Методика оценки воспитанности учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
• Подготовительный этап исследования.
• Выделение индикаторов воспитанности.
• Поиск методик оценки качества воспитанности.
• Подготовка диагностического инструментария.
• Проведение исследования.
• Анализ и обсуждение результатов исследо вания.

Работа содержит 1 файл

методика оценки воспитанности.doc

— 246.50 Кб (Скачать)


Методика оценки воспитанности учащихся

Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:

•    Подготовительный этап исследования.

•    Выделение индикаторов воспитанности.

•    Поиск методик оценки качества воспитанности.

•    Подготовка диагностического инструментария.

•    Проведение исследования.

•    Анализ и обсуждение результатов исследо вания.

• Регулирование и коррекция образовательного процесса.

2.1. Подготовительный этап исследования

На подготовительном этапе определяются зада­ чи исследования, составляются план работы и спи­ сок исполнителей.

Для проведения диагностики необходимо вовлечь как можно больше педагогов. Это будет способство­вать повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов исследо­ вания. Кроме того, активное привлечение педаго­ гов к исследовательской деятельности должно стать эффективным способом их профессионального роста, развития творческого потенциала.

Определение уровня методологических знаний и умений учителей, необходимых для проведения исследовательской работы, и уровня инновацион­ ного потенциала педагогического коллектива мож­ но провести по методике В.И. Андреева.

В основе предполагаемой методики лежит спе­циально составленная анкета, в которой использу­ется 9-балльная шкала самооценки (1 балл - очень низкий уровень, 2 - низкий уровень, 3 - ниже сред­него, 4 - чуть ниже среднего, 5 - средний уровень, 6 - чуть выше среднего, 7 - выше среднего, 8 -высокий уровень, 9 - очень высокий уровень диаг­ ностируемого характера). Каждое из диагностируе­мых качеств оценивается по 9-балльной шкале дваж­ды: сначала самооценка ставится в графе «реально», а затем - в графе «желательно бы», в которой отра­жается тот резерв качества воспитания, который не задействован, не использован классным руко­водителем в его воспитательной работе в должной степени.

 

АНКЕТА

1. Какова степень эффективности решаемых вами как классным руководителем воспитательных задач?

 

Воспитательные задачи

Реально

Желательно бы

1. Сплочение ученического коллектива

 

 

2. Организация коллективных творческих дел

 

 

3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния каждого ученика

 

 

4. Создание условий для самореализации, самораскрытия каждого ученика

 

 

5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися

 

 

6. Стимулирование позитивного поведения учащихся

 

 

7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях

 

 

8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей

 

 

 

2. Какова степень эффективности реализации у вас как классного руководителя следующих управленческих функций?

Управленческие функции

Реально

Желательно бы

1. Концептуально-целевая

 

 

2. Планирования

 

 

3. Организационная

 

 

4. Стимулирования и организации учащихся

 

 

5. Оценочно-диагностическая

 

 

6. Коррекционная

 

 

7. Прогностическая

 

 

 

3. Оцените частоту использования в вашей деятельности как классного руководителя следу­ ющих форм и методов работы:

Формы и методы работы классного руководителя

Реально

Желательно бы

1. Беседы

 

 

2. Встречи с интересными людьми

 

 

3. Вечера отдыха

 

 

4. Экскурсии

 

 

5. Путешествия, выход на природу

 

 

6. Коллективные творческие дела

 

 

7. Дискуссии

 

 

8. Классные часы

 

 

9. Работа по интересам

 

 

10. Игры

 

 

11. Встречи с родителями

 

 

12. Что еще?

 

 

 

4. Оцените, что и в какой степени способствует эффективности вашей работы в качестве класс­ ного руководителя, а также какие качества и в какой степени «желательно бы» активизировать, развить и использовать более эффективно?

 

Качества классного руководителя

Реально

Желательно бы

1. Профессиональная компетентность

 

 

2. Общая культура, интеллектуальность

 

 

3. Творческая инициатива

 

 

4. Наличие хобби, увлечения

 

 

5. Нравственные качества

 

 

6. Эрудиция

 

 

7. Трудолюбие

 

 

8. Любовь к детям

 

 

9. Общительность

 

 

10. Требовательность

 

 

11. Что еще?

 

 

 

5. Что и в какой степени способствовало бы повышению эффективности работы классного руководителя:

1) повышение заработной платы за классное руководство - бал.; 2) специальные курсы по повыше­нию квалификации классных руководителей - _________ бал.; 3) более продуманные и более современные планы работы классного руководителя - ___ бал.; 4) разнообразные формы и методы работы классного руководи­
теля - _________________________________ бал.; 5) доброжелательное отношение к классному руководителю со стороны администрации

школы - бал.; 6) повышение профессиональной квалификации классного руководителя как воспитателя

- ________________________________________________________________ бал.; 7) повышение уровня общекультурной подготовки классного руководителя - ______________________ бал.; 8) обмен

передовым педагогическим опытом - ________________________________________ бал.; 9) чтение психолого-педагогической литературы - ____________________________________________ бал.;

10) что еще?

