Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 17:50, реферат
Проблема эстетического воспитания личности имеет глубокие исторические корни: еще во времена античности Сократ и Платон рассматривали вопросы эстетического воспитания человека и указывали на огромное влияние искусства на поведение и мироощущение человека. Эту проблему рассматривали такие ученые, как: В. Сухомлинский, Н. Волкова, А. Кузьминский, Н. Тихомирова, С. Максимюк и др.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
на тему
«Эстетическое воспитание студентов ВУЗов»
студента ІIІ курса
группы Б
Павлия Филиппа Николаевича
Преподаватель:
Донецк 2011
Проблема эстетического воспитания личности имеет глубокие исторические корни: еще во времена античности Сократ и Платон рассматривали вопросы эстетического воспитания человека и указывали на огромное влияние искусства на поведение и мироощущение человека. Эту проблему рассматривали такие ученые, как: В. Сухомлинский, Н. Волкова, А. Кузьминский, Н. Тихомирова, С. Максимюк и др.
Цель данного реферата состоит в том, чтобы раскрыть сущность эстетического воспитания студентов вузов средствами изобразительного искусства, музыки, театра, дать понятие об эстетической культуре личности.
Известно, что эстетическое формирует высокий уровень духовных качеств человека, его духовный потенциал, с помощью которого развивается эмоциональность и чувствительность каждой личности. Эстетические чувства личности выступают побудителями поведенческих реакций. Человек, который чувствует, видит красоту, влюблен в нее, наслаждается ею, подсознательно воспринимает высокие нравственные качества. Именно такой уровень нравственности начинается тогда, когда личностью руководят не столько нормы морали, сколько эстетические идеалы, вкусы, взгляды, оценки; когда добрый поступок приносит человеку эстетическое наслаждение и отвечает не только нормам морали, но и его внутреннему состоянию; когда именно жизнь для него становится приятнейшей; когда состояние человека можно назвать гармоничным. Таким образом, всестороннее и гармоничное развитие человека не может быть без его эстетического воспитания.
“Эстетическое воспитание – это систематическое, целенаправленное влияние на личность, ориентированное на формирование его эстетических идеалов, вкусов и потребностей, на выработку у нее способности воспринимать, переживать и оценивать прекрасное в природе, жизни, искусстве и труде, на пробуждение и развитие ее творческих способностей и непримиримости ко всему безобразному и никчемному в жизни и деятельности”, – утверждает С.П. Максимюк [2, с. 331].
“Эстетическое воспитание – это педагогическая деятельность, направленная на формирование способности воспринимать и преображать действительность по законам красоты”, – утверждает Н.П. Волкова [1, с. 121].
Целью эстетического воспитания студента является высокий уровень эстетической культуры личности, ее способность к эстетическому освоению действительности. Эстетическая культура, в свою очередь, предусматривает сформированность у человека эстетических знаний, вкусов, идеалов, развитие способностей к эстетическому восприятию явлений действительности, произведений искусства, потребность вносить прекрасное в окружающий мир и оберегать красоту природы.
Эстетическая культура содержит в себе такие компоненты:
1. Эстетическое восприятие определяется как способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства [3].
2. Эстетические чувства – эмоциональные, оценочные отношения человека к явлениям действительности и искусства.
3. Эстетические потребности – потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
4. Эстетические вкусы – это стойкие, эмоциональные, оценочные отношения человека к произведениям искусства, которые носят избирательный, субъективный характер; эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов субъекта.
5. Эстетические идеалы, социально и индивидуально психологически обусловлены представлениями каждого индивида о совершеннейшей красоте в природе, обществе, человеке, искусстве, художественные умения, способности в области искусства. Эстетический идеал выступает своеобразным эталоном, который имеет индивидуальный характер.
6. Эстетическое наслаждение – определенные позитивные ощущения человека от восприятия и понимания прекрасного.
7. Эстетические суждения – мысли, которые передают отношение личности к определенному объекту, явлению.
8. Эстетическая деятельность – конечная цель эстетического воспитания; способность внедрять эстетические взгляды, идеалы и вкусы человека в его жизнь.
Все эти компоненты формируют эстетическое сознание не только отдельного студента, но и нации в целом, которая имеет способность беречь его и передавать следующим поколениям именно через художественные произведения искусства и тем самым делают его (сознание) духовно богатым. Эстетическое сознание определяется как форма общественного сознания, которое является художественно-эмоциональным освоением действительности через эстетическое восприятие и выражается в эстетических взглядах и творчестве [1].
Эстетическая культура формируется в процессе художественно-эстетического воспитания. Задачей эстетического воспитания является развитие у студентов творческих способностей, а именно: оригинальности, инициативности, настойчивости, трудоспособности, способности к самовоспитанию.
Источники эстетического воспитания характеризуются широким спектром способов: художественная литература, музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, природа, архитектура, красота труда, отношений между людьми.
В процессе художественно-эстетического воспитания используют различные формы работы: лекции, кружки, экскурсии, выставки творческих работ, вечера. Во внеаудиторной работе эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях, студиях, клубах.
