Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:03, доклад
Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
• Подготовительный этап исследования.
• Выделение индикаторов воспитанности.
• Поиск методик оценки качества воспитанности.
• Подготовка диагностического инструментария.
• Проведение исследования.
• Анализ и обсуждение результатов исследо вания.
Методика оценки воспитанности учащихся
Изучение качества воспитанности учащихся проходит ряд этапов:
• Подготовительный этап исследования.
• Выделение индикаторов воспитанности.
• Поиск методик оценки качества воспитанности.
• Подготовка диагностического инструментария.
• Проведение исследования.
• Анализ и обсуждение результатов исследо вания.
• Регулирование и коррекция образовательного процесса.
2.1. Подготовительный этап исследования
На подготовительном этапе определяются зада чи исследования, составляются план работы и спи сок исполнителей.
Для проведения диагностики необходимо вовлечь как можно больше педагогов. Это будет способствовать повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов исследо вания. Кроме того, активное привлечение педаго гов к исследовательской деятельности должно стать эффективным способом их профессионального роста, развития творческого потенциала.
Определение уровня методологических знаний и умений учителей, необходимых для проведения исследовательской работы, и уровня инновацион ного потенциала педагогического коллектива мож но провести по методике В.И. Андреева.
В основе предполагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки (1 балл - очень низкий уровень, 2 - низкий уровень, 3 - ниже среднего, 4 - чуть ниже среднего, 5 - средний уровень, 6 - чуть выше среднего, 7 - выше среднего, 8 -высокий уровень, 9 - очень высокий уровень диаг ностируемого характера). Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды: сначала самооценка ставится в графе «реально», а затем - в графе «желательно бы», в которой отражается тот резерв качества воспитания, который не задействован, не использован классным руководителем в его воспитательной работе в должной степени.
АНКЕТА
1. Какова степень эффективности решаемых вами как классным руководителем воспитательных задач?
Воспитательные задачи | Реально | Желательно бы |
1. Сплочение ученического коллектива |
|
|
2. Организация коллективных творческих дел |
|
|
3. Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния каждого ученика |
|
|
4. Создание условий для самореализации, самораскрытия каждого ученика |
|
|
5. Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтов между учащимися |
|
|
6. Стимулирование позитивного поведения учащихся |
|
|
7. Оказание помощи учащимся в сложных, затруднительных ситуациях |
|
|
8. Координация взаимодействия учителей, учащихся и родителей |
|
|
2. Какова степень эффективности реализации у вас как классного руководителя следующих управленческих функций? | ||
Управленческие функции | Реально | Желательно бы |
1. Концептуально-целевая |
|
|
2. Планирования |
|
|
3. Организационная |
|
|
4. Стимулирования и организации учащихся |
|
|
5. Оценочно-диагностическая |
|
|
6. Коррекционная |
|
|
7. Прогностическая |
|
|
3. Оцените частоту использования в вашей деятельности как классного руководителя следу ющих форм и методов работы: | ||
Формы и методы работы классного руководителя | Реально | Желательно бы |
1. Беседы |
|
|
2. Встречи с интересными людьми |
|
|
3. Вечера отдыха |
|
|
4. Экскурсии |
|
|
5. Путешествия, выход на природу |
|
|
6. Коллективные творческие дела |
|
|
7. Дискуссии |
|
|
8. Классные часы |
|
|
9. Работа по интересам |
|
|
10. Игры |
|
|
11. Встречи с родителями |
|
|
12. Что еще? |
|
|
4. Оцените, что и в какой степени способствует эффективности вашей работы в качестве класс ного руководителя, а также какие качества и в какой степени «желательно бы» активизировать, развить и использовать более эффективно?
Качества классного руководителя | Реально | Желательно бы |
1. Профессиональная компетентность |
|
|
2. Общая культура, интеллектуальность |
|
|
3. Творческая инициатива |
|
|
4. Наличие хобби, увлечения |
|
|
5. Нравственные качества |
|
|
6. Эрудиция |
|
|
7. Трудолюбие |
|
|
8. Любовь к детям |
|
|
9. Общительность |
|
|
10. Требовательность |
|
|
11. Что еще? |
|
|
5. Что и в какой степени способствовало бы повышению эффективности работы классного руководителя:
1) повышение заработной платы за классное руководство - бал.; 2) специальные курсы по повышению квалификации классных руководителей - _________ бал.; 3) более продуманные и более современные планы работы классного руководителя - ___ бал.; 4) разнообразные формы и методы работы классного руководи
теля - ______________________________
школы - бал.; 6) повышение профессиональной квалификации классного руководителя как воспитателя
- ______________________________
передовым педагогическим опытом - ______________________________
10) что еще?