 

6. Оцените степень эффективности вашей работы в качестве классного руководителя по следу­ ющим направлениям воспитания:

Направления воспитания

Реально

Желательно бы

При условии

1. Нравственное

 

 

 

2. Умственное

 

 

 

3. Физическое

 

 

 

4. Эстетическое

 

 

 

5. Половое

 

 

 

6. Трудовое

 

 

 

7. Экологическое

 

 

 

8. Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотическое

 

 

 

9. Патриотическое

 

 

 

10. Правовое

 

 

 

11. Экономическое

 

 

 

12. Культуры поведения

 

 

 

13. Дисциплины

 

 

 

14. Что еще?

 

 

 

 

7. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современного классного руководителя.

2.2. Подбор и выделение индикаторов воспитанности

На данном этапе определяются конкретные индикаторы, позволяющие делать обоснованные выводы о качестве воспитанности учащихся. Содержание их обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом.

Основываясь на работах В.П. Панасюка, Т.И. Шамовой и др., в качестве индикаторов воспитанности мы рассматриваем сформированность у учащихся отношений к знаниям, к обществу, к себе, к труду, к природе, к искусству, к традициям, к предкам, к государству.

Выбор индикаторов воспитанности осуществляется с помощью педагогов ОУ методом ранжирования (см. табл. 1).

Таблица 1

 

Индикатор

Показатель

Рейтинг

Средний показатель

Рейтинговое место

1. Отношение к знаниям

1. Потребность в знаниях. 2. Потребность в новых видах деятельности. 3. Самообразование

 

 

 

2. Отношение к обществу

4. Социальная адаптированность. 5. Активность. 6. Нравственность. 7. Автономность. 8. Толерантность

 

 

 

3. Отношение к себе

9. Самовоспитание. 10. Самосовершенствование. 11. Самооценка. 12. Уровень притязаний. 13. Отношение к собственному здоровью

 

 

 

4. Отношение к труду

14. Отношение к труду. 15. Профессиональное самоопределение

 

 

 

5. Отношение к природе

16. Отношение к природе

 

 

 

6. Отношение к искусству

17. Отношение к культуре, искусству

 

 

 

7. Отношение к традициям

18. Отношение к истории, традициям, предкам, государству(патриотизм)

 

 

 

Пояснение к таблице. Для того чтобы определить рейтинговое место каждого индикатора, указанные в графе «рейтинг» номера показателей необходимо сложить и вычислить среднее арифметическое число показателей.

Данный набор показателей воспитанности не претендует на полноту, но является отражением модели выпускника ОУ.

 

2.3. Поиск методик оценки качества воспитанности

Подбор методик необходимо производить в соответствии с избранными индикаторами.

Диагностика по индикатору отношение к знаниям построена нами на основе анкеты для учащихся 7-11-х классов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам», представленной в работе П.И. Треть­якова (см. табл. 2).

По индикатору отношение к обществу выбрана методика, разработанная профессором М.И. Рожковым для изучения социализированности личности учащегося. Уровень толерантности определяется по опрос­ нику «Индекс толерантности» (см. табл. 3).

Отношение к труду диагностируется с помощью опросника для выявления готовности школьников к выбору профессии, подготовленного профессором В.Б. Успенским (см. табл. 4).

2.4. Подготовка диагностического инструментария

Выбранные методики легли в основу разработанной нами анкеты по оценке качества воспитанности для учащихся 9-11-х классов, в которой нашли отражение все индикаторы.

 

Таблица 2

АНКЕТА

1.    Укажите Ваш пол.

2.    В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.

 

 

Критерии

Отношение

Предметы

 

 

 

Русский язык

(1)

Литература (2)

Математика (3)

Биология (4)

Физика (5)

Химия (6)

История (7)

География (8)

Ин. яз. (9)

Технология (Ю)

Физкультура (11)

Информатика (12)

ОБЖ

(13)

1

Ситуативный интерес

1. Проявляю интерес к отдельным фактам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Учение по необ­ ходимости

2. Стараюсь добросове­ стно выпол­ нять про­ грамму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Интерес к предмету

3. Получаю интеллекту­ альное удо­вольствие от решения задач

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Проявляю интерес к обобщениям и законам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Повышенный познаватель­ ный интерес

5. Мне инте­ ресны не только зна­ ния, но и способы их добывания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Испыты­ ваю интерес к самообра­зованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методика оценки воспитанности учащихся