Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:23, курсовая работа
Развитие научно-технического прогресса невозможно без подготовки творчески мыслящих специалистов всех отраслей народного хозяйства, в том числе по химии. Решение этой задачи возложено на высшую и среднюю школу, которая призвана подготовить такого человека, уделив главное внимание индивидуальным особенностям учащихся. Коренное улучшение обучения, эстетического воспитания, развития школьников, подготовки их к труду может быть достигнуто путем совершенствования и качественного изменения учебно-воспитательного процесса.
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Эстетическое воспитание учащихся и система внеклассной работы по химии. 3
1.1. Анализ решения проблемы 3
индивидуальной внеклассной работы. 3
Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания школьников. 8
2.1. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
Список использованных источников 29
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством) (25; 1580). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное (13; 7). Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие.
В
использованной литературе имеется
множество различных подходов к
определениям понятий, выбору путей
и средств эстетического
В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию
В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" (16; 6).
В
кратком словаре по эстетике эстетическое
воспитание определяется как "система
мероприятий, направленных на выработку
и совершенствование в человеке
способности воспринимать, правильно
понимать, ценить и создавать прекрасное
и возвышенное в жизни и
искусстве" (11; 451). В обоих определениях
речь идет о том, что эстетическое
воспитание должно вырабатывать и совершенствовать
в человеке способность воспринимать
прекрасное в искусстве и в
жизни, правильно понимать и оценивать
его. В первом определении, к сожалению,
упущена деятельная или созидательная
сторона эстетического
Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" (13; 51). Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (13; 42).
Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.
Во-первых, это процесс целенаправленного
воздействия. Во-вторых, это формирование
способности воспринимать и
в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.
В
процессе исследования мы обратили внимание,
что часто среди педагогов
бытует ошибочное мнение о тождестве
эстетического и
В
"активизации способности
Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын
М.М., который считает: "Конечная цель
[эстетического воспитания] - гармоничная
личность, всесторонне развитый человек…
образованный, прогрессивный, высоконравственный,
обладающий умением трудиться, желанием
творить, понимающий красоту жизни
и красоту искусства" (21; 142). Эта
цель также отражает и особенность
эстетического воспитания, как части
всего педагогического
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Г.С. Лабковская, Д.Б. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути.
Итак, во-первых, это "создание
определенного запаса
Суть
этой задачи состоит в накоплении
разнообразного запаса звуковых, цветовых
и пластических впечатлений. Педагог
должен умело подобрать по указанным
параметрам такие предметы и явления,
которые будут отвечать нашим
представлениям о красоте. Таким
образом, будут формироваться
Вторая
задача эстетического воспитания состоит
в "формировании на основе полученных
знаний и развития способностей художественного
и эстетического восприятия таких
социально-психологических
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения.
Б.Т.
Лихачев отмечает, что « …такое
беглое знакомство с шедеврами искусства
исключает один из главных элементов
эстетического отношения –
С эстетическим любованием тесно связана общая способность к глубокому переживанию. «Возникновение гаммы возвышенных чувств и глубокого духовного наслаждения от общения с прекрасным; чувства отвращения при встрече с безобразным; чувства юмора, сарказма в момент созерцания комического; эмоционального потрясения, гнева, страха, сострадания, ведущих к эмоциональному и духовному очищению, возникающему в результате переживания трагического, - все это признаки подлинной эстетической воспитанности», - отмечает тот же автор (13; 169).
Глубокое
переживание эстетического
Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы "воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его "по законам красоты" (26; 60).
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А.В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических
Наряду
с ними важнейшим элементом
Эстетические
явления действительности и искусства,
глубоко воспринятые людьми, способны
порождать богатый
Информация о работе Эстетическое воспитание учащихся на уроках химии