Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:21, курсовая работа
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.
ВВЕДЕНИЕ
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.
Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Процесс самовоспитания наиболее активно протекает в подростковом, старшем школьном возрасте. Основную роль в организации самовоспитания подростка играет педагогическое воспитание в школе.
Невозможно оторвать друг от друга понятия воспитание и самовоспитание, это две стороны одного и того же процесса, имеющий одни и те же цели. Как воспитание невозможно организовать без самовоспитания объекта воспитательного процесса, так и самовоспитание школьника-подростка было бы проблематично без педагогического воспитания.
В
настоящее время в науке
Можно
выделить следующие параметры
Рассматривая
самовоспитание как фактор развития
творческих способностей личности подростка,
старшеклассника следует
1.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении.
В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.
Воспитание красотой и через красоту формирует не только:
1) эстетико-ценностную ориентацию личности;
2)
развивает способность к
3) развивает познавательную способность личности;
4)
учит индивида воспринимать
Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению ученых, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое воспитание обладает двумя функциями, составляющими единство противоположностей:
Основные задачи эстетического воспитания можно свести к следующим положениям:
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
Рассмотрим некоторые из них, применительно к процессу эстетического воспитания.
1.
Связь воспитания с жизнью. Методологически
этот принцип опирается на
положение о единстве теории
с практикой и требует в
связи с формируемыми
2.
Единство воспитания, обучения и
развития. Данный принцип реализуется
в воспитывающем характере
Любая деятельность молодежи должна носить эстетическую направленность; в ходе ее должны формироваться не только идейно-политические, нравственные, но и эстетические идеалы.
3. Комплексный подход ко всему делу воспитания. Данный принцип предполагает единство объективных и субъективных факторов в процессе формирования эстетически развитой личности.
На практике данный принцип предполагает единство целей, содержания и методов эстетического воспитания, единство всех этапов воспитательного процесса и всех его сторон.
4.
Сочетание педагогического
5.
Систематичность и
6.
Учет возрастных и
7. Принцип креативности. Развитие творческого потенциала студента -- суть и цель эстетического воспитания. Дело в том, что эстетическое сознание не только отражает эстетические стороны жизни, оно формирует в личности устойчивую потребность в творчестве. Творчество – форма самоутверждения человека, его самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота, развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества -- это развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и действовать в соответствии с идеалами. Все средства эстетического воспитания позволяют формировать названные качества в условиях деятельности, отвечающих эстетическим потребностям.
Творческий потенциал формируется самым эффективным образом при систематическом восприятии художественных произведений и в процессе самодеятельного художественного творчества. В работе «О специфике искусства» Э.В. Ильенков отмечал, что «эстетически неразвитый индивидуум сильно проигрывает как сила творческая: для него характерен как раз формально-догматический тип интеллекта, свидетельствующий о недостаточном развитии продуктивной силы воображения, и именно потому, что последняя развивается и совершенствуется специально как раз искусством».
Произведения искусства – продукт творчества, и их восприятие предполагает соответственно творчество реципиента. «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа», – считал Нильс Бор.
Способность искусства развивать образное мышление, культуру чувств, ценностные ориентации, достигать оптимального единства рационального и эмоционального в духовном мире личности позволяет вести речь о его эвристической функции, которая широко должна быть использована в учебно-воспитательном процессе. Отсюда следует, что никакое обновление высшей школы невозможно без специальной программы культурно-эстетической подготовки студентов.
Творческий процесс – важнейшее средство самопознания, ибо все, что создано человеком, наделено конкретной человеческой субъективностью. Продукт творчества находится в прямой зависимости от богатства культуры, привнесенного в него человеческого содержания, а также степени и качества его выражения. Без этого не может быть творчества. Поэтому для того, чтобы формировать творческую личность, нужно стремиться дать ей возможность свободно выразить свою созидательную индивидуальность.
Информация о работе Эстетическое воспитание на возрастных этапах