство: музыку, архитектуру, скульптуру,
живопись, танец, кино, театр и
другие виды художественного творчества.
Повод для этого нам дали еще
Платон и Гегель. На основании их взглядов
стало аксиомой, что искусство
является главным содержанием эстетики
как науки, и что красота есть
основное эстетическое явление. Искусство
заключает в себе большой
потенциал для развития личности.
Выше перечисленные факты свидетельствуют об актуальности эстетического воспитания.
Взрослые
и дети постоянно сталкиваются с эстетическими
явлениями.
В сфере духовной жизни, повседневного
труда, общения с искусством и
природой, в быту, в межличностном общении
- везде прекрасное и
безобразное, трагическое и комическое
играют существенную роль. Красота
доставляет наслаждение и удовольствие,
стимулирует трудовую активность,
делает приятными встречи с людьми. Безобразное
отталкивает. Трагическое
учит сочувствию. Комическое помогает
бороться с недостатками.
Идеи эстетического
воспитания зародились в глубокой древности.
Представления о сущности эстетического
воспитания, его задачах, цели
изменялись, начиная со времен Платона
и Аристотеля вплоть до наших дней.
Эти изменения во взглядах были обусловлены
развитием эстетики как науки
и пониманием сущности ее предмета. Термин
«эстетика» происходит от
греческого «а1з1;ейсоз» (воспринимаемый
чувством).Философы-
материалисты (Д. Дидро и Н. Г. Чернышевский)
считали, что объектом
эстетики как науки является прекрасное.
Эта категория и легла в основу
системы эстетического воспитания.
В наше
время проблема эстетического воспитания,
развития личности,
формирования ее эстетической культуры
одна из важнейших задач, стоящих
перед школой. Указанная проблема разработана
достаточно полно в трудах
отечественных и зарубежных педагогов
и психологов. Среди них Д.Н.
Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко,
Б.Т. Лихачев, А. С. Макаренко,
Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д.
Таборидзе, В. Н. Шацкая, А.Б.
Щербо и другие.
В использованной
литературе имеется множество различных
подходов
к определениям понятий, выбору путей
и средств эстетического воспитания.
Рассмотрим
некоторые из них. В книге "Общие вопросы
эстетического
воспитания в школе" под редакцией известного
специалиста по
эстетическому воспитанию В. Н. Шацкой
я нашла такую формулировку: «Советская
педагогика определяет эстетическое воспитание
как воспитание способности
целенаправленно воспринимать, чувствовать
и правильно понимать и
оценивать красоту в окружающей действительности
- в природе, в
общественной жизни, труде, в явлениях
искусства» .
В кратком
словаре по эстетике эстетическое воспитание
определяется
как "система мероприятий, направленных
на выработку и совершенствование
в человеке способности воспринимать,
правильно понимать, ценить и
создавать прекрасное и возвышенное в
жизни и искусстве" В обоих
определениях речь идет о том, что эстетическое
воспитание должно
вырабатывать и совершенствовать в человеке
способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в жизни, правильно
понимать и оценивать его. В
первом определении, к сожалению, упущена
деятельная или созидательная
сторона эстетического воспитания, а во
втором определении подчеркивается,
что эстетическое воспитание не должно
ограничиваться только
созерцательной задачей, оно должно также
формировать способность
создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Д.Б. Лихачев
в своей книге «Теория эстетического воспитания
школьников» опирается на определение
данное К. Марксом: «Эстетическое
воспитание - целенаправленный процесс
формирования творчески активной
личности ребенка, способного воспринимать
и оценивать прекрасное,
трагическое, комическое, безобразное
в жизни и искусстве, жить и творить
«по законам красоты» Автор подчеркивает
ведущую роль целенаправленного
педагогического воздействия в эстетическом
становлении ребенка.
Например, развитие у ребенка эстетического
отношения к действительности и искусству,
как и развитие его интеллекта, возможно
как неуправляемый,
стихийный и спонтанный процесс. Общаясь
с эстетическими явлениями
жизни и искусства, ребенок, так или иначе,
эстетически развивается. Но при
этом ребенком не осознается эстетическая
сущность предметов, а развитие
зачастую обусловлено стремлением к развлечению,
к тому же без
вмешательства извне у ребенка могут сложиться
неверные представления о
жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев,
также как и многие другие педагоги
и психологи, считает, что только целенаправленное
педагогическое эстетико-
воспитательное воздействие, вовлечение
детей в разнообразную
художественную творческую деятельность
способны развить их сенсорную
сферу, обеспечить глубокое постижение
эстетических явлений, поднять до
понимания подлинного искусства, красоты
действительности и прекрасного
в человеческой личности.
Существует
множество определений понятия «эстетическое
воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые
из них, уже можно выделить
основные положения, говорящие о его сущности:
во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.
во-вторых,
это формирование способности воспринимать
и видеть
красоту в искусстве и жизни, оценивать
ее.
в-третьих,
задача эстетического воспитания формирование
эстетических вкусов и идеалов личности.
в-четвертых,
- развитие способности к самостоятельному
творчеству и
созданию прекрасного.
Своеобразное
понимание сущности эстетического воспитания
обуславливает и различные подходы к его
целям. Поэтому проблема целей и
задач эстетического воспитания требует
особого внимания.
Среди
педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
художественного воспитания. Однако эти
понятия необходимо четко
разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая
ставит перед эстетическим воспитанием
следующую цель:«Эстетическое воспитание
служит
формированию... способности активного
эстетического отношения учащихся
к произведениям искусства, а также стимулирует
посильное участие в
создании прекрасного в искусстве, труде,
в творчестве по законам красоты»
Из определения видно, что автор важное
место в эстетическом воспитании
отводит искусству .
Искусство
- это часть эстетической культуры, как
художественное
воспитание часть эстетического, часть
важная, весомая, но охватывающая
только одну сферу человеческой деятельности.
«Художественное воспитание
есть процесс целенаправленного воздействия
средствами искусства на
личность, благодаря которому у воспитуемых
формируются художественные
чувства и вкус, любовь к искусству, умение
понимать его, наслаждаться им и
способность по возможности творить в
искусстве». Эстетическое же
воспитание гораздо шире, оно затрагивает
как художественное творчество,
так и эстетику быта, поведения, труда,
отношений. Эстетическое воспитание
формирует человека всеми эстетически
значимыми предметами и явлениями,
в том числе и искусством как его самым
мощным средством. Эстетическое
воспитание, используя для своих целей
художественное воспитание,
развивает человека в основном не для
искусства, а для его активной
эстетической жизнедеятельности.