6. Оцените степень эффективности вашей работы в качестве классного руководителя по следу ющим направлениям воспитания:
Направления воспитания | Реально | Желательно бы | При условии |
1. Нравственное |
|
|
|
2. Умственное |
|
|
|
3. Физическое |
|
|
|
4. Эстетическое |
|
|
|
5. Половое |
|
|
|
6. Трудовое |
|
|
|
7. Экологическое |
|
|
|
8. Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотическое |
|
|
|
9. Патриотическое |
|
|
|
10. Правовое |
|
|
|
11. Экономическое |
|
|
|
12. Культуры поведения |
|
|
|
13. Дисциплины |
|
|
|
14. Что еще? |
|
|
|
7. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современного классного руководителя.
2.2. Подбор и выделение индикаторов воспитанности
На данном этапе определяются конкретные индикаторы, позволяющие делать обоснованные выводы о качестве воспитанности учащихся. Содержание их обусловлено комплексом целей и задач, решаемых школьным коллективом.
Основываясь на работах В.П. Панасюка, Т.И. Шамовой и др., в качестве индикаторов воспитанности мы рассматриваем сформированность у учащихся отношений к знаниям, к обществу, к себе, к труду, к природе, к искусству, к традициям, к предкам, к государству.
Выбор индикаторов воспитанности осуществляется с помощью педагогов ОУ методом ранжирования (см. табл. 1).
Таблица 1
Индикатор | Показатель | Рейтинг | Средний показатель | Рейтинговое место |
1. Отношение к знаниям | 1. Потребность в знаниях. 2. Потребность в новых видах деятельности. 3. Самообразование |
|
|
|
2. Отношение к обществу | 4. Социальная адаптированность. 5. Активность. 6. Нравственность. 7. Автономность. 8. Толерантность |
|
|
|
3. Отношение к себе | 9. Самовоспитание. 10. Самосовершенствование. 11. Самооценка. 12. Уровень притязаний. 13. Отношение к собственному здоровью |
|
|
|
4. Отношение к труду | 14. Отношение к труду. 15. Профессиональное самоопределение |
|
|
|
5. Отношение к природе | 16. Отношение к природе |
|
|
|
6. Отношение к искусству | 17. Отношение к культуре, искусству |
|
|
|
7. Отношение к традициям | 18. Отношение к истории, традициям, предкам, государству(патриотизм) |
|
|
|
Пояснение к таблице. Для того чтобы определить рейтинговое место каждого индикатора, указанные в графе «рейтинг» номера показателей необходимо сложить и вычислить среднее арифметическое число показателей.
Данный набор показателей воспитанности не претендует на полноту, но является отражением модели выпускника ОУ.
2.3. Поиск методик оценки качества воспитанности
Подбор методик необходимо производить в соответствии с избранными индикаторами.
Диагностика по индикатору отношение к знаниям построена нами на основе анкеты для учащихся 7-11-х классов «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам», представленной в работе П.И. Третьякова (см. табл. 2).
По индикатору отношение к обществу выбрана методика, разработанная профессором М.И. Рожковым для изучения социализированности личности учащегося. Уровень толерантности определяется по опрос нику «Индекс толерантности» (см. табл. 3).
Отношение к труду диагностируется с помощью опросника для выявления готовности школьников к выбору профессии, подготовленного профессором В.Б. Успенским (см. табл. 4).
2.4. Подготовка диагностического инструментария
Выбранные методики легли в основу разработанной нами анкеты по оценке качества воспитанности для учащихся 9-11-х классов, в которой нашли отражение все индикаторы.
Таблица 2
АНКЕТА
1. Укажите Ваш пол.
2. В таблицах 2, 3 укажите балл, соответствующий варианту вашего ответа: 4 - всегда;
3 - почти всегда; 2 - иногда; 1 - очень редко; 0 - никогда.
№ | Критерии | Отношение | Предметы | ||||||||||||
Русский язык (1) | Литература (2) | Математика (3) | Биология (4) | Физика (5) | Химия (6) | История (7) | География (8) | Ин. яз. (9) | Технология (Ю) | Физкультура (11) | Информатика (12) | ОБЖ (13) | |||
1 | Ситуативный интерес | 1. Проявляю интерес к отдельным фактам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Учение по необ ходимости | 2. Стараюсь добросове стно выпол нять про грамму |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Интерес к предмету | 3. Получаю интеллекту альное удовольствие от решения задач |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Проявляю интерес к обобщениям и законам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
4 | Повышенный познаватель ный интерес | 5. Мне инте ресны не только зна ния, но и способы их добывания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Испыты ваю интерес к самообразованию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|