Большое значение имеет внеаудиторная работа со студентами в свободное от учебы время. Актуальным является развитие у студентов эмоциональной памяти, эстетических чувств, творческого воображения, которые формируются на основе эмоций, эмоциональной чувствительности как первоосновы восприятия. Изобразительное искусство как способ эстетического воспитания способствует развитию эмоциональной и духовной сфер студента, повышает его эстетическую воспитанность. Все способы эстетического воспитания: рисование, аппликация, вышивание, бисероплетение, лепка и т. д. – являются доступнейшими способами выражения чувств, эмоций студента, его творческих стремлений. Чтобы заинтересовать студента изобразительным искусством, необходимо обращение к своему прошлому и лучшим произведениям его художественной культуры, а также объединение различных видов творчества, например: можно объединить музыку и литературу, музыку и изобразительное искусство. Считается, что музыка является не вспомогательным, а очень важным способом эстетического воспитания. Музыкальное сопровождение создает особый художественный мир – мир высоких чувств, высокого эмоционального напряжения, помогает создать творческую атмосферу. Таким образом, произведения музыки и изобразительного искусства создают в юной душе чувства величия и красоты, возвышают человека в его собственных глазах. Посещение студентами художественного музея, знакомство с его картинами и скульптурами составляют настоящую школу эстетического воспитания. Воспитательная ценность произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства состоит в том, что они являются доступным способом эстетического воспитания, которые обеспечивают непрерывную трудовую и художественную деятельность студентов во внеаудиторной работе и дома, вызывают желание достигнуть своей цели и увидеть результат своего творчества.
Сильным способом интеллектуального, эмоционального и эстетического воспитания является портретная живопись. Важным является умение увидеть в глазах горе, обиду, страдания, одиночество, а главное – уметь видеть в глазах своего ближнего потребность в сострадании, помощи. Зеркалом души и чувств являются глаза [4, с. 562]. Картины и скульптуры составляют настоящую школу эстетического воспитания студентов, могут быть использованы во время проведения кураторами разных воспитательных мероприятий для эстетического развития молодого поколения.
Музыкальное воспитание – одна из составляющих эстетического воспитания в вузе, которая играет особенную роль во всестороннем развитии личности; это уникальный способ формирования эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, и на этой основе – представлений и ценностных ориентаций. Благодаря специфической природе музыки как способу эстетического воспитания, музыкальное воспитание отображается не только на художественной сфере, но и на общем духовном развитии личности, раскрывая в процессе занятий музыкой такие способности, как воображение, память, творческое мышление, фантазию и другое. Однако процесс формирования музыкальной культуры имеет большое значение во внеаудиторной работе. На помощь куратору в процессе эстетического воспитания студентов может прийти музыкально-просветительская деятельность. Главное в музыкально-просветительской деятельности, – это “владение словом, живая музыка, заинтересованность аудитории, уважительное отношение к ней. Музыка – это источник развития личности, это язык чувств, переживаний, тонких оттенков настроения. В.А. Сухомлинский говорил: “Мелодия передает тонкие оттенки чувств, недоступные слову. Музыка начинается там, где кончается слово. И если словом ограничивается проникновение воспитателя в потайные уголки юного сердца, если после слова не начинается тонкое и глубокое проникновение – музыка, воспитание не могут быть полноценными” [4, с. 553].
Тесную связь музыкально-
Воспитание через искусство театра подразумевает развитие полноценного восприятия спектакля, понимания слова этого искусства. Развитие умения воспринимать искусство театра воспитывает эстетические вкусы, повышает художественно-эстетическую культуру студента. Формирование художественно-эстетической культуры студентов с помощью театра рассматривается как динамический процесс, во время которого студенты приобретают новые эстетические знания, умения, формируют суждения, способности и потребности анализа театральной культуры. Театр – это искусство действия. На сцене образы раскрываются в действиях актера непосредственно во время творчества, которое имеет большое влияние на зрителя. Таким образом, студент все время оценивает себя с целью саморазвития и самоусовершенствования, формирования личностных эстетических идеалов. Театр – это искусство действия в объединении с образностью, музыкальностью и чувственностью.
Выводы. Следует помнить, что развитую в эстетическом плане личность характеризует наличие гуманных качеств и чувств, что составляют морально-эстетическое сознание: интерес к искусству, воспитанный художественный вкус, развитие творческих способностей, способность воспринимать и интегрировать художественные произведения, высказывать личностное отношение к ним, аргументировать свои мысли и оценки, проявлять умение анализировать свои поступки и поступки других и, как результат – строить свою жизнь в соответствии с нормами человеческой морали и эстетического совершенства.
Список использованной литературы
1. Волкова Н.П. Педагогіка : посібник / Н.П. Волкова. – К. : Академія, 2003. – 576 с.
2. Максимюк С.П. Педагогіка : навч. посіб. / С.П. Максимюк. – К. : Кондор, 2005. – 668 с.
3. Мойсеюк Н.Є. Педагогіка : навч. посіб. / Н.Є. Мойсеюк. – 4-тє вид., доповн. – К., 2003. – 615 с.
4. Сухомлинський В.О. Народження громадянина / В.О. Сухомлинський // Вибр. твори : в 5 т. – К. : Радянська школа, 1976. – Т. 5. – 670 